Здесь выдают
ставки
ставки

В её почти полувековой практике не было простых дел. Даже те, что казались таковыми, Зинаида Александровна и называла самыми сложными. Впрочем, прославилась на всю страну она благодаря таким процессам, о которых были наслышаны все жители Советского Союза. Ведь это именно Зинаида Апарина выносила приговор по делу «Мосгаза», державшего в своё время в страхе всю столицу. В криминальной среде её называли «Зинка Вышка» или «Зинка Червонец» и знали: если она ведёт судебный процесс, то пощады можно не ждать. Впрочем, боялись эту женщину не только уголовники, но и прокуроры, судьи, следователи и адвокаты.
В начале пути
Она родилась в 1916 году на хуторе Николаевка, который сейчас относится к Волгоградской области. Позже родители перебрались в Самарскую губернию, где и росла Зинаида, которая уже в школьные годы определилась: она непременно станет судьёй. По словам самой Зинаиды Апариной, она и сама не могла бы объяснить, откуда возникло такое желание, юристов у них в семье не было, да и в небольшом городке, где она жила, ей не доводилось встречаться ни с одним из них. Мама её работала уборщицей, отец – бухгалтером, ни в окружении семьи, ни просто среди даже просто знакомых никто и никогда юриспруденцией не занимался. Даже в суде, мимо которого часто проходила Зинаида, всегда было очень тихо. В их городе даже драки были редкостью, что уж говорить о других уголовных делах. У них даже не слышали о бушевавших по стране репрессиях и наводящих ужас на простых людей «тройках» и расстрелах без суда и следствия. А Зинаида мечтала спасти страну от преступников и после окончания школы поступила в юридический институт. Она была единственной студенткой, которая поступила сразу после школы, все остальные пришли в вуз уже имея за плечами опыт работы в разных сферах. Училась она старательно, законы читала увлечённо, как самые интересные художественные книги, стремилась во всём разобраться и ничего не упустить. Эти качества впоследствии очень помогали ей и в работе.
По распределению Зинаида Александровна попала в Сызрань, город в Самарской области, о котором она вспоминала с теплотой до конца своих дней. Несмотря на отсутствие опыта, она сразу же заняла пост старшего судьи. Это было неудивительно, ведь до её приезда в городе вообще не было судьи по уголовным делам, и их накопилось столько, что даже складывать было некуда. В кабинете они лежали всюду: на столе, на стульях, полках и даже на полу. И Зинаиде Апариной предстояло с этим разобраться в кратчайшие сроки. Она обладала прекрасной памятью, помнила каждое своё в деталях, не забывала даже, какая одежда была на свидетелях или сколько гвоздей вынес обвиняемый через проходную. Свой первый приговор она вынесла в августе 1940 года. Дела казались мелкими, но для неё они очень непростыми. Тяжело судить паренька, который с лотка у продавщицы украл несколько помидоров, ведь преступление он совершил не ради бравады или баловства, а от безысходности и голода. Но она была судьёй и в её обязанности входило беспристрастное и справедливое вынесение приговора. Тому юноше с помидорами она присудила условный срок, да и тот небольшой. Ещё сложнее стало, когда был принят и утверждён указом Сталина новый Уголовный кодекс. По нему ужесточалось наказание за опоздания на работу, самовольный уход с рабочего места и прочие подобные нарушения, которые и преступлениями-то назвать сложно. Но за них полагались и принудительные работы, и тюремное заключение до шести месяцев. В Сызрани у Зинаиды Апариной не было никаких громких дел, но после её переезда в столицу открылась новая глава её биографии судьи.
Самые сложные дела
Работать в военные годы было непросто, мало того, что сама по себе служба судьи связана со сложностями, так добавлялись ещё и чисто бытовые проблемы: в неотапливаемом здании замерзали чернила, не было бумаги и приговоры писались на обратной стороне обоев, которых тоже в достатке не было. Зато дел было много, и Зинаида Александровна падала с ног от усталости и нервного напряжения. Шутка ли, судить ей приходилось за вынесенный рабочими под спецовкой хлеб или пару катушек ниток. И это были самые сложные дела за всю её практику. Спустя время стали попадаться уже более сложные в плане производства и расследования дела о хищениях, спекуляции. И они тоже трогали судью за живое. В то время, когда миллионы людей голодали и отдавали свою жизнь на фронте, предприимчивые дельцы делали деньги на людской беде, воровали, перепродавали, складывали в кубышку огромные суммы денег. Уже в 1944 году мужа судьи Ивана Васильевича пригласили в Генеральную прокуратуру в Москву. Супруги сомневались, стоит ли им срываться с насиженного места с крохотной дочкой и ехать в неизвестность, но после решились. Жили поначалу в семейном общежитии, муж сразу вышел на работу, он возглавил отдел в Генпрокуратуре, а Зинаиду Александровну приняли на должность народного судьи в Сокольнический суд столицы. Именно там Зинаида Апарина впервые столкнулась с первыми страшными делами, убийствами, насилием и другими делами, от которых у простого человека буквально стыла кровь в жилах. Но Зинаиду Александровну не зря позже окрестили «сделанной из железа». Она не позволяла себе расслабиться ни на секунду, не давала эмоциям взять над собой верх. Она была уверена: правосудие надо вершить с холодной головой, не отдаваясь власти чувств, хотя они и были вполне объяснимы.
Этому она научилась у своего мужа Ивана Васильевича. Она гордилась его успехами, тем, что он прошёл путь от простого мальчишки из бедной семьи до генерала в 34 года. По словам Зинаиды Александровны, её супруг был очень культурным и умным человеком, к делу своему относился всегда ответственно и добросовестно. Супруги были как единое целое и во всём придерживались главного правила: есть один закон – честность и порядочность. Репутация у Зинаиды Апариной была безупречная. Она никогда и никому не позволяла вмешиваться в дела, которые вела. Однажды, правда, секретарь Сокольнического райкома попыталась «поговорить» с судьёй о деле по хищениям, которое вела Зинаида Александровна. Но получила очень жёсткий отпор и приглашение прийти на процесс, если её так интересует судьбы обвиняемых. Вскоре после этого Зинаиде Апариной предложили перейти в Московский городской суд, и она с радостью согласилась. Не хотела больше иметь ничего общего с районным партийным руководством.
Признание
Она была совершенно бесстрашной и бескомпромиссной в отношении преступников, никогда не жалела насильников и убийц, даже если за ними стояли высокопоставленные родственники. Сама она объясняла свою позицию просто: «А кого жалели они, когда творили свои зверства?» Однажды во время процесса над насильниками, на счету которых был 31 эпизод с девочками-подростками, к ней пришёл с ходатайством космонавт Андриян Николаев. Зинаида Александровна предупредила его, что слушание будет закрытым ввиду особой деликатности. Но когда космонавт озвучил ей свою просьбу в отношении подсудимых – приёмного сына известного генерала и его друга, сына одного из лучших специалистов страны по саркоме, – предложила Николаеву познакомиться с материалами дела. Космонавт читал два часа, а после встал и попросил забыть о том, зачем он к ней приходил. Она никогда не боялась мести со стороны родственников или дружков осуждённых, хотя однажды получила угрозы, когда брат подсудимого пообещал убить Зинаиду Апарину. Но его быстро нашли и посадили. Вообще она всё время ездила на обычном трамвае, никаких усиленных замков и металлических дверей в её квартиру не было, и не боялась. Она верила в то, что если она делает честно своё дело, то бояться ей нечего. Почти все дела, которые она вела, заканчивались осуждением как минимум на 10 лет или вовсе высшей мерой. За это и получила она в криминальном мире прозвища «Зинка Вышка» и «Зинка Червонец». Но и дела при этом ей доставались самые сложные. Это она выносила приговор печально известному «Мосгазу», а после и нескольким его подражателям. За всё время своей судебной практики она приговорила к высшей мере несколько сотен преступников.
Но боялись Зинаиду Александровну не только уголовники. Следователи, прокуроры, оперативники, адвокаты, узнав, кто ведёт дело, откровенно напрягались. Одни, потому что она не позволяла никому даже думать о том, что с ней можно договориться, а другие точно знали: если есть в деле малейшая неточность, раскопает всё до конца, но делу ход не даст, пока не будут выяснены все доказательства. «Повесить» на невиновного чужое преступление она не давала никому. Поэтому и ставили её часто на самые громкие дела, и пугали ею и преступников, и нерадивых следователей. А для неё это было делом чести, ведь Зинаида Апарина прекрасно понимала: она не имеет права на ошибку при вынесении приговора, ведь исправить в её случае ничего невозможно, после приведения приговора в исполнение жизнь человеку вернуть уже нельзя.
Доставались ей дела и о преступлениях милиционеров, опять же по причине того, что ни договориться с Зинаидой Апариной, ни разжалобить её было просто невозможно. Она не преклонялась перед известными фамилиями и всегда руководствовалась при вынесении приговора только принципами законности и справедливости. За всё время работы Зинаиды Александровны Верховный суд отменил только один вынесенный ею приговор, хотя сама она в виновности подсудимого не сомневалась. И до конца своих дней была уверена: она всё сделала правильно. Тогда она приговорила к высшей мере насильника девятилетней девочки, но он вышел на свободу. По мнению Зинаиды Апариной, без подкупа там дело не обошлось.
А через шесть лет после этого она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Когда она вела непростое дело об огромных махинациях в сфере торговли, в одной из центральных газет появилась статья о том, что она осудила невиновного. Судья почти с полувековым стажем безупречной работы сразу поняла: готовят почву по её очернению и отстранению от громкого дела. Тогда она и приняла решение уйти. Зинаида Александровна Апарина скончалась в 1999 году, когда ей было уже 83 года. И даже сегодня её называют легендой Мосгорсуда и вспоминают как одного из самых честных и неподкупных судей в отечественной истории.
Удивительные люди
В начале пути
Она родилась в 1916 году на хуторе Николаевка, который сейчас относится к Волгоградской области. Позже родители перебрались в Самарскую губернию, где и росла Зинаида, которая уже в школьные годы определилась: она непременно станет судьёй. По словам самой Зинаиды Апариной, она и сама не могла бы объяснить, откуда возникло такое желание, юристов у них в семье не было, да и в небольшом городке, где она жила, ей не доводилось встречаться ни с одним из них. Мама её работала уборщицей, отец – бухгалтером, ни в окружении семьи, ни просто среди даже просто знакомых никто и никогда юриспруденцией не занимался. Даже в суде, мимо которого часто проходила Зинаида, всегда было очень тихо. В их городе даже драки были редкостью, что уж говорить о других уголовных делах. У них даже не слышали о бушевавших по стране репрессиях и наводящих ужас на простых людей «тройках» и расстрелах без суда и следствия. А Зинаида мечтала спасти страну от преступников и после окончания школы поступила в юридический институт. Она была единственной студенткой, которая поступила сразу после школы, все остальные пришли в вуз уже имея за плечами опыт работы в разных сферах. Училась она старательно, законы читала увлечённо, как самые интересные художественные книги, стремилась во всём разобраться и ничего не упустить. Эти качества впоследствии очень помогали ей и в работе.
По распределению Зинаида Александровна попала в Сызрань, город в Самарской области, о котором она вспоминала с теплотой до конца своих дней. Несмотря на отсутствие опыта, она сразу же заняла пост старшего судьи. Это было неудивительно, ведь до её приезда в городе вообще не было судьи по уголовным делам, и их накопилось столько, что даже складывать было некуда. В кабинете они лежали всюду: на столе, на стульях, полках и даже на полу. И Зинаиде Апариной предстояло с этим разобраться в кратчайшие сроки. Она обладала прекрасной памятью, помнила каждое своё в деталях, не забывала даже, какая одежда была на свидетелях или сколько гвоздей вынес обвиняемый через проходную. Свой первый приговор она вынесла в августе 1940 года. Дела казались мелкими, но для неё они очень непростыми. Тяжело судить паренька, который с лотка у продавщицы украл несколько помидоров, ведь преступление он совершил не ради бравады или баловства, а от безысходности и голода. Но она была судьёй и в её обязанности входило беспристрастное и справедливое вынесение приговора. Тому юноше с помидорами она присудила условный срок, да и тот небольшой. Ещё сложнее стало, когда был принят и утверждён указом Сталина новый Уголовный кодекс. По нему ужесточалось наказание за опоздания на работу, самовольный уход с рабочего места и прочие подобные нарушения, которые и преступлениями-то назвать сложно. Но за них полагались и принудительные работы, и тюремное заключение до шести месяцев. В Сызрани у Зинаиды Апариной не было никаких громких дел, но после её переезда в столицу открылась новая глава её биографии судьи.
Самые сложные дела
Работать в военные годы было непросто, мало того, что сама по себе служба судьи связана со сложностями, так добавлялись ещё и чисто бытовые проблемы: в неотапливаемом здании замерзали чернила, не было бумаги и приговоры писались на обратной стороне обоев, которых тоже в достатке не было. Зато дел было много, и Зинаида Александровна падала с ног от усталости и нервного напряжения. Шутка ли, судить ей приходилось за вынесенный рабочими под спецовкой хлеб или пару катушек ниток. И это были самые сложные дела за всю её практику. Спустя время стали попадаться уже более сложные в плане производства и расследования дела о хищениях, спекуляции. И они тоже трогали судью за живое. В то время, когда миллионы людей голодали и отдавали свою жизнь на фронте, предприимчивые дельцы делали деньги на людской беде, воровали, перепродавали, складывали в кубышку огромные суммы денег. Уже в 1944 году мужа судьи Ивана Васильевича пригласили в Генеральную прокуратуру в Москву. Супруги сомневались, стоит ли им срываться с насиженного места с крохотной дочкой и ехать в неизвестность, но после решились. Жили поначалу в семейном общежитии, муж сразу вышел на работу, он возглавил отдел в Генпрокуратуре, а Зинаиду Александровну приняли на должность народного судьи в Сокольнический суд столицы. Именно там Зинаида Апарина впервые столкнулась с первыми страшными делами, убийствами, насилием и другими делами, от которых у простого человека буквально стыла кровь в жилах. Но Зинаиду Александровну не зря позже окрестили «сделанной из железа». Она не позволяла себе расслабиться ни на секунду, не давала эмоциям взять над собой верх. Она была уверена: правосудие надо вершить с холодной головой, не отдаваясь власти чувств, хотя они и были вполне объяснимы.
Этому она научилась у своего мужа Ивана Васильевича. Она гордилась его успехами, тем, что он прошёл путь от простого мальчишки из бедной семьи до генерала в 34 года. По словам Зинаиды Александровны, её супруг был очень культурным и умным человеком, к делу своему относился всегда ответственно и добросовестно. Супруги были как единое целое и во всём придерживались главного правила: есть один закон – честность и порядочность. Репутация у Зинаиды Апариной была безупречная. Она никогда и никому не позволяла вмешиваться в дела, которые вела. Однажды, правда, секретарь Сокольнического райкома попыталась «поговорить» с судьёй о деле по хищениям, которое вела Зинаида Александровна. Но получила очень жёсткий отпор и приглашение прийти на процесс, если её так интересует судьбы обвиняемых. Вскоре после этого Зинаиде Апариной предложили перейти в Московский городской суд, и она с радостью согласилась. Не хотела больше иметь ничего общего с районным партийным руководством.
Признание
Она была совершенно бесстрашной и бескомпромиссной в отношении преступников, никогда не жалела насильников и убийц, даже если за ними стояли высокопоставленные родственники. Сама она объясняла свою позицию просто: «А кого жалели они, когда творили свои зверства?» Однажды во время процесса над насильниками, на счету которых был 31 эпизод с девочками-подростками, к ней пришёл с ходатайством космонавт Андриян Николаев. Зинаида Александровна предупредила его, что слушание будет закрытым ввиду особой деликатности. Но когда космонавт озвучил ей свою просьбу в отношении подсудимых – приёмного сына известного генерала и его друга, сына одного из лучших специалистов страны по саркоме, – предложила Николаеву познакомиться с материалами дела. Космонавт читал два часа, а после встал и попросил забыть о том, зачем он к ней приходил. Она никогда не боялась мести со стороны родственников или дружков осуждённых, хотя однажды получила угрозы, когда брат подсудимого пообещал убить Зинаиду Апарину. Но его быстро нашли и посадили. Вообще она всё время ездила на обычном трамвае, никаких усиленных замков и металлических дверей в её квартиру не было, и не боялась. Она верила в то, что если она делает честно своё дело, то бояться ей нечего. Почти все дела, которые она вела, заканчивались осуждением как минимум на 10 лет или вовсе высшей мерой. За это и получила она в криминальном мире прозвища «Зинка Вышка» и «Зинка Червонец». Но и дела при этом ей доставались самые сложные. Это она выносила приговор печально известному «Мосгазу», а после и нескольким его подражателям. За всё время своей судебной практики она приговорила к высшей мере несколько сотен преступников.
Но боялись Зинаиду Александровну не только уголовники. Следователи, прокуроры, оперативники, адвокаты, узнав, кто ведёт дело, откровенно напрягались. Одни, потому что она не позволяла никому даже думать о том, что с ней можно договориться, а другие точно знали: если есть в деле малейшая неточность, раскопает всё до конца, но делу ход не даст, пока не будут выяснены все доказательства. «Повесить» на невиновного чужое преступление она не давала никому. Поэтому и ставили её часто на самые громкие дела, и пугали ею и преступников, и нерадивых следователей. А для неё это было делом чести, ведь Зинаида Апарина прекрасно понимала: она не имеет права на ошибку при вынесении приговора, ведь исправить в её случае ничего невозможно, после приведения приговора в исполнение жизнь человеку вернуть уже нельзя.
Доставались ей дела и о преступлениях милиционеров, опять же по причине того, что ни договориться с Зинаидой Апариной, ни разжалобить её было просто невозможно. Она не преклонялась перед известными фамилиями и всегда руководствовалась при вынесении приговора только принципами законности и справедливости. За всё время работы Зинаиды Александровны Верховный суд отменил только один вынесенный ею приговор, хотя сама она в виновности подсудимого не сомневалась. И до конца своих дней была уверена: она всё сделала правильно. Тогда она приговорила к высшей мере насильника девятилетней девочки, но он вышел на свободу. По мнению Зинаиды Апариной, без подкупа там дело не обошлось.
А через шесть лет после этого она написала заявление об увольнении по собственному желанию. Когда она вела непростое дело об огромных махинациях в сфере торговли, в одной из центральных газет появилась статья о том, что она осудила невиновного. Судья почти с полувековым стажем безупречной работы сразу поняла: готовят почву по её очернению и отстранению от громкого дела. Тогда она и приняла решение уйти. Зинаида Александровна Апарина скончалась в 1999 году, когда ей было уже 83 года. И даже сегодня её называют легендой Мосгорсуда и вспоминают как одного из самых честных и неподкупных судей в отечественной истории.
Удивительные люди
Следующая запись: Одесса. Привоз…
Лучшие публикации