Здесь выдают
ставки
ставки

1 марта 1938 года родился Борислав Николаевич БРОНДУКОВ
В 1965 году, окончив театральный институт, он начал работать актером на Киевской киностудии имени А. П. Довженко. В кино – с 1962 года. Один из самых любимых актёров Украины. Неподражаемый исполнитель ролей алкоголиков, проходимцев и просто «недалёких» людей.
Этот неповторимый актер стал звездой не сразу, не вмиг, а постепенно – от роли к роли, от фильма к фильму. В кино он дебютировал в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне» (1962), но первая роль заметного успеха актеру не принесла.
После нескольких эпизодических работ Брондуков продемонстрировал свой актерский дар в фильме Леонида Осыка «Каменный крест» (1968). Он сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. Пойманный, он должен быть судим на людях и убит ограбленным хозяином. Таков векам освещенный закон крестьянской общины, восходящий к языческому мироощущению. Но Иван Дидух неожиданно отступает от него, может быть, первое в его жизни христианское движение души – сострадание к вору, такому же бедняку, как он сам, отказ от расправы над ним. Вора убьют односельчане. И между ними ляжет межа отчуждения. Роль вора в этом фильме была единственной трагической ролью в творчестве актера. За нее Брондуков получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля.
Расцвет творчества Брондукова пришелся на 70-е годы, когда артист сыграл во многих заметных картинах разных жанров. Первоначально сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши». Однако впервые был отмечен публикой в комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и производственной драме Сергея Микаэляна «Премия».
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем – признание режиссеров. Ему пришлось сыграть более 30 ролей в кино, прежде чем произнести фразу, сделавшую его знаменитым: «Афоня! Рубь гони!» в комедии Георгия Данелии «Афоня». Брондуков мог сыграть в этом фильме главную роль.
Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии им. Довженко его друг Леонид Осыка, который сразу отвел Боре роль Борщова. Но вскоре было принято решение, что картину будет делать Георгий Данелия на «Мосфильме». Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил режиссера взять его хотя бы на эпизодическую роль. Данелия уступил, но роль алкаша Федула, которую он предложил Брондукову, содержала всего одну реплику – несколько секунд в кадре!
Все изменилось после проб. Данелия просто влюбился в актера! Целый день они обсуждали образ, и роль сама собой разрослась до нескольких сцен. Перевернули вверх дном всю костюмерную «Мосфильма» в поисках костюма, но ничего не нашли. В итоге Брондуков снимался... в старом свитере самого Данелия, который тот нашел у себя на даче.
После Федула режиссеры бросились предлагать Брондукову роли алкоголиков, что, кстати, очень расстраивало его жену. Ну в самом деле, кому приятно, что у мужа такое амплуа? На премьере картины «Сто грамм для храбрости», где Брондуков сыграл алкоголика Федю, она так расстроилась стопроцентному попаданию супруга в образ, что, едва выйдя из кинозала, заявила: «Больше ты у меня пьяниц играть не будешь!»
Ну а что вне экрана? Многие ведь считали, что Брондуков и в жизни «закладывает за воротник». «Это не так, – говорит Екатерина Петровна. – Он был очень дисциплинированным и держал себя в форме. Муж всегда повторял, что дисциплине в профессии его научил Евгений Леонов, с которым они в 1973 году снимались в „Премии“. Леонов говорил: „Боря, даже алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист. Если завтра съемка, то – ни-ни!“ Бронечка всегда придерживался этого правила. На вечеринках с друзьями он, конечно, мог пригубить, и порой очень даже хорошо, но уже утром всегда был как огурчик».
Далее последовали роли у Эмиля Лотяну в поэтической ленте «Табор уходит в небо» и комедии Виталия Мельникова «Женитьба» по одноименной пьесе Н. В. Гоголя.
Удачной была роль Брондукова в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон». Снимался он также у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» (тюремщик), «Жестокий романс» (Иван), не потерялся и в блистательном ансамбле «Гаража», сыграв незадачливого жениха.
Комедийный талант Брондукова также проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится», «Зелёный фургон». В последнем он удивительно смешно сыграл милиционера Грищенко.
Интересны также в его творческой судьбе фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова», в котором Борислав Брондуков блестяще сыграл героя-любовника и сумел разрушить стереотип сугубо комедийного актера, и роль в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень».
В 80-е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей – инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Бронислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой. Она обратила на него внимание мужа, являвшегося одним из авторов сценария. Брондукова пригласили... даже не на пробы, а на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников. Он сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь... Не очень она у тебя «английская». Извини, но мы тебя переозвучим». Так что Лестрейд говорит голосом «не своим», а ленинградского актера Ефимова. (После первого инсульта Брондукову вообще стало тяжело произносить текст, поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1984 года, тоже озвучивал Ефимов или украинский артист Анатолий Юрченко.)
Брондуков часто играл эпизодические роли, как например, в комедиях «Спортлото-82» (директор турбазы), «Мы из джаза» (лже-Колбасьев) или «Опасно для жизни» (Переделкин). Но и появляясь в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Его обаянию невозможно не поддаться, даже если это герои, грубо говоря, «отрицательные». Причем работал актёр почти всегда на одной краске, пользуясь несколькими, сугубо «брондуковскими» штампами, свойственными только ему.
Екатерина Брондукова: «Думаю, Бронечка понимал, что Гамлета ему вряд ли предложат, он знал свои возможности и всегда говорил: „Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!“».
Героев Борислава Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер наших современников.
В 1965 году, окончив театральный институт, он начал работать актером на Киевской киностудии имени А. П. Довженко. В кино – с 1962 года. Один из самых любимых актёров Украины. Неподражаемый исполнитель ролей алкоголиков, проходимцев и просто «недалёких» людей.
Этот неповторимый актер стал звездой не сразу, не вмиг, а постепенно – от роли к роли, от фильма к фильму. В кино он дебютировал в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне» (1962), но первая роль заметного успеха актеру не принесла.
После нескольких эпизодических работ Брондуков продемонстрировал свой актерский дар в фильме Леонида Осыка «Каменный крест» (1968). Он сыграл вора, забравшегося в нищую хату старого крестьянина. Пойманный, он должен быть судим на людях и убит ограбленным хозяином. Таков векам освещенный закон крестьянской общины, восходящий к языческому мироощущению. Но Иван Дидух неожиданно отступает от него, может быть, первое в его жизни христианское движение души – сострадание к вору, такому же бедняку, как он сам, отказ от расправы над ним. Вора убьют односельчане. И между ними ляжет межа отчуждения. Роль вора в этом фильме была единственной трагической ролью в творчестве актера. За нее Брондуков получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля.
Расцвет творчества Брондукова пришелся на 70-е годы, когда артист сыграл во многих заметных картинах разных жанров. Первоначально сыграл ряд эпизодических ролей в таких известных фильмах, как «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса», «Шаг с крыши». Однако впервые был отмечен публикой в комедии Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай» и производственной драме Сергея Микаэляна «Премия».
Постепенно, картина за картиной, Борислав Брондуков стал завоевывать сердца зрителей, а вместе с тем – признание режиссеров. Ему пришлось сыграть более 30 ролей в кино, прежде чем произнести фразу, сделавшую его знаменитым: «Афоня! Рубь гони!» в комедии Георгия Данелии «Афоня». Брондуков мог сыграть в этом фильме главную роль.
Поначалу фильм собирался снимать на киевской студии им. Довженко его друг Леонид Осыка, который сразу отвел Боре роль Борщова. Но вскоре было принято решение, что картину будет делать Георгий Данелия на «Мосфильме». Знавший Брондукова сценарист Александр Бородянский уговорил режиссера взять его хотя бы на эпизодическую роль. Данелия уступил, но роль алкаша Федула, которую он предложил Брондукову, содержала всего одну реплику – несколько секунд в кадре!
Все изменилось после проб. Данелия просто влюбился в актера! Целый день они обсуждали образ, и роль сама собой разрослась до нескольких сцен. Перевернули вверх дном всю костюмерную «Мосфильма» в поисках костюма, но ничего не нашли. В итоге Брондуков снимался... в старом свитере самого Данелия, который тот нашел у себя на даче.
После Федула режиссеры бросились предлагать Брондукову роли алкоголиков, что, кстати, очень расстраивало его жену. Ну в самом деле, кому приятно, что у мужа такое амплуа? На премьере картины «Сто грамм для храбрости», где Брондуков сыграл алкоголика Федю, она так расстроилась стопроцентному попаданию супруга в образ, что, едва выйдя из кинозала, заявила: «Больше ты у меня пьяниц играть не будешь!»
Ну а что вне экрана? Многие ведь считали, что Брондуков и в жизни «закладывает за воротник». «Это не так, – говорит Екатерина Петровна. – Он был очень дисциплинированным и держал себя в форме. Муж всегда повторял, что дисциплине в профессии его научил Евгений Леонов, с которым они в 1973 году снимались в „Премии“. Леонов говорил: „Боря, даже алкоголика должен играть абсолютно трезвый артист. Если завтра съемка, то – ни-ни!“ Бронечка всегда придерживался этого правила. На вечеринках с друзьями он, конечно, мог пригубить, и порой очень даже хорошо, но уже утром всегда был как огурчик».
Далее последовали роли у Эмиля Лотяну в поэтической ленте «Табор уходит в небо» и комедии Виталия Мельникова «Женитьба» по одноименной пьесе Н. В. Гоголя.
Удачной была роль Брондукова в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон». Снимался он также у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово» (тюремщик), «Жестокий романс» (Иван), не потерялся и в блистательном ансамбле «Гаража», сыграв незадачливого жениха.
Комедийный талант Брондукова также проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится», «Зелёный фургон». В последнем он удивительно смешно сыграл милиционера Грищенко.
Интересны также в его творческой судьбе фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова», в котором Борислав Брондуков блестяще сыграл героя-любовника и сумел разрушить стереотип сугубо комедийного актера, и роль в суровом приключенческом фильме «Тревожный месяц вересень».
В 80-е годы он сыграл одну из самых своих блистательных ролей – инспектора Лестрейда. В знаменитый сериал о Шерлоке Холмсе Бронислав Николаевич попал благодаря Алле Демидовой. Она обратила на него внимание мужа, являвшегося одним из авторов сценария. Брондукова пригласили... даже не на пробы, а на семейные посиделки, где присутствовал режиссер Масленников. Он сразу сказал: «Боренька, ты нам очень подходишь, но вот речь... Не очень она у тебя «английская». Извини, но мы тебя переозвучим». Так что Лестрейд говорит голосом «не своим», а ленинградского актера Ефимова. (После первого инсульта Брондукову вообще стало тяжело произносить текст, поэтому более тридцати ролей, сыгранных позднее 1984 года, тоже озвучивал Ефимов или украинский артист Анатолий Юрченко.)
Брондуков часто играл эпизодические роли, как например, в комедиях «Спортлото-82» (директор турбазы), «Мы из джаза» (лже-Колбасьев) или «Опасно для жизни» (Переделкин). Но и появляясь в небольших ролях, он неизменно вызывал улыбку зрителей. Его обаянию невозможно не поддаться, даже если это герои, грубо говоря, «отрицательные». Причем работал актёр почти всегда на одной краске, пользуясь несколькими, сугубо «брондуковскими» штампами, свойственными только ему.
Екатерина Брондукова: «Думаю, Бронечка понимал, что Гамлета ему вряд ли предложат, он знал свои возможности и всегда говорил: „Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!“».
Героев Борислава Брондукова отличает внутренняя невозмутимость в сочетании с внешней активностью, которые всегда ведут к недоразумениям и абсурду. Человеческий тип очень узнаваемый, вносящий в течение жизни глупость и ахинею, но все же не столь зловещий, чтобы вызывать ненависть, зато вполне достойный насмешки. Актер очень точно угадал и выразил этот распространенный характер наших современников.

Следующая запись: Сегодняшняя дата в России опечалена трагическим событием – в ночь с 29 февраля на 1 марта 2000 года ...
Лучшие публикации