Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Николай
Николай
Народные приметы и традиции на июнь 2024 на каждый день.
Календарь народных примет о погоде, обряды, поверья, традиции и праздники июня по дням: 1, 3, 4, 7, 11, 12, 13, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 29.

Июнь, как все остальные месяцы, имел у славян большое количество названий, отражающих разные характерные особенности этого времени года: хлеборост (начинается рост нового урожая), разноцвет (все травы растут прямо на глазах, буйство зелени), скопидом (закрома уже совершенно пусты), изок (так называли в некоторых регионах на Руси кузнечиков, которых в июне всегда очень много), быздень (от слова «бызовать» — «хлестать», «бегать с ревом, задрав хвост», — что отражает то, как слепни донимают домашних животных).
Для июня также существует название «червень», которое довольно распространено, особенно в южных районах (а также у болгар, чехов и поляков), но не вполне понятно: так, некоторые считают, что слово это происходит от собственно слова «червь» или «червец», так как именно в июне появлялись определенные красильные черви, которые использовались для изготовления чернил. Другая трактовка говорит, что «червень» идет от слова «червоный», то есть «красный», «красивый», что опять же можно трактовать как «самый красивый месяц в году» или «месяц когда все цветет». Исходя из логики других народных названий месяцев, вторая версия, конечно, не только более поэтична и привлекательна, но и гораздо более убедительна — ведь цветение всего и вся, как один из природных циклов, определенно важнее для крестьянина, чем красильные черви.

Владимир Жданов
Современное название месяца «июнь» происходит от латинского наименования богини плодородия Юноны, а также понятий «молодой», «молодость» (лат. — «junior»). Считается, что в русский язык оно пришло с принятием христианства, что, однако, вовсе не говорит о том, что в тот же момент данное новое слово вытеснило исконные названия — они продолжали использоваться в народе до XX века.
В целом же июнь считался хоть и непростым, но хорошим, радостным месяцем. Да, прошлогодние запасы уже почти истощились, с едой могут быть определенные трудности, но зато все холода уже позади — дни долгие, светлые, соловьи поют, травы зеленеют, на душе радостно:
Июнь — ау, закромы в амабарах пусты. С июньского хлеба не велик прок: весь разносол — мякина, лебеда, да горькая беда. Богат июнь-месяц, а и то после дедушки апреля крошки собирает. Собери с пола соринки — сделаем по хлебу поминки. Июнь — скопидом, урожай крестьянину копит. В июне есть нечего, но жить весело: соловьи поют, цветы цветут. Июнь — конец пролетья, начало лета. Май — радость, а июнь — счастье. Май творит хлеба, а июнь — сено.
Более того, хотя дел в поле еще очень много, как и всегда в весенне-летние месяцы:
В июнь-разноцвет дня свободного нет! Проводит июнь на работу, от песен отобьёт охоту.
… но все же по сравнению с маем их меньше — основная часть работ по пахоте и севу уже сделана — в июне же посевные уже завершаются — так что старт новому циклу жизни дан, остается ее поддерживать (пропалывать огороды, разбрасывать навоз на засеянные поля, проводить первые сенокосы). Появляется некоторое свободное время для праздников. Кульминацией месяца в этом плане, конечно, является день Ивана Купалы (Даждьбога) — торжество жизни, света, любви, один из четырёх самых главных праздников славян.

Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу
Какие же приметы существовали у наших предков применительно к июню? Существенная часть примет посвящена прогнозам погоды на грядущий день — ждать ли прихода дождя, который напитает землю новой силой, хорошей ясной погоды, способствующей росту плодов, или унылого облачного ненастья с холодом и мелкой моросью. Именно это в период созревания урожая волнует простого труженика больше всего:
Туман утром стелется по воде — будет солнечная погода. Воробьи веселы, подвижны, драчливы — к хорошей погоде. Если вокруг муравейника много муравьев — к хорошей погоде. Вечерняя радуга в июне предвещает хорошую погоду. Кукушка кукует — к хорошей погоде. Вода чиста как никогда — к дождю. Утром трава пахнет сильнее обычного — к дождю. Хорошо пахнет жимолостью — к дождю. Стадо к вечеру разревелось — будет дождливо. Красные облака до восхода солнца — к ветру, тучи — к дождю. Если соловей поет всю ночь, не умолкая, то следующий день будет ветреным. Комары и мухи донимают — к дождю.

Ласточки и стрижи низко летают — дождь предвещают. Утром роса долго не высыхает — быть грозе. Утренняя радуга — к дождю. Кузнечик громко стрекочет поздно вечером — к сухой ясной погоде, а перед дождем кузнечиков не слышно. Во время восхода солнца стоит духота — к ненастью. Журавли летают высоко — к ненастью. Закат за тучу — к ненастью.

Всеволод Иванов. Подношение духам реки
Другие приметы также так или иначе связаны или с предсказанием погоды на более длительные периоды (на месяц, лето, на осень) или с предсказанием размера будущего урожая:
Если первые два дня июня дождливые — весь оставшийся месяц сухим будет. Если в июне ночи будут теплые, тогда наверняка можно ожидать изобилия плодов. Изобилие кузнечиков в июне — к засухе. Сильные росы — к плодородию, а частые туманы обещают урожай грибов. Если жаворонок вьет гнездо в ямке, то лето будет сухим, а если вьет на бугорке — то мокрым. Много шишек на елях — к хорошему урожаю огурцов. Обильное цветение рябины — к доброму урожаю овса. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Обильное цветение боярышника и шиповника — к суровой зиме. Жаркое лето — морозная зима.
Рассмотрим русские народные традиции, приметы, обряды и праздники июня по дням:
1 июня — Иван-долгий/ 2 июня Фалалей-огуречник
Если первые два дня июня льет дождь — весь месяц сухой. Идет дождь — несет рожь.
Оба дня — и 1 и 2 июня — отмечены в народном календаре посевом огурцов, и если применительно к 1-му июня об этом говорят народные советы, то 2 июня это отражено даже в самом наименовании дня (Фалалей-огуречник). Более того и 3-го числа (на Константина) и на 5 июня (на Леонтия-огуречника) — советы по посадкам аналогичны.
1 июня: На Ивана-долгого продолжают сеять огурцы. 2 июня: Пришел Фалалей — досевай огурцы скорей. 3 июня: Льны Олене, огурцы — Константину. 5 июня: На Леонтия-огуречника садят последние огурцы.

А вот о характере будущего урожая огурцов судили по количеству шишек на елях и количеству слепней:
К урожаю огурцов — множество шишек на елях. Массовое появление оводов — к урожаю огурцов.
3 июня — Константин и Олена- леносейка, льняница, длинные льны.
Название дня в народном календаре ясно говорит нам о том, что пришла пора сеять лен. Впрочем, не все так однозначно и если в некоторых губерниях, действительно, считали, что на Олену необходимо посеять — или хотя бы начать сеять — лен (Валдайский уезд):
Посеешь лен на Олену — будут длинные льны. Ярицу, лен, гречиху, ячмень и позднюю пшеницу сей с Оленина дня (Нижегородск. губ.) На Тамбовщине — второй посев льна и поздней пшеницы.
… то в других — Новгородская губерния — напротив, существовал запрет на «льняные работы»:
В день святых Константина и Елены лен нельзя сеять — посеянный в этот день лен закоснеет, то есть не вырастет.

Цветки льна
Трудно сказать с чем именно связаны такие разночтения — можно было бы предположить, что некоторую роль сыграли географическо-климатические отличия, если бы Валдайский уезд не был частью Новгородской губернии — то есть речь, по крайней мере в одном случае, идет о примыкающих друг к другу местностях.
Интересны некоторые обряды связанные с посевом льна, так была традиция «обманывать лен» — для этого при севе женщины снимали с себя одежды, чтобы лен, «глядя на их наготу» — то есть отсутствие одежд — сжалился и решил лучше уродиться в этом году, дабы им было что носить. То есть, несколько утрируя, можно сказать, что мир языческого человека был насквозь пронизан жизнью и разумом — не только в камнях, деревьях или невидимых духах воды и леса люди видели живые мыслящие сущности, но даже в отдельных культурах растений — тот же лен не «просто трава» — он как бы обладает «глазами», «состраданием», «умением мыслить».
4 июня — Василиска — соловьиный день
Православная церковь 4 июня отмечает день памяти Василиска Команского. Но в народный календарь, вопреки обыкновению, попал не этот святой, а некий женский его аналог — так большинство примет, где указано имя говорят о Вассе или — в уменьшительной форме — Василиске (хотя Василиска может быть и уменьшительным обращением, скажем, к мальчику). Что это за Васса остается только гадать, ведь в святцах на июнь Васса отсутствует, а, например, день памяти святой мученицы Вассы Аланской и вовсе приходится на сентябрь (читать подробнее про имя Василиса и другие русские женские имена). Тем не менее, главным, очевидно, является созвучие с названием цветка василька, который и связан с этим днем календаря.
На Василиску не сеяли, не пахали — этот день пережидали, чтоб поля не засорились, васильки не уродились. В день святой Вассы не сеют ржи, чтоб на ниве не родилось васильков.

Поле васильков
7 июня — Иванов день
На Иванов день внимание земледельцев сконцентрировано на росе и рябине. Так, росы с Иванова дня считаются вредными для урожая, а по характеру цветения рябины делают долгосрочные прогнозы:
Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Когда бывает большой цвет на рябине, тогда надеются на хороший налив овса.
В некоторых губерниях на Иванов день делают главные посадки капусты.
11 июня — Федосья-колосянница, колосница, гречушница
На Федосью начинала колоситься рожь и принято было ходить смотреть на всходы, гадая по ее цветам о цене будущего хлеба:
В день Феодосии-колосяницы рожь колосится, выметывает колос. Федосьи-девицы, дак рожь на трубицы, начинает колоситься. Рожь две недели зеленеет, 2 недели колосится, 2 отцветает, две наливает, 2 подсыхает. Взошли хлеба — не дивись, налились хлеба — не хвались, хлеб на току — про урожай толкуй. Если рожь начинает цвести снизу — будет низкая цена хлебу, если с середины — средняя, если сверху — высокая.
С момента когда хлеба начинала колоситься молодежь отправлялась в поля «величать рожь», то есть петь различные обрядовые песни, говорит заговоры на урожай и «водить танкИ» (т.е ходить рядом взявшись за руки):
«Расти, расти, трава в лесу, а рожь к овину!»
Солнце, солнце, Выблесни в оконце, Дай овсу рост, Чтобы до небес дорос, Матушка-рожь Чтобы встала стенкой сплошь!
Также принято было на Федосью давать домашнему скоту некоторое количество хлебного корма, что должно было увеличить приплод.
12 июня — Исаакий
Исаакай в народном календаре отмечен двумя особенностями — посадкой бобов и змеиными «свадьбами».
На Исаакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу. Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам.
Кстати, с самими змеями также связано множество поверий: так, в ладонках на шее крестьяне порой носили частички змеиной шкуры для защиты от лихорадки.

Виктор Корольков. Аспид
В то же время, считалось, что защита людям необходима и от укусов змей, а отпугнуть их можно было различными травами:
• Бытовало мнение, что ясень — его лист, кора и даже зола — лучше всего «смиряют всякого гада» и лишают возможности кусаться;
• Способностью прогонять змей наделяли папоротник;
• В Пермской области для отпугивания змей использовали марьин корень, причем носили его на кресте;
• В Воронежской губернии и Томском крае для отпугивания змей использовали «змеиную траву» (вид вероники), которая по преданиям была создана Богом как раз для уничтожения ядовитых змей. Соответственно, при походе в лес по грибы, по ягоды, веронику принято было класть в башками для защиты от укусов.
А интересная легенда записанная в Вологодском крае рассказывала о том, что некий барин научился понимать язык трав благодаря змеям. Так, он ловил в лесу змей с коронами на голове, а затем его слуга готовил их ему в пищу, что дало этому барину возможность слышать разговоры «огня с огнем» и «травы с травой». От этого барина, узнавшего во время своих походов в лес множество тайн из мира растений и пошли травники.
13 июня — Еремей-распрягальник, повесь сетево.
Итак, на Еремея, наконец, заканчивается период сева яровых (т. е. засеваемые весной и созревающие летом злаки), что отражено в народных пословицах:
Еремей сев начинает, Еремей сев и кончает (14 мая — 14 июня). Повесь сетево — лукошко с семенами: конец посеву яровых, кроме гречихи. Когда кукушка закукует, надо, чтобы семена засеяны были, а если в амбаре лежат еще, а кукушка уж закукует — к плохому году.
16 июня — Лукьян-ветреник
На Лукьяна принято было обращать внимание на направление ветра:
Южный ветер — к урожаю яровых, северо-западный — к сырому лету, восточный — к наносным болезням.

Игорь Ожиганов. Стрибог
Кроме того, день считался удачным для выбора места под рытье колодцев:
В этот день если хочешь рыть колодезь, то опрокинешь на землю сковороду и по сырости ее узнаешь, есть ли вода близко.
Впрочем, еще чаще «колодезники опрокидывали сковороды, чтобы узнать где проходит водяная жила» на Федора Стратилата (21 июня), которого поэтому в народе даже называли «колодезником».
17 июня — Митрофан
Большинство примет на Митрофана относятся к посеву гречихи, а также подчеркиванию того, что овес уже вовсю растет, а гречиха еще только-только всходит:
С Митрофана сей гречу. В Смоленской губернии гречиху сеют, когда земляника в поле начнет краснеть. Гречиха любит, чтобы ее сеяли в сухую и пыльную или песчаную землю, и боится морозов. Овес в кафтане, а на грече и рубахи нет. Озими в наливах, а греча на всходе.
Интересно, что лучшим временем для посева гречихи считалось полнолуние, в то время как, например, при майских посадках — ни овес, ни горох в полнолуние сажать напротив НЕ советуется. Читать подробнее про приметы мая.
21 июня — Иван Купала
На 21 июня приходится важная астрономическая дата — день летнего солнцестояния и, с большой долей вероятности, именно в этот день в дохристианские времена отмечался важнейший праздник года — Купала, который, как и все другие ключевые славянские праздники, был четко привязан к солнечному календарю. Ведь именно Солнце почиталось нашими предками как главное божество, дарующее свет, тепло, плодородие, изобилие и жизнь.

Виктор Корольков. Перунов цвет
Позднее этот день был «совмещен» с днем Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю), в связи с чем к названию «Купала» добавилось именование «Иван», при том, что языческая суть всех обрядов практически в полной мере сохранилась. Отсюда же возникла и «путаница» с датой праздника — «церковное» 24 июня (по юлианскому календарю или старому стилю) теперь по новому стилю (т. е. «гражданскому» григорианскому календарю введенному с 1918 года) соответствует 7 июля, но, день летнего солнцестояния — разумеется, остался на своем месте.
Описание обычаев, традиций и обрядов празднования Купалы читайте в отдельной статье.
22 июня — Кирилл Александрийский
Считалось, что приходит конец весеннему периоду и начинается настоящее лето.
Начинает поспевать земляника, а вот сеять — уже поздно.
На Кирилу — конец весне, почин лету. На Кирилу отдает солнышко земле всю силу. В июне день не меркнет. Земляника краснаА — сеять овес напрасно.
25 июня — Петр-поворот, капустник, солнцеворот
С Петра-поворота солнце на зиму, а лето на жары. Солнце укорачивает ход, а месяц идет на прибыль. Солнцеворот вершит поворот.
Действительно, «поворот» на зиму в полном смысле слова происходит НЕ на день летнего солнцестояния, а спустя 3 дня. Некоторое время солнце как бы «стоит» на месте и продолжительность светового дня не уменьшается ни на секунду. То есть начало солнцестояния и солнцеворот — это близкие, но разные даты.
Считалось, что на солнцеворот выпадают большие росы, а в плане посадок — еще допустимо проводить последний посев огурцов, рассады и гречи.
26 июня — Акулина-гречишница, задери хвосты.
Сначала поясним слова «задери хвосты» — на Акулину массово появляются оводы, которые не дают житья домашнему скоту, коровы буквально бесятся от укусов, хлещут себя хвостами. Отсюда, кстати, и одно из названий месяца июня — «быздень» (от «бызовать», то есть «бегать с ревом, задрав хвост»).

В плане посадок день вновь привязан к культуре гречихи. В северной и среднем полосе России как раз происходит главная пора сева гречи, а наилучшей погодой для этого дела считается ясная и сухая.
Впрочем, не обязательно сам сев гречихи приходится именно на Акулину — в определенных областях даже есть запрет на посадки гречи в этот день, который связан с «празднованием», «почитанием» этой культуры растений. То есть люди на Акулину НЕ работают в поле, а главным образом выполняют определенные обряды для того, чтобы греча хорошо уродилась. В частности, было принято устраивать «праздник каш» — мирскую кашу для нищей братии. Эти каши варили из имеющихся прошлогодних запасов гречи и приглашали всех нуждающихся — бедных, немощных, калек, странников, чтобы те угостились. Те же, в свою очередь, платили хозяевам пожеланиями получить хороший урожай в этом году.
В южных же регионах России существовал обычай на Акулину украшать иконы в домах пучками гречихи.
29 июня — Тихон.
На Тихона солнце идет тише. У Земли за год самый тихий ход. На Тихона певчие птицы затихают (кроме соловья и кукушки).
Кроме того, к Тихону принято было обращаться с просьбами об успокоении зубной боли.
Рейтинг записи:
5,0 - 0 отзывов
Нравится0
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх