Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Максим
Максим
«Белые — это не культура!» Как борьба с расизмом в США привела к травле белых людей и расколу в обществе?


6 ноября 2021.

Спустя год после гибели от рук полиции чернокожего американца Джорджа Флойда и начала массовых протестов под лозунгом Black Lives Matter (BLM, «Жизни чернокожих важны») нельзя не заметить, как сильно изменилось отношение американского государства и общества к проблеме расизма. Борьба с так называемыми привилегиями белой расы усилилась и затронула буквально все сферы жизни. При этом многие американцы считают, что борцы за права чернокожих порой заходят слишком далеко: в бизнесе, образовании и даже в законодательной сфере все ярче проявляется обратная дискриминация — угнетение белых. В рамках проекта «Проблемы первого мира» «Лента.ру» выяснила, каких результатов добились идеологи BLM в борьбе с привилегиями белых, почему стремление защитить угнетенные группы поставила американское общество на грань раскола и грозит ли США новая война из-за расового вопроса.
Врожденный расизм

«Я работаю на Black Lives Matter. Пожалуйста, встаньте на колени и извинитесь — у вас белые привилегии», — с такими словами темнокожий юноша подходит к белым жителям Нью-Йорка, снимая их на камеру. Некоторые реагируют с возмущением или недоумением, и тогда он не вступает в спор, а просто уходит. Другие встают — на одно колено или сразу на оба — и извиняются, искренне или не очень, за то, что родились с тем цветом кожи, который автоматически делает их расистами.

Вышедшее позже видео оказалось сатирой: автор — не член движения за права чернокожих, а блогер под псевдонимом Ровный Санчез, а его ролик — не более чем пранк. Но этого не знали невольные участники розыгрыша, послушно и с извинениями встававшие на колени.

Летом 2020-го такие акции, причем без всяких шуток и пранков, стали нормой: представители этнического большинства в США массово вставали на колено на акциях протеста BLM, порой к ним присоединялись и полицейские.
Почему чернокожие считают белых людей угнетателями? История рабовладения и расизма в США

Современные активисты BLM считают себя наследниками правозащитного движения XX века: еще в начале 60-х годов в США действовали законы о сегрегации, жестко ограничивающие в правах чернокожее население. Чернокожих не допускали в общественные места вместе с белыми, они не могли поступить в университет или устроиться в компанию, где работают белые.

Эта сегрегация — наследие рабовладельческого строя, который держался в Соединенных Штатах дольше, чем в большинстве стран мира, и был отменен только по результатам Гражданской войны. После того как рабовладельцы Юга проиграли войну, они не согласились с равенством рас — в ходе так называемой Реконструкции в США появились «законы Джима Кроу», закрепляющие сегрегацию и усугубляющие угнетенное положение формально равных афроамериканцев.

Преодолеть такое положение дел удалось спустя почти столетие после отмены рабства — когда в 60-е годы правозащитное движение вывело на улицы миллионы людей. В ходе тогдашних массовых выступлений происходили и погромы, и стычки с полицией. Речи одного из лидеров движения — проповедника Мартина Лютера Кинга-младшего — сегодня изучают в американских школах. После событий 60-х годов расовые бунты еще случались, однако американское государство постепенно избавилось от законов, усиливающих неравенство.

В последние десятилетия казалось, что расовые предрассудки исчезли, но сторонники BLM придерживаются иного мнения.

Сейчас в американском обществе нет того расизма, который был очевиден в середине XX века. Ситуации, когда чернокожих не повышают по службе из-за цвета кожи, когда белые полицейские без веских причин избивают и арестовывают их, когда кто-то называет афроамериканцев запретным словом на букву «н», давно стали неприемлемыми в США. Общество и государство резко реагируют на любые проявления нетерпимости, наказывая виновных и морально, и юридически.

Но в последние годы борьба за расовое равноправие пошла дальше: несправедливость ищут почти в любых действиях потомков «угнетателей» — ведь их белые предки заработали за счет этого особые привилегии. В том, что последствия расизма есть повсюду, убеждены и политики, и журналисты, и даже университетские преподаватели.

Если в XIX веке чернокожих считали «низшей расой» в соответствии с научными теориями того времени, то теперь профессора университетов стыдят белых студентов за то, что их предки могли угнетать этнические меньшинства. Потомкам предполагаемых расистов в ответ остается только оправдываться.

Такое понимание равноправия может показаться абсурдным, но только тем, кто не знает, что думают о расизме левые активисты и поддерживающие их политики. В понимании сторонников BLM расизм — это не просто предубеждение, превозносящее ту или иную расу, а всеобъемлющая система распределения власти, которая делит общество на угнетателей и угнетенных.

Такие идеи называют общим термином «критическая расовая теория» (critical race theory, CRT). Это идеология, развившаяся в Гарварде в 1970-х годах.
Согласно установкам критической расовой теории, современная культура белого населения угнетает чернокожих и прочие меньшинства самим фактом своего существования. Традиции белых американцев и созданное ими законодательство — по определению расистские, ведь они сформировались в эпоху рабовладения и расовой дискриминации

Поэтому сторонники CRT считают, что сегодня главная задача белого человека в США (да и во всем мире) — восстановление социальной справедливости по отношению к тем этносам и группам, которые исторически угнетали его предки. Профессор философии из Университета Де Поля (Чикаго, штат Иллинойс), доктор наук и заслуженный деятель искусств Джейсон Хилл в беседе с «Лентой.ру» связал появление CRT с идеями нигилизма — они тоже отрицают практически все элементы общественного устройства.

Современные борцы за социальную справедливость, как свойственно нигилистам, неизбирательны в средствах, которыми они добиваются своих целей. Один из основных методов CRT — это cancel culture (культура отмены): в соответствии с ней всех несогласных подвергают порицанию, бойкоту и гонениям. Сейчас в США за несогласие с идеями расовой справедливости человека могут уволить с работы или отчислить из колледжа.

Профессор Хилл — темнокожий выходец с Ямайки, но он не считает радикальные идеи BLM правильными для общества. По его мнению, за последние десятилетия у людей заметно ослабла вера в западную цивилизацию, общие ценности разрушаются, а активисты помогают их доламывать. «Они ломают замки из песка, как дети, но не готовы ничего строить взамен», — объясняет ученый.
Школа расовой грамотности

По мнению современных борцов с расизмом, белые американцы должны пройти глубокую культурную трансформацию, чтобы избавиться от дискриминирующих предрассудков. Эти идеи пока не слишком понятны основной массе населения, однако крупные корпорации уже берут их на вооружение. Это наглядно продемонстрировал скандал с тренингом по развитию расовой грамотности, который предложила своим сотрудникам Coca-Cola.
От участников программы требовалось осознать, что не видеть проблемы в своей принадлежности к белой расе — уже проявление расизма. Авторы курса советовали сотрудникам компании работать над этим: «стать менее белыми» — то есть менее уверенными, более скромными, а также «порвать с белой солидарностью»

Такие формулировки возмутили пользователей социальных сетей, на них обратили внимание и политики-республиканцы. В Coca-Cola заявили в ответ, что участие в тренинге было добровольным, и он не включен в список официальных образовательных программ. Содержание тренинга в компании никак не прокомментировали.

Этот частный случай — яркий пример борьбы с так называемой «белизной» (whiteness) в американском обществе. Социолог Робин Джоан ДиАнджело, на работы которой во многом опирается новое поколение идеологов BLM, фактически поставила каждому белому человеку клеймо угнетателя. В рамках ее концепции белый — расист с рождения, ведь он с малых лет впитывает расовые установки своего белого окружения.

При этом в собственной идентичности белым американцам новая идеология отказывает. По одной из версий, само обозначение людей с белым цветом кожи появилось лишь благодаря сегрегации и на самом деле никого не объединяет, кроме угнетателей.
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится2
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Максим Максим
В июле 2021 года журнал Time опубликовал статью активиста Чандрана Наира, в которой он призвал к глобальной борьбе с превосходством белой расы. Наир, противник привилегий европейцев, подчеркнул, что нельзя покончить с угнетением небелых этносов, концентрируя свое внимание лишь на США: белые всего мира обязаны отказываться от своей власти в глобальной экономике и политике.
Максим Максим
С такой точкой зрения согласны левые политики не только в Америке, но и в Европе. Но главным лоббистом идеологии BLM на сегодняшний день считается президент США Джо Байден. Лидер демократов не раз высказывался в поддержку чернокожих американцев — и тоже показательно вставал на одно колено. Уже в феврале 2021-го, спустя месяц после инаугурации, Байден назвал главной террористической угрозой США именно белый расизм.
Максим Максим
Та часть белых американцев, которая противится навязыванию «расовой справедливости», все больше ощущает себя дискриминируемым меньшинством. Неясно, к чему это приведет. Вполне возможно, что, осознав себя ущемленным меньшинством, белые рано или поздно прибегнут к насилию, — как когда-то первую Гражданскую войну, новый конфликт в современных США может спровоцировать расовый вопрос.
Светлана Светлана
Бумеранговая политика. Что сеяли, то и получили.
Людмила. Людмила.
Как известно всякий перекос в любую сторону приводит к взрыву. Всякое явление желает себя обозначить себя здесь. И нет чего-то более или менее важного в этом мире. Все имеет право быть и не может быть игнорировано,потому что все равно проявит себя и потому что уже есть.
Людмила. Людмила.
На мой взгляд, суть такова ,здесь все так устроено,что одно плавно перетекает в другое .Тот кто знает этот закон ,умело манипулирует массой людей и тогда нормальное становится ненормальным и наоборот,что сейчас и наблюдается. Пока каждый из нас не найдет свой истинный центр и не научится смотреть из него,до тех пор он будет испытывать страх перед жизнью.
Наверх