Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПреЛЮДИи чувств
Весна на Заречной улице.
Создание фильма начиналось весьма прозаически. Для того чтобы заработать какие-нибудь деньги, Феликс Миронер написал одноактную пьесу про сталеваров. Из неё получился сценарий. Запуститься группа смогла на только что возродившейся после войны Одесской киностудии. Им предлагали на выбор несколько металлургических городов, где могли бы проходить съёмки. Запорожье оказалось первым по дороге.
За более чем полвека фильм успел обрасти легендами. В Запорожье в те времена не было Заречной улицы, но местные жители уверяют, что была, и даже показывают место. Также все почему-то уверены, что подобная история на самом деле случилась у них в городе, и называют прототипов. На самом же деле весь сюжет от начала до конца придумал Феликс Миронер.
Работа над фильмом началась ещё в 1953 году. Съёмки шли с большими перерывами. Выпустили Весну только в 1956-м. Как и следовало ожидать, в идеологическом отделе ЦК долго и страстно возмущались клеветой на рабочий класс и искренне не понимали, как это передовик-сталевар пьёт водку, ухаживает сразу за двумя девушками и лазает в школу через окошко. Такого в жизни не бывает и быть не должно.
Тем не менее, когда картина вышла в 1956 году, то заняла в прокате девятое место. И с тех самых пор простые слова про заводскую проходную легли на душу народу. А душу народную, как известно, не обманешь. По независимым опросам фильм Весна на Заречной улице вошёл в сотню лучших российских фильмов.
Марлен Хуциев вспоминает: Мы снимали этот фильм как будто в шутку, играючи. Но теперь я точно знаю, что всё искреннее, свежее, радостное и вечное создаётся только в молодости. Эта удивительная атмосфера чего-то светлого, нового, которая есть в картине, рождалась прямо на съёмочной площадке. Мы все и режиссёр, и операторы, и сценарист, и актёры были примерно одного возраста, одного статуса и поэтому вели себя как друзья, раскованно и свободно. Первые кадры фильма снимали с бутылкой шампанского. Впрочем, каждый вечер у нас была гитара, водка и разговоры до трёх часов ночи
Когда весна придёт, не знаю. Пройдут дожди, пройдут снега Но ты мне, улица родная, и в непогоду дорога. Бесхитростные слова поэта Алексея Фатьянова, положенные на музыку Бориса Мокроусова, стали своеобразными позывными для всех, кто любит это фильм.
Оказывается, в России свыше четырёх тысяч Заречных улиц. Но, конечно, самая известная из них та, о которой в 1956 году был снят кинофильм. По сюжету действие происходит в Запорожье. Но на самом деле улица Заречная в Запорожье появилась лишь спустя два года. Так и во многих других городах Советского Союза Заречные улицы появились уже после выхода фильма.
Несмотря на это, советские люди, жившие на Заречных улицах в разных городах страны, всё равно ассоциировали себя с главными героями фильма молодой учительницей Татьяной Сергеевной и ударником труда Сашей Савченко. И это происходило далеко не из-за названия улицы, а потому что такая история могла произойти с обыкновенными людьми на любой советской улице. Потому и фильм, и песня были близки каждому советскому человеку.
Интересно, что известная теперь всем мелодия Мокроусова была написана вовсе не для этого фильма. Она использовалась в спектакле театра имени Вахтангова Макар Дубрава по пьесе А. Корнейчука о шахтёрах, но с другим текстом. Спектакль сняли с репертуара, и песня оказалась бесхозной. Тогда кому-то пришла мысль использовать её в новом фильме. Алексей Фатьянов написал новые слова, которыми поначалу был недоволен.
Как-то раз он приехал на съёмки и был расстроен: Всё в песне есть и любовь, и дружба, а вот профессии нет. Долго мучился, не мог найти нужные слова. И однажды ночью его вдруг осенило, родились знаменитые строки: Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня. Как известно, песню спел сам Николай Рыбников, а на партию на гитаре исполнил второй оператор картины Пётр Тодоровский.
Войти в образ сталевара Саши Савченко исполнителю роли помогал Григорий Пометун, сталевар Запорожстали, ставший в 28 лет Героем Социалистического Труда. Тогда, в 1954-м, его вызвали в партком, познакомили с Марленом Хуциевым. Режиссёр попросил сталевара помочь молодому актёру войти в образ металлурга. Когда через неделю приехал Рыбников, оказалось, что они похожи как родные братья. И не только характерами, но и внешне. Сразу перешли на ты.
Съёмочная группа и жила по соседству в ста метрах от нового дома Пометуна. Его жена, которую Николай называл ласково Шурик, защищала актёра от супруга, когда тот уж особенно рьяно брался делать из друга передовика-производственника. У Рыбникова никак не получалось правильно орудовать лопатой. Шурик даже предлагала в кадре снять спину мужа. Но обманывать зрителей нельзя, и актёр всё сделал сам. После выхода фильма Рыбников пачками получал письма от мальчишек, просивших его, Сашу Савченко, научить их профессии сталевара.
В середине 70-х супруги Пометун отдыхали в Ялте. После пляжа Григорий Константинович, понятное дело, захотел пивка. Стали в очередь. И тут слышат знакомый голос: Кто крайний? Сталевар обернулся и увидел Рыбникова. Их трогательную встречу наблюдала ещё одна отдыхающая известная ведущая популярного тогда цикла передач От всей души Валентина Леонтьева. Это был прямо готовый сюжет для передачи, и не воспользоваться им было невозможно. Потом вся страна переживала, наблюдая за их встречей в студии.
В дальнейшем герой и исполнитель не теряли связи друг с другом. Рыбников часто приезжал в Запорожье, а День металлурга стал и его профессиональным праздником. К этому торжеству Рыбников в обязательном порядке приурочивал свои посещения Запорожья.
Николая Рыбникова в роли Саши Савченко утвердили не сразу, потому что у него была неудачная проба. Кинематографическое начальство настаивало на приглашении другого актёра, более высокого и плечистого. Хуциев возмутился и настоял на второй пробе: Мы сняли сцену признания в классе, и в материале я увидел такой взгляд Коли В нём было нечто такое глубокое, что я вскрикнул: Слава богу, идёт. И пошло.
Исполнительницу роли учительницы Нину Иванову режиссёр нашёл случайно. Он увидел её в учебной работе во ВГИКе. Причёску Татьяны Сергеевны знаменитый завиток у виска нарекли потом локоном страсти. Модницы нещадно жгли волосы, чтобы только его повторить. Они не знали, что у актрисы Нины Ивановой непослушные кудряшки от природы.
А ещё, создатели картины говорили, что: Татьяна Сергеевна в Весне была так красива потому, что камера смотрела на неё влюблёнными глазами оператора Радомира Василевского. После Весны Радик с Ниной поженились и переехали жить в Одессу. Письма Ивановой шли мешками со всех концов страны. Роль учительницы русского языка и литературы Татьяны Сергеевны Левченко стала лучшей в кинокарьере непрофессиональной актрисы. Ещё была у неё большая роль в Киевлянке, а потом Нину приглашали только на эпизоды. В середине 60-х она стала учиться на режиссёрских курсах при студии имени Горького. Работала вторым режиссёром, снимала сюжеты для Ералаша. Но режиссёрская карьера не заладилась. В 80-е, когда всё развалилось, ушла работать медсестрой в поликлинику.
Несколько лет назад появились сообщения о съёмках в Запорожье фильма об истории создания картины Весна на Заречной улице. По местам съёмок прошёл Марлен Хуциев, рассказывая о фильме и о людях, которые его создавали.
А вот снять новый художественный фильм, как изначально планировалось, не удалось уж слишком человечным был тот, старый. Попасть в ту же ноту душевности так же невозможно, как дважды войти в ту же реку и создатели отказались от этой затеи.

--КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Весна на Заречной улице. Создание фильма начиналось весьма прозаически. Для того чтобы заработать ...
Рейтинг записи:
5,5 - 17 отзывов
Нравится15
Поделитесь записью с друзьями
Not An Angel Not An Angel
Такой тёплый фильм… родом из детства….
Нина Нина
Душевный фильм
Наверх