
Профилактика «профессионального выгорания» педагога
1. Профессиональная деформация
2. Психического выгорание
3. Понятие стресса
4. Профилактика психического выгорания, стресса
Различие профессиональной деформации и психического выгорания заключается в том, что о психическом выгорании принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы.
Используя условную оппозицию "Профессионал - Человек", можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
"Я как профессионал" - часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности.
"Я как человек" - более центральная ("своя") часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой "личной жизни".
1. Профессиональная деформация представляется расширением господства "Я профессионального" в область деятельности "Я человеческого".
Работая в образовательном учреждении, педагог обычно находится в отношениях с учащимися в роли «контролирующего и воспитывающего родителя». Приходя домой, педагог не может переключиться и остается в этой привычной роли.
Если педагог – женщина, то в этом случае ролевые функции в семье устанавливаются в следующем виде:
Жена – «контролирующий или воспитывающий родитель» для своих детей и для мужа.
Муж – «ребенок» (если он уступил жене и согласился по каким-либо причинам на эту роль) для своей жены и брат для своих детей.
Дети, в этой ситуации, находятся по отношению к матери в однозначной и понятной, хотя и недостаточной, роли «ребенка». По отношению к отцу дети находятся в двойственной для себя роли «сына», «дочери» и одновременно «брата», «сестры».
Положению детей в такой семье не позавидуешь. Ролевые отношения в семье усваиваются детьми как образцы для подражания. Практика индивидуального психологического консультирования подтверждает наличие таких проблем.
Что касается отношений между женой – «родителем» и мужем – «ребенком», то в некоторых ситуациях их совместной личной жизни также возникают коллизии. Например, понятные попытки уклонения от интимного общения с матерью со стороны «ребенка» - мужа, и галлюцинации по этому поводу со стороны «родителя» - жены.
Сложностей в жизни, порожденных эффектом профессиональной деформации много и есть смысл своевременно от подобных деформаций освобождаться.
2. Профессиональное выгорание или "синдром сгорания" можно представить как потерю контролирующей роли "Я профессионального" и внедрение "Я человеческого" в область профессиональной компетенции. На работе педагоги "по-человечески" устают и испытывают раздражение.
«Синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. «Синдром сгорания» выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Несколько лет назад американские психологи обратили внимание на то, что у некоторых людей во время, казалось бы, спокойной работы стиль общения меняется как при стрессе. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, т.е. на психологов и социологов, рабочая обязанность которых - облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Анализ работы этой службы выявил особую форму "болезней стресса", своего рода "болезнь общения". Ее назвали впечатляюще: "выгорание персонала", "выгорание личности" или короче - "выгорание".
Главная причина - психологическое, душевное переутомление. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны "дарить" клиентам тепло своей души. Жертвами "выгорания" в первую очередь оказываются психотерапевты, психологи (!), педагоги, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо и душевно обслуживать других людей.
Многочисленные проявления "выгорания" можно свести к трем типам.
Первый - "уплощение", "притухание" эмоций, когда исчезает острота чувств и переживаний даже к самым дорогим и близким людям. Второй - возникновение конфликтов с учащимися, коллегами. Сначала они скрытые. В кругу своих коллег начавший "выгорать" педагог с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих учениках. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность. Ее жертвой, как правило, становится ни в чем не повинный ученик, родитель, который ждал от педагога помощи или хотя бы участия.
Третий тип наиболее социально и экономически опасен для общества - это утрата представлений о ценностях жизни, т. е. состояние, в котором "на все наплевать". Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но у него пустой взгляд и ледяное сердце. Мир для него безразличен.
"Выгорания" обычно удается избежать, если коллектив и семья поддерживают в человеке убежденность в том, что, несмотря на трудные условия жизни и работы, он сможет проявить себя достойно. Но главное, конечно, "выгорающему" необходимо отдохнуть душой и телом.
Факторы, влияющие на возникновение «синдром сгорания»:
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания
и положительной оценки;
- «работа с немотивированными» учащимися, постоянно сопротивляющимися усилиям
педагога и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со
стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка условий самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а
подавляются экспериментирование и инновации;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального
совершенствования;
- неразрешенные личностные конфликты;
- из-за неудач или плохого самочувствия педагог занимает пассивную позицию и
обвиняет окружающих. В этих ситуациях чувство бессилия и безнадежности увеличиваются.
3. Стресс - это реакция организма на изменения. Выделено три фазы: - тревога - реакция на угрозу, подготовка к встрече с опасностью; - адаптация - мобилизация необходимых ресурсов, перестройка деятельности; - истощение - возникает дефицит ресурсов и развивается болезненное состояние.
В момент начала воздействия стрессора происходит сужение сознания и активизация подкорковых программ реагирования. При воздействии на человека кратковременной психотравматической ситуации, после ее завершения, стрессовая реакция может не заканчиваться, а развиваться и усложняться со временем.
Мысли, эмоции, физическая активность, пища, окружающая среда - вот естественные источники стресса. Неестественным является продолжительный стресс.
Естественный жизненный цикл протекает по схеме:
«стресс - напряжение - сброс напряжения - расслабление».
Противоестественный цикл выглядит так:
стресс - напряжение - сброс напряжения - расслабление -
стресс - напряжение - сброс напряжения - рассла... -
стресс - напряжение - сбро. . . -
стресс - напряжение - стресс
Если тормозятся стадии сброса напряжения и расслабления, то возрастают стадии стресса и напряжения. Когда напряжение, вызванное стрессом, достигает порога, обусловленного индивидуальными особенностями организма, жизненно важные системы организма начинают давать сбои, отказывать.
4. Профилактика - подготовка человека к каким-либо психотравматическим ситуациям и затем некая помощь после перенесенного стресса.
Если исходить из этого классического определения понятия «стресс», то стрессоустойчивость — это умелая подготовка к возможным изменениям и готовность к ним. Чем сильнее реакция тревоги, тем больше мобилизируется и расходуется ресурсов, особенно при длительных негативных воздействиях. Есть поговорка: «сгорел на работе». Человек затратил массу жизненных ресурсов, на долгую жизнь их не хватило.
Стрессоустойчивость - это еще и умение сохранять эмоциональное тепло, теплую, дружескую атмосферу в семье, на работе.
Элемент стрессоустойчивости - так называемое «справляющееся поведение». Как вести себя в определенных стрессовых ситуациях, когда тебя не признают, игнорируют твои права, внедряются в твою жизнь? Один рецепт стопроцентно действует - надо научиться не объяснять никому свои права - это и так все знают, а повторять то, что ты хочешь. Если человек не выполняет ваши требования, которые он должен выполнять, то он либо не хочет, либо якобы не слышит, либо якобы не понимает. Поскольку ни «глухоты», ни «тупости» у него на самом деле нет, то ему приходится выполнить требование, либо начать с вами переговоры о компенсации, обмене и прочее. Переговоры значительно лучше, чем отказ. Тут есть надежда и перспектива. А надежда и перспектива - лучшее «лекарство» от стресса.
Есть такое понятие, как «ассертивность», то есть уверенное поведение, в отличие от агрессивного и пассивного. Ассертивное означает умение отстаивать свои права без агрессии и ущемления прав других.
Неестественный стресс проистекает из неестественных жизненных стандартов. В процессе жизни мы вырабатываем те или иные стандарты, согласно которым, как нам кажется, должны развиваться события и которых должны придерживаться все без исключения, в том числе и мы. Подобного рода стандарты позволяют нам строить жизнь согласно нашим представлениям.
Неестественный стандарт формулируется примерно так: «События и люди должны соответствовать нашим ожиданиям. Если это не так, это плохо, и они заслуживают наказания» Такая позиция сама по себе провоцирует чувство гнева и стресс. Ведь люди в своих поступках руководствуются самыми различными мотивами, а соответствуют их поступки вашим ожиданиям или нет - вопрос совпадения или игры случая. Можно избавиться от гнева и стрессов, просто убрав из формулировок жизненных стандартов всяческие «должны» и «обязаны».
Один из видов стресса - фрустрация: человек не получает того, на что он рассчитывал, а у него уже произошло мысленное присоединение с предметом влечения. Потому очень важный момент уверенного поведения - осознание своих потребностей, целей и путей к ним.
Естественное назначение страха - предупреждать о надвигающейся опасности. Иногда наше творческое воображение генерирует неестественное чувство страха задолго до возникновения реальной угрозы, а подчас и вовсе без нее.
Гнев также является естественной реакцией. Таким образом, мы концентрируем энергию для быстрого изменения ситуации путем демонстрации угрозы или непосредственно действием. Неестественным является постоянное воспоминание, возрождающее чувство гнева. Таким образом мы продолжаем испытывать гнев, хотя ситуация уже того не требует, а это само по себе лишено смысла.
Методики нейтрализации чувства страха и гнева.
Расслабление, как и знание, помогает побороть страх и гнев. Страх и гнев всегда сопровождается напряжением, а если вы полностью расслаблены, вы просто не сможете испытывать их.
В ряде случаев достаточно переключить внимание на антипод страха, и страх исчезнет. Если страх есть ожидание боли, то его антиподом является предвосхищение удовольствия.
Как только страх предупредил вас об опасности, необходимость в нем и в вызванном им напряжении тут же отпадает.
Очень эффективным приемом является полное прощение. Прощая, вы тем самым решаете для себя, что произошедшее больше не имеет для вас никакого значения. В первую очередь это полезно при переживании обиды и гипертрофированном чувстве вины, которые многие несут как груз прошлого.
Приложите пальцы или ладони к участку тела, где вы испытываете боль или дискомфорт, и скажите: «Что бы это ни было, чем бы оно ни было вызвано, прощаю полностью, и меня это больше не тревожит». В большинстве случаев вы сразу почувствуете облегчение. Главное полностью сконцентрироваться хотя бы на одну минуту. Улучшение состояния будет верным признаком того, что вы сняли часть стресса, вызванного гневом. Повторяйте прием в течение дня, как только выпадет свободная минута. Если улучшения не наблюдается, значит, причина не в чувстве гнева или вы по каким либо причинам не желаете от него избавляться.
Стресс появляется, если человек спешит и слишком торопится с выводами. Если вас кто-то всегда подгоняет, останавливайте таких. Тому, кто сам себя бесконечно подгоняет, надо серьезно разобраться в мотивах такого поведения.
Например, глубоко вдохните и во время выдоха, но не дольше этого выдоха, спросите себя: без чего вообще невозможно обойтись, а что можно отложить на несколько секунд. Единственное, что за такое короткое время приходит на ум, — собственное имя и общее чувство жизни, «витальность». Все остальное можно отложить, хотя бы на несколько секунд, например, заботу о других: за несколько секунд с ними ничего плохого не случится.
Потом надо разложить дела по приоритетам — что можно отложить на несколько часов, на несколько дней. Что можно вообще не делать. Такая реорганизация «повестки дня» сберегает жизненные ресурсы, прерывает поток тревожных размышлений, останавливает суету. Это — разумная скупость в чувствах и мыслях.
На Востоке развита самая мощная система защиты от стресса — замедление времени. Двадцать минут в день делайте медленные, плавные и соразмерные движения, как будто тело движется в теплом масле, стресса точно не будет.
Глобальная причина стресса — неправильное мировоззрение и мышление. Лучше всего мышление тренируется в дискуссиях, причем на отвлеченные и глобальные темы. Без отвлеченных понятий в сознании образуются «интеллектуальные дырки», которые вгоняют людей в стресс.
Если взрослые дома обсуждают только бытовые проблемы, цены и тому подобное, если не затрагивают отвлеченных понятий, не обсуждаются вопросы искусства, жизни вообще, то дети не научатся самостоятельно и критически мыслить, следовательно, станут со временем послушными потребителями всего, что им навяжут.
Абсолютной психологической защитой являются юмор и смех. Есть много вещей и понятий в нашей жизни, которые не заслуживают серьезного к ним отношения. Относясь же к ним серьезно, мы можем стать жертвами манипулирования.
Большое искусство — уметь ладить с людьми. Оно не только благоприятно воздействует на окружающую обстановку, но и спасает жизнь и здоровье человека, который этим искусством владеет. Вообще все проблемы человека — межличностные проблемы. А общий рецепт счастливой и долгой жизни — хорошие человеческие отношения. "Выгорания" обычно удается избежать, если коллектив и семья поддерживают в человеке убежденность в том, что, несмотря на трудные условия жизни и работы, он сможет проявить себя достойно. Но главное, конечно, "выгорающему" необходимо отдохнуть душой и телом.
Психотерапевт Джекоб Морено ввел такое понятие, как «социальный атом», то есть комплекс связей, которые человек создает за свою жизнь. Распад этого «атома» означает, что человек умер в нищете, одиночестве, забвении. Чтобы быть здоровым и успешным, необходимо в свой «социальный атом» вовлечь не менее двух тысяч людей. Человек без других не бывает счастливым. Так что задача любого человека — создание хорошей социальной среды.
Ментальные вирусы человека - плохие мысли, образы несчастий, болезненные навязчивые идеи. Необходимо избавляться от них. Надо набрать в своей памяти «библиотеку позитивных образов», не менее пяти тысяч «образов» здоровых, счастливых, успешных людей. Общение, встречи, портреты - живопись и фотографии, телеинтервью со знаменитостями, изучение биографий знаменитых людей - так создается внутренний архив образцов для построения своего «социального атома».
Некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) ”по косточкам”, как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните с наведения порядка на своем рабочем месте. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Чистка захламленных мусором мыслей, идеалов, идолов сознания подобна чистке захламленного чердака. Наведите порядок на своем «чердаке».
11. Уделите внимание своей внешности. Сделайте прическу.
После стресса:
Если через 7-10 дней после стрессовой ситуации появляется чувство тревоги, то человека необходимо направить к специалисту (психологу или психотерапевту, разбирающемуся в профилактике стресса).
1. Профессиональная деформация
2. Психического выгорание
3. Понятие стресса
4. Профилактика психического выгорания, стресса
Различие профессиональной деформации и психического выгорания заключается в том, что о психическом выгорании принято говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы.
Используя условную оппозицию "Профессионал - Человек", можно более наглядно представить разницу между этими двумя феноменами.
"Я как профессионал" - часть личности, которая ответственна за выполнение профессиональных обязанностей как носитель необходимых для этого знаний, этических установок и принципов; максимально проявляется в профессиональной деятельности.
"Я как человек" - более центральная ("своя") часть личности, включающая в себя некие обыденные представления о жизни и о себе, житейские установки и принципы; в основном проявляется в так называемой "личной жизни".
1. Профессиональная деформация представляется расширением господства "Я профессионального" в область деятельности "Я человеческого".
Работая в образовательном учреждении, педагог обычно находится в отношениях с учащимися в роли «контролирующего и воспитывающего родителя». Приходя домой, педагог не может переключиться и остается в этой привычной роли.
Если педагог – женщина, то в этом случае ролевые функции в семье устанавливаются в следующем виде:
Жена – «контролирующий или воспитывающий родитель» для своих детей и для мужа.
Муж – «ребенок» (если он уступил жене и согласился по каким-либо причинам на эту роль) для своей жены и брат для своих детей.
Дети, в этой ситуации, находятся по отношению к матери в однозначной и понятной, хотя и недостаточной, роли «ребенка». По отношению к отцу дети находятся в двойственной для себя роли «сына», «дочери» и одновременно «брата», «сестры».
Положению детей в такой семье не позавидуешь. Ролевые отношения в семье усваиваются детьми как образцы для подражания. Практика индивидуального психологического консультирования подтверждает наличие таких проблем.
Что касается отношений между женой – «родителем» и мужем – «ребенком», то в некоторых ситуациях их совместной личной жизни также возникают коллизии. Например, понятные попытки уклонения от интимного общения с матерью со стороны «ребенка» - мужа, и галлюцинации по этому поводу со стороны «родителя» - жены.
Сложностей в жизни, порожденных эффектом профессиональной деформации много и есть смысл своевременно от подобных деформаций освобождаться.
2. Профессиональное выгорание или "синдром сгорания" можно представить как потерю контролирующей роли "Я профессионального" и внедрение "Я человеческого" в область профессиональной компетенции. На работе педагоги "по-человечески" устают и испытывают раздражение.
«Синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. «Синдром сгорания» выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Несколько лет назад американские психологи обратили внимание на то, что у некоторых людей во время, казалось бы, спокойной работы стиль общения меняется как при стрессе. Началось с того, что стали поступать жалобы на работников службы психологической и социальной поддержки, т.е. на психологов и социологов, рабочая обязанность которых - облегчать тяжелое психологическое состояние людей, попавших в беду, уменьшать их стресс, помогать советами и душевной беседой. Анализ работы этой службы выявил особую форму "болезней стресса", своего рода "болезнь общения". Ее назвали впечатляюще: "выгорание персонала", "выгорание личности" или короче - "выгорание".
Главная причина - психологическое, душевное переутомление. Особенно быстро и заметно оно наступает при чрезмерной нагрузке у людей, которые по долгу службы должны "дарить" клиентам тепло своей души. Жертвами "выгорания" в первую очередь оказываются психотерапевты, психологи (!), педагоги, врачи и продавцы, т. е. профессионалы общения, призванные и обученные вежливо и душевно обслуживать других людей.
Многочисленные проявления "выгорания" можно свести к трем типам.
Первый - "уплощение", "притухание" эмоций, когда исчезает острота чувств и переживаний даже к самым дорогим и близким людям. Второй - возникновение конфликтов с учащимися, коллегами. Сначала они скрытые. В кругу своих коллег начавший "выгорать" педагог с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о некоторых своих учениках. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. Сначала он сдерживает ее, затем ему с трудом удается скрыть свое раздражение, и, наконец, происходит взрыв и он выплескивает из себя озлобленность. Ее жертвой, как правило, становится ни в чем не повинный ученик, родитель, который ждал от педагога помощи или хотя бы участия.
Третий тип наиболее социально и экономически опасен для общества - это утрата представлений о ценностях жизни, т. е. состояние, в котором "на все наплевать". Человек по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но у него пустой взгляд и ледяное сердце. Мир для него безразличен.
"Выгорания" обычно удается избежать, если коллектив и семья поддерживают в человеке убежденность в том, что, несмотря на трудные условия жизни и работы, он сможет проявить себя достойно. Но главное, конечно, "выгорающему" необходимо отдохнуть душой и телом.
Факторы, влияющие на возникновение «синдром сгорания»:
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания
и положительной оценки;
- «работа с немотивированными» учащимися, постоянно сопротивляющимися усилиям
педагога и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со
стороны коллег и их излишний критицизм;
- нехватка условий самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а
подавляются экспериментирование и инновации;
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального
совершенствования;
- неразрешенные личностные конфликты;
- из-за неудач или плохого самочувствия педагог занимает пассивную позицию и
обвиняет окружающих. В этих ситуациях чувство бессилия и безнадежности увеличиваются.
3. Стресс - это реакция организма на изменения. Выделено три фазы: - тревога - реакция на угрозу, подготовка к встрече с опасностью; - адаптация - мобилизация необходимых ресурсов, перестройка деятельности; - истощение - возникает дефицит ресурсов и развивается болезненное состояние.
В момент начала воздействия стрессора происходит сужение сознания и активизация подкорковых программ реагирования. При воздействии на человека кратковременной психотравматической ситуации, после ее завершения, стрессовая реакция может не заканчиваться, а развиваться и усложняться со временем.
Мысли, эмоции, физическая активность, пища, окружающая среда - вот естественные источники стресса. Неестественным является продолжительный стресс.
Естественный жизненный цикл протекает по схеме:
«стресс - напряжение - сброс напряжения - расслабление».
Противоестественный цикл выглядит так:
стресс - напряжение - сброс напряжения - расслабление -
стресс - напряжение - сброс напряжения - рассла... -
стресс - напряжение - сбро. . . -
стресс - напряжение - стресс
Если тормозятся стадии сброса напряжения и расслабления, то возрастают стадии стресса и напряжения. Когда напряжение, вызванное стрессом, достигает порога, обусловленного индивидуальными особенностями организма, жизненно важные системы организма начинают давать сбои, отказывать.
4. Профилактика - подготовка человека к каким-либо психотравматическим ситуациям и затем некая помощь после перенесенного стресса.
Если исходить из этого классического определения понятия «стресс», то стрессоустойчивость — это умелая подготовка к возможным изменениям и готовность к ним. Чем сильнее реакция тревоги, тем больше мобилизируется и расходуется ресурсов, особенно при длительных негативных воздействиях. Есть поговорка: «сгорел на работе». Человек затратил массу жизненных ресурсов, на долгую жизнь их не хватило.
Стрессоустойчивость - это еще и умение сохранять эмоциональное тепло, теплую, дружескую атмосферу в семье, на работе.
Элемент стрессоустойчивости - так называемое «справляющееся поведение». Как вести себя в определенных стрессовых ситуациях, когда тебя не признают, игнорируют твои права, внедряются в твою жизнь? Один рецепт стопроцентно действует - надо научиться не объяснять никому свои права - это и так все знают, а повторять то, что ты хочешь. Если человек не выполняет ваши требования, которые он должен выполнять, то он либо не хочет, либо якобы не слышит, либо якобы не понимает. Поскольку ни «глухоты», ни «тупости» у него на самом деле нет, то ему приходится выполнить требование, либо начать с вами переговоры о компенсации, обмене и прочее. Переговоры значительно лучше, чем отказ. Тут есть надежда и перспектива. А надежда и перспектива - лучшее «лекарство» от стресса.
Есть такое понятие, как «ассертивность», то есть уверенное поведение, в отличие от агрессивного и пассивного. Ассертивное означает умение отстаивать свои права без агрессии и ущемления прав других.
Неестественный стресс проистекает из неестественных жизненных стандартов. В процессе жизни мы вырабатываем те или иные стандарты, согласно которым, как нам кажется, должны развиваться события и которых должны придерживаться все без исключения, в том числе и мы. Подобного рода стандарты позволяют нам строить жизнь согласно нашим представлениям.
Неестественный стандарт формулируется примерно так: «События и люди должны соответствовать нашим ожиданиям. Если это не так, это плохо, и они заслуживают наказания» Такая позиция сама по себе провоцирует чувство гнева и стресс. Ведь люди в своих поступках руководствуются самыми различными мотивами, а соответствуют их поступки вашим ожиданиям или нет - вопрос совпадения или игры случая. Можно избавиться от гнева и стрессов, просто убрав из формулировок жизненных стандартов всяческие «должны» и «обязаны».
Один из видов стресса - фрустрация: человек не получает того, на что он рассчитывал, а у него уже произошло мысленное присоединение с предметом влечения. Потому очень важный момент уверенного поведения - осознание своих потребностей, целей и путей к ним.
Естественное назначение страха - предупреждать о надвигающейся опасности. Иногда наше творческое воображение генерирует неестественное чувство страха задолго до возникновения реальной угрозы, а подчас и вовсе без нее.
Гнев также является естественной реакцией. Таким образом, мы концентрируем энергию для быстрого изменения ситуации путем демонстрации угрозы или непосредственно действием. Неестественным является постоянное воспоминание, возрождающее чувство гнева. Таким образом мы продолжаем испытывать гнев, хотя ситуация уже того не требует, а это само по себе лишено смысла.
Методики нейтрализации чувства страха и гнева.
Расслабление, как и знание, помогает побороть страх и гнев. Страх и гнев всегда сопровождается напряжением, а если вы полностью расслаблены, вы просто не сможете испытывать их.
В ряде случаев достаточно переключить внимание на антипод страха, и страх исчезнет. Если страх есть ожидание боли, то его антиподом является предвосхищение удовольствия.
Как только страх предупредил вас об опасности, необходимость в нем и в вызванном им напряжении тут же отпадает.
Очень эффективным приемом является полное прощение. Прощая, вы тем самым решаете для себя, что произошедшее больше не имеет для вас никакого значения. В первую очередь это полезно при переживании обиды и гипертрофированном чувстве вины, которые многие несут как груз прошлого.
Приложите пальцы или ладони к участку тела, где вы испытываете боль или дискомфорт, и скажите: «Что бы это ни было, чем бы оно ни было вызвано, прощаю полностью, и меня это больше не тревожит». В большинстве случаев вы сразу почувствуете облегчение. Главное полностью сконцентрироваться хотя бы на одну минуту. Улучшение состояния будет верным признаком того, что вы сняли часть стресса, вызванного гневом. Повторяйте прием в течение дня, как только выпадет свободная минута. Если улучшения не наблюдается, значит, причина не в чувстве гнева или вы по каким либо причинам не желаете от него избавляться.
Стресс появляется, если человек спешит и слишком торопится с выводами. Если вас кто-то всегда подгоняет, останавливайте таких. Тому, кто сам себя бесконечно подгоняет, надо серьезно разобраться в мотивах такого поведения.
Например, глубоко вдохните и во время выдоха, но не дольше этого выдоха, спросите себя: без чего вообще невозможно обойтись, а что можно отложить на несколько секунд. Единственное, что за такое короткое время приходит на ум, — собственное имя и общее чувство жизни, «витальность». Все остальное можно отложить, хотя бы на несколько секунд, например, заботу о других: за несколько секунд с ними ничего плохого не случится.
Потом надо разложить дела по приоритетам — что можно отложить на несколько часов, на несколько дней. Что можно вообще не делать. Такая реорганизация «повестки дня» сберегает жизненные ресурсы, прерывает поток тревожных размышлений, останавливает суету. Это — разумная скупость в чувствах и мыслях.
На Востоке развита самая мощная система защиты от стресса — замедление времени. Двадцать минут в день делайте медленные, плавные и соразмерные движения, как будто тело движется в теплом масле, стресса точно не будет.
Глобальная причина стресса — неправильное мировоззрение и мышление. Лучше всего мышление тренируется в дискуссиях, причем на отвлеченные и глобальные темы. Без отвлеченных понятий в сознании образуются «интеллектуальные дырки», которые вгоняют людей в стресс.
Если взрослые дома обсуждают только бытовые проблемы, цены и тому подобное, если не затрагивают отвлеченных понятий, не обсуждаются вопросы искусства, жизни вообще, то дети не научатся самостоятельно и критически мыслить, следовательно, станут со временем послушными потребителями всего, что им навяжут.
Абсолютной психологической защитой являются юмор и смех. Есть много вещей и понятий в нашей жизни, которые не заслуживают серьезного к ним отношения. Относясь же к ним серьезно, мы можем стать жертвами манипулирования.
Большое искусство — уметь ладить с людьми. Оно не только благоприятно воздействует на окружающую обстановку, но и спасает жизнь и здоровье человека, который этим искусством владеет. Вообще все проблемы человека — межличностные проблемы. А общий рецепт счастливой и долгой жизни — хорошие человеческие отношения. "Выгорания" обычно удается избежать, если коллектив и семья поддерживают в человеке убежденность в том, что, несмотря на трудные условия жизни и работы, он сможет проявить себя достойно. Но главное, конечно, "выгорающему" необходимо отдохнуть душой и телом.
Психотерапевт Джекоб Морено ввел такое понятие, как «социальный атом», то есть комплекс связей, которые человек создает за свою жизнь. Распад этого «атома» означает, что человек умер в нищете, одиночестве, забвении. Чтобы быть здоровым и успешным, необходимо в свой «социальный атом» вовлечь не менее двух тысяч людей. Человек без других не бывает счастливым. Так что задача любого человека — создание хорошей социальной среды.
Ментальные вирусы человека - плохие мысли, образы несчастий, болезненные навязчивые идеи. Необходимо избавляться от них. Надо набрать в своей памяти «библиотеку позитивных образов», не менее пяти тысяч «образов» здоровых, счастливых, успешных людей. Общение, встречи, портреты - живопись и фотографии, телеинтервью со знаменитостями, изучение биографий знаменитых людей - так создается внутренний архив образцов для построения своего «социального атома».
Некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.
1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела” путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе: ”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) ”по косточкам”, как описано в пункте 3.
5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начните с наведения порядка на своем рабочем месте. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.
9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
10. Чистка захламленных мусором мыслей, идеалов, идолов сознания подобна чистке захламленного чердака. Наведите порядок на своем «чердаке».
11. Уделите внимание своей внешности. Сделайте прическу.
После стресса:
Если через 7-10 дней после стрессовой ситуации появляется чувство тревоги, то человека необходимо направить к специалисту (психологу или психотерапевту, разбирающемуся в профилактике стресса).
Следующая запись: Элизабет Кюблер-Росс О смерти и умирании". На прошлой неделе в возрасте 78 лет умерла Элизабет ...
Лучшие публикации