Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Sergei
Sergei
119 лет со Дня рождения

Михаила Ильича Кошкина –

советского инженера-конструктора, начальник КБ танкостроения Харьковского завода;
создателя и первого главного конструктора танка Т-34;
Героя Социалистического Труда, Лауреата Сталинской премии.

Родился 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии. Семья жила бедно, земли было мало, и отец вынужден был заниматься отхожими промыслами.

В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену и троих малолетних детей. Из-за бедности мать Михаила идёт батрачить, а он, окончив в 10-летнем возрасте 3 класса церковно-приходской школы, уезжает на заработки в Москву, где устраивается на кондитерскую фабрику и за 8 лет работы проходит путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.

В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаил Кошкин призывается в Русскую императорскую армию, попадает на Западный фронт, где воюет в составе 58-го пехотного полка.

15 апреля 1918 года добровольцем уходит в сформированный в Москве железнодорожный отряд Красной Армии. Участвует в боях на фронтах Гражданской войны и в отражении иностранной военной интервенции в России. В это время Кошкин, вероятнее всего, знакомится с бронетехникой: бронепоездами Красной Армии и английскими танками «Рикардо» Mark V.

В 1919 году, на Северном фронте, вступает в члены РКП(б), выбран секретарем партячейки 3-й железнодорожной бригады. После окончания службы в 1921 году с отличием оканчивает военно-политические курсы в Харькове, после которых командируется на учёбу в Москву в Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова. Во время учёбы лично знакомится с С. М. Кировым и Григорием Орджоникидзе.

Михаила Кошкина мог сделать блестящую партийную карьеру, однако он отправляет письмо Сергею Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования и в 1929 году получает вызов в Ленинград.

В 1929 году, в 30-летнем возрасте, в числе «парттысячников», Михаил Кошкин зачислен в Ленинградский технологический институт, однако тема обучения ему кажется неинтересной и он добивается перевода на машиностроительный факультет, менее престижного на то время, Ленинградского политехнического института.

В 1934 году защищает диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка переменных передач среднего танка».

С 1934 года, 2,5 года трудится в КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В это время КБ работает над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляют собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колёсно-гусеничный ход.

28 декабря 1936 года, приказом Наркома тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе, М. И. Кошкин направлен в Харьков на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (№ 183) на место руководителя танкового КБ-190. Задачей КБ-190 является обеспечение производства и модернизация БТ-7.

7 мая 1937 года Кошкин предлагает объединить схожие проекты БТ-9 и БТ-ИС с целью экономии сил, предложение поддерживает 8-е Главное управление НКОП.

13 октября 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало заводу № 183 тактико-технические требования на новый танк БТ-20, но в конце октября прибывшая на завод комиссия констатировала, что ОКБ с работой не справляется, Адольф Дик был арестован, обвинён в срыве правительственного задания и осуждён на 20 лет лагерей.

КБ-24 формировалось на добровольных началах, в него вошёл 21 человек из КБ-190 и КБ-35 завода, при приёме Кошкин беседовал с каждым лично. Поскольку подбору работников М. И. Кошкин и А. А. Морозов уделили особое внимание, вскоре появился монолитный коллектив, в котором царил дух творчества и товарищества.

28 апреля 1938 года Кошкин в Москве на совещании добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20, чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Начавшаяся Советско-финская война (1939—1940) снова показала плохую оснащенность РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование Т-32 активизировалось.

10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах как ответственный представитель завода. 750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР (И. В. Сталин, М. И. Калинин, В. М. Молотов и К. Е. Ворошилов) и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Однако напряжение последних лет не ослабло, организация серийного производства Т-34, значительно отличающегося по конструкции от БТ-7, шла тяжело, требовалась масса текущих доработок, кроме того, в это время в КБ-520 работало над следующей моделью — Т-34М и намечался перспективный танк с поперечным расположением двигателя Т-44.

Вскоре заболевание обострилось, и Михаилу Кошкину
пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где скончался 26 сентября 1940 года.

Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк).

До сегодняшнего дня могила не сохранилась. По одним данным она была целенаправленно уничтожена немецкими бомбардировками. По другим данным, гроб с телом Кошкина был кремирован, урна с прахом хранилась в помещении при городском морге г. Харькова, который и был подвергнут бомбовому удару. События происходили в конце 1941 года, на конечной стадии эвакуации ХПЗ в Нижний Тагил и перед захватом города немецкими войсками.
119 лет со Дня рождения.Михаила Ильича Кошкина –советского инженера-конструктора, начальник КБ ...
0
119 лет со Дня рождения.Михаила Ильича Кошкина –советского инженера-конструктора, начальник КБ ... - 2
0
119 лет со Дня рождения.Михаила Ильича Кошкина –советского инженера-конструктора, начальник КБ ... - 3
0
119 лет со Дня рождения.Михаила Ильича Кошкина –советского инженера-конструктора, начальник КБ ... - 4
0
119 лет со Дня рождения.Михаила Ильича Кошкина –советского инженера-конструктора, начальник КБ ... - 5
0
119 лет со Дня рождения.Михаила Ильича Кошкина –советского инженера-конструктора, начальник КБ ... - 6
0
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх