Московский Театр Сатиры не слишком склонен к смене парадигмы развития. С середины 1950-х долгие годы — почти что вечность — художественным руководителем театра был легендарный режиссер Валентин Плучек, собравший в «Сатире» целый ансамбль замечательных актеров. Один из них и сменил учителя и мастера на его посту после смерти — Александр Ширвиндт.
К Плучеку Ширвиндт пришел, правда, уже сложившимся актером. Он родился в Москве в 1934 году в артистической семье — его отец был скрипачом, мать работала в филармонии, и родители мечтали, чтобы сын тоже пошел по музыкальному пути. Но не сложилось — музыкой Ширвиндт заниматься не стал, а поступил в Театральное училище имени Щукина, на актерский курс Веры Львовой. После окончания пытался найти свой театр — служил в Театре-студии киноактера, потом перешел в театр имени Ленинского комсомола. В Ленкоме Ширвиндт задержался надолго — застал и времена безвременья, поработал с не менее легендарным Анатолием Эфросом, играл в большинстве главных спектаклей театра — «Чайка», «Мольер», «104 страницы про любовь». Но когда Эфроса «попросили» на выход, Ширвиндт ушел — сначала в театр на Малой Бронной и лишь затем в труппу Театра сатиры.
Александр Ширвиндт был популярен среди театралов и во время работы в Ленкоме. Но в новый театр он попал не в лучшие времена — ушел Валентин Гафт, под угрозой оказался амбициозный спектакль Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро», в котором тот играл графа Альмавиву, и Ширвиндта позвали спасать положение по протекции его друга Андрея Миронова. Звездой постановки был, разумеется, Миронов, хотя критики отмечали, что Гафт ни в чем не уступает; Ширвиндт, введенный в спектакль после трех репетиций, выглядел на сцене неорганично. «Всегда страшно влезать с нуля в уже готовый продукт, — рассказывал он. — Первый спектакль, помню, был ужасным, я ничего не соображал. Но потом выгрался».
«Выгрался» Ширвиндт настолько, что актриса Вера Васильева (она в этом спектакле была графиней) назвала его «природным графом». Новый Альмавива понравился и критикам, ну а когда по Центральному телевидению показали телеспектакль по этой постановке, популярность Ширвиндта взлетела до небес.
Вообще известность Ширвиндта, как и в случае многих его коллег, — это заслуга телевидения и кино. На ТВ он был известен как исполнитель юмористических миниатюр, причем в дуэте с Михаилом Державиным — ещё одним своим другом. В кино же Ширвиндт начал сниматься ещё в 50-е — его дебютом стал небольшой эпизод в романтической комедии 1956 года «Она вас любит!». Правда, больших ролей ему долго не доставалось — он играл, например, в лентах «Майор Вихрь», «Шестое июля», «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, «Ты и я» Ларисы Шепитько.
Прорыв случился в 1975-м, когда Александр Ширвиндт сыграл Павлика в трагикомедии Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Потом были — тоже небольшие, но заметные — роли в «Двенадцати стульях» Марка Захарова, «Небесных ласточках», а также фактический бенефис Миронова, Ширвиндта и Державина — экранизация книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».
В принципе, 70-е и 80-е были, можно сказать, золотым временем в кинокарьере Ширвиндта — он сыграл во множестве популярных фильмов, которые сделали его узнаваемым и любимым зрителями.
«Карьера — это мера тщеславия, а у меня тщеславие дозировано необходимостью не выпасть из обоймы достойных людей», — описывал он своё отношение к «звездности» в книге «Проходные дворы биографии».
Главные усилия он всё же направлял на театр. Играл во многих постановках театра Сатиры, воплощая на сцене высоких и статных — Ширвиндт был высоким — красавцев с непреходящим чувством собственного достоинства. Уже с начала 70-х ставил и сам в качестве режиссера — причем на первой постановке его сорежиссером был Марк Захаров, который тогда ещё не перешел в Ленком, а работал в Театре Сатиры. Именно за заслуги «в области советского театрального искусства» получил почетные звания — в 1989-м он стал народным артистом РСФСР.
Весь накопленный за эти годы опыт позволил ему подхватить осиротевший после смерти Плучека театр и достойно возглавлять его на протяжении двадцати лет. Коллизии, разумеется, случались, но больше всего Ширвиндт жаловался на отсутствие новых сатирических пьес, а не на отсутствие финансирования.
«Уже больше сорока лет я в Театре Сатиры. "Я усталый старый клоун, я машу мечом картонным..." Сатира — это уже не мое, она подразумевает злость. Мне ближе самоирония — это спасение от всего, что вокруг. Эрдман, Шварц — вот близкие мне авторы. У них нет злости, есть грусть и ирония. Волшебник из "Обыкновенного чуда" говорит замечательные слова: "Все будет хорошо, все кончится печально". Так вот, когда знаешь, что все будет хорошо и кончится печально, — какая уж тут сатира...» — писал он в автобиографии.
Книги воспоминаний Ширвиндта — это как раз сборники, которые показывают его иронию по отношению и к тому, что происходило, и к тому, что происходит сейчас. Он нечасто позволял себе говорить резко, но иногда его маска спокойствия давала трещину.
«Есть глупость, скупость и злость — три параметра, которые не должны существовать на этой выдохшейся планетке. Но они цветут со страшной силой», — сказал он в интервью АиФ.
Свою последнюю книгу, которая была приурочена к 85-летию, Александр Ширвиндт озаглавил «Опережая некролог» — видимо, в надежде, что читатели прочтут заложенную в этом названии иронию. Иронию по отношению к смерти, к самому себе и ко всем поклонникам своего таланта.
Блог Театралы
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
ПреЛЮДИи чувств
/
Московский Театр Сатиры не слишком склонен к смене парадигмы развития. С середины 1950-х долгие годы ...
ПреЛЮДИи чувств
Многим читателям это понравилось
Гражданский брак: плюсы и минусы
В советские времена гражданским браком считался тот, который был зарегистрирован во дворце бракосочетания. Так как его отличали от венчания. Сегодня это понятие имеет...
В советские времена гражданским браком считался тот, который был зарегистрирован во дворце бракосочетания. Так как его отличали от венчания. Сегодня это понятие имеет...
Посмотреть ещё 4 фотографии
Привлекательных мужчин на Фотостране тоже хватает! Ищите их в фотоконкурсе «Лицо с обложки»!
Знакомства для интима Коломна без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Коломна для серьезных отношений и брака без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Коломна с женщинами кому за 50 без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Коломна с девушками с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Коломна с мужчинами с номерами телефонов без регистрации бесплатно
Сайт знакомств онлайн Коломна для взрослых без регистрации бесплатно
Сайт знакомств Коломна с телефонами и фото без регистрации бесплатно
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 26 997 182 человека
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Люди, как карандаши - каждый рисует жизнь себе сам. Просто кто-то ломается, кто-то тупит, а кто-то ...
Лучшие публикации