Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
О летающих лодках и их конструкторе

Дмитрий Павлович Григорович (6 февраля 1883, Киев — 26 июля 1938, Москва) — российский и советский авиаконструктор, специалист по гидросамолётам и истребителям.

Учился в реальном училище, позже поступил и закончил Киевский политехнический институт (1909 год, 26 лет). В 1911 году Григорович переехал в Петербург, и занимается журналистикой, в частности, издаёт журнал «Вестник воздухоплавания». С 1912 года работал техническим директором завода «Первого Российского товарищества воздухоплавания С. С. Щетинин и К».

В 1913 году сконструировал свою первую, экспериментальную, летающую лодку М-1. Это был один из первых в мире гидросамолётов. 1914 год ознаменовался постройкой экспериментальных летающих лодок М-2, М-3 и М-4. Накопив опыт, в 1915 году он создаёт весьма удачную летающую лодку М-5. Это был двухместный биплан деревянной конструкции. Летающая лодка даже поступила на вооружение российского флота, в качестве разведчика и корректировщика артиллерийского огня. Очевидно, что этому помогла идущая Первая мировая война, так как уже 12 апреля 1915 года М-5 совершил первый боевой вылет. Лодка строилась серийно, и её производство продолжалась до 1923 года. Создаётся и более тяжёлый гидросамолёт М-9, предназначенный для нанесения уже бомбовых ударов по кораблям и береговым объектам. Летные испытания М-9 проводились в Баку с 25 декабря 2015 года, по юлианскому тогда действовавшему календарю или 7 января 2016 года по григорианскому календарю, на который Россия перешла декретом Совнаркома («Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря»), подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года. Что касается лодки, то М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Хотя конечно по современным понятиям – кошмар, разница между максимальной и посадочной скоростью составляла не более 25 километров в час, но то было бесстрашное племя, так в сентябре 1916 года морской лётчик Ян Нагурский выполнил на М-9 мёртвую петлю! Всего их было построено около 500 экземпляров, и она полностью удовлетворяла флот, но очень не долго. В начала 1917-го года, у немцев появился поплавковый гидросамолет "Альбатрос", значительно превосходивший русские летающие лодки по скорости и вооружению.

Буржуазная революция февраля 1917 внесла изменения в жизнь Григоровича. В июле 1917 года Григорович становится владельцем завода, отделившегося от завода С. С. Щетинина, на котором он раньше работал. Но это не дало ему заказов на новые самолёты. В 1918 году завод был национализирован, а сам Григорович уехал, но не за границу, а в Севастополь, поближе к морю и своим лодкам.

В 1922 году Григорович переезжает в Москву и возглавляет конструкторское бюро завода ГАЗ №1 (бывший «Дукс»). Именно здесь он создаёт первые советские истребители И-1 и И-2, конечно наиболее удачным оказался И-2, он строился серийно с 1926 по 1929 год. Всего выпущено 211 самолётов, которые состояли на вооружении Красной Армии.

Но его тянет к морской тематике и много сил тратит на организацию «Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС)». Всё идет весьма успешно, но….

Не миновала его эта чаша. 31 августа 1928 года Григорович был арестован. Конечно по доносу, а доносил скорей всего «пустышка-революционер» переполняемый своим величием, иначе, по современному - любитель самопиара. Григорович «получил» 10 лет, по 58 статье. Выносящие приговор были умнее доносчиков, а их руководство ещё умнее, в результате, заключение Григорович отбывал в Москве, в так называемой «шарашке», где он с «коллегой» по несчастью Н. Н. Поликарповым (имеющий расстрельный приговор) создаёт легендарный истребитель И-5, первый полет который совершил 29 апреля 1930 года. Кстати, это был далеко не первый и не последний совместный проект этих двух талантливых конструкторов! Тем не менее, «десятилетний» срок заключение для Григоровича закончился в 1931 году.

В последующие годы Дмитрий Павлович Григорович продолжает заниматься конструкторской работой, а также преподаёт в МАИ, иначе, участвует в подготовке новых научных и инженерных авиационных кадров Советской России. В МАИ он становится профессором и заведующим кафедрой конструкции самолётов. Кстати, как Вам такой карьерный рост человека ранее обвинённого в контрреволюционной, антигосударственной деятельности! Вы подобное сегодня можете представить?

К сожалению, его жизнь оборвалась в 55 лет (26 июля 1938) от рака. Памятник на его могиле вызывает уныние.
Рейтинг записи:
5,5 - 39 отзывов
Нравится37
Поделитесь записью с друзьями
Лис Лис
Толковый мужичок.
Юра Юра
да
Наверх