Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
11 февраля 1902 года родилась советская актриса театра и кино Любовь Петровна ОРЛОВА

Любовь Орлова, героиня всех комедий Александрова, – самая популярная комедийная актриса нашего кино. Лирическую песенку и эксцентрический танец, акробатический номер и драматическую сцену Орлова исполняет с одинаковой легкостью, непосредственностью и простотой – качества, столь дорогие и необходимые для комедии.

Опыт пианистки, ученицы Киппа и Блуменфельда, опыт актрисы театра им. Немировича-Данченко, опыт эстрадной певицы помогают Орловой – комедийной киноартистке. Отсюда блеск и уверенность её разностороннего мастерства. Но причина популярности Орловой не в этом. Она – в большой человеческой теплоте, в подлинной жизнерадостности, в правдивости чувств, которые вкладывает актриса в каждую из своих ролей.

Огромные чаплинские ботинки, забавные косицы, акробатические движения эксцентричной Анюты, мелодраматические переживания американской актрисы Марион Диксон, кипучая энергия и наивная доверчивость письмоносца-композитора Дуни Петровой облагорожены искренним и тонким чувством актрисы, умеющей даже в самых условных эксцентрических образах найти правдивые человеческие черты.

Орловы – один из двенадцати старейших русских дворянских родов. Среди славных сынов этой семьи был тот самый Григорий Орлов, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II, и принимал участие в убийстве двух императоров, Петра III и Павла II. Императрица к тому же страстно любила его, и он был усыпан коронованной любовницей несметным количеством титулов, должностей и чинов. В роду Любови Петровны был герой 1812 года декабрист Михаил Орлов, женатый на старшей дочери генерала Раевского Екатерине, в которую был безнадежно влюблен Пушкин. Более двадцати портретов Екатерины Николаевны оставил Пушкин на полях рукописи «Бориса Годунова»! Она стоит в ряду обворожительных, женских персонажей, который столетие спустя логически завершился образом Любови Орловой...

Отец Любови Петровны, Петр Федорович Орлов, был женат на Евгении Николаевне Сухотиной, племяннице мужа дочери Толстого Татьяны Толстой-Сухотиной. В приданое Евгении Николаевне досталось имение Сватово в Воскресенском уезде (ныне Истринский район). Имение это было скромнее легендарных Кочетов, где частенько собирались семьи Толстых и Сухотиных, но в страшные годы революции, чудом оставшись жить в Сватове, где они держали корову, родители Любочки и ее сестры Нонны не умерли с голоду.

Две сестры, две судьбы... тоненькая, изящная Нонна – в раевскую породу и крепенькая Любочка – в орловскую. Было в ней какое-то лобастое упорство. Чуть позже она стала заниматься музыкой, брать уроки драматического и балетного искусства, мечтая стать актрисой... А пока сестры Орловы носили по утрам в Москву молоко. От тяжести бидонов суставы краснели и распухали. Любочка потом свои руки не любила и прятала – вы никогда не увидите их в кадре.

Первым, кто восхитился Любочкой Орловой, был сам Федор Шаляпин, являвшийся другом семьи Орловых. Случилось это в 1908 году на детском балу, который великий певец устраивал в своем особняке на Новинском бульваре в Москве. Среди детворы он приметил маленькую девочку с белокурыми локонами до плеч и с восторгом поднял ее на руки. Любочке было тогда шесть. А когда она сыграла роль Редьки в домашней оперетте «Грибной переполох», Шаляпин первым же предрек ей славу артистки. Он так увлекся и подружился с маленькой Любочкой, что сочинил ей стихи и подарил автопортрет.

Вначале, после окончания Московской консерватории (1919–1922), а затем и хореографического отделения Московского театрального техникума (1922–1925), Любовь Орлова работала в Московском музыкальном театре, которым руководил Владимир Иванович Немирович-Данченко. Там она выступала как оперная певица и исполнительница хореографических номеров.

Дебютом в кино стало исполнение роли Грушеньки в картине «Петербургская ночь» (1934) режиссера Григория Рошаля. Это была одна из первых экранизаций романа Достоевского «Братья Карамазовы», поставленная еще в эпоху немого кино. Эта роль потребовала от Орловой навыков работы драматической актрисы. Далее – роль Эллен Гетвуд в немом фильме Бориса Юрцева «Любовь Алены».

Поворотным моментом в ее творчестве стала роль домработницы Анюты в фильме Г. Александрова «Веселые ребята». Ею восхитился сам Сталин в 1934 году, когда посмотрел в Кремле эту комедию. И уже через две недели после премьеры комедии, в январе 1935 года, когда отмечалось 15-летие советского кино, подписывая указ о награждении высшими наградами корифеев кино С. Эйзенштейна, С. Юткевича, Л. Кулешова и других, Сталин собственноручно вписал в этот блистательный ряд и Любовь Петровну Орлову, фактически дебютантку. А вот главный герой комедии Леонид Утесов, под которого делался фильм, не получил ничего, кроме фотоаппарата...

Следующим фильмом был «Цирк», основой которого явился мюзикл «Под куполом цирка» Катаева, Ильфа и Петрова. Как всем нравились ее подпрыгивающие брови и наивно распахнутые в дежурной комедийности глаза! Александров успел изучить некоторые свойства ее лица. Он оттачивал каждый жест, полуповорот, взмах ресниц. Но, правда, и Орлова со своей энергией и упорством была адекватна этому вниманию.

Неизменную команду – режиссера Александрова, композитора Дунаевского, поэта Лебедева-Кумача – окрестили орловскими рысаками, поскольку зрители раз и навсегда приняли «Цирк» как фильм Орловой. Любовь Орлова вошла в каждую семью советских людей. На улице встречные замедляли шаг, мужчины снимали шляпы, а на самых суровых лицах появлялось выражение радушия. Песни, которые пела Орлова, пела вся страна. Она стала любимой актрисой Сталина. Наверное, именно это и дало возможность Александрову и Орловой полностью реализоваться в те годы. И выжить... Когда вышел фильм «Волга-Волга», Сталин на даче часто устраивал его просмотры, на которые приглашались самые избранные. Но Любови Петровны среди них не было. Как-то так повелось, что она изначально не стала посещать кремлевские и неофициальные приемы, а потом это уже было обыкновенно. «Орловой нет?» – «Орлова занята!»

Любовь Орлова была очень красивой и талантливой, обладала безупречным мастерством, прекрасно пела и танцевала. Она стала одной из самых популярных и любимых актрис конца тридцатых – начала сороковых годов. Вначале она играла только комедийные роли, которые и принесли ей известность.

Героини Любови Орловой – американская актриса Марион Диксон из фильма «Цирк» (1936), почтальон Дуня в «Волге-Волге» (1938), ткачиха Таня в фильме «Светлый путь» (1940), профессор Никитина в комедии «Весна» – были разными по характеру, специальности, образу жизни, но у всех них было одно общее: все они создавали облик времени, где торжествовало добро и справедливость, где исполнялись все мечты и сбывались желания. Эти фильмы напоминали красивые сказки со счастливым концом, которые происходили как бы в реальной жизни, где-то рядом.

Героини Любови Орловой были близкими и понятными миллионам зрителей, и они с восторгом следили за всеми перипетиями их экранной жизни.

Зрители больше знают Любовь Орлову по ее комедийным ролям, однако она так же успешно работала над драматическими образами – Паолы Менотти в картине режиссера Рошаля «Дело Артамоновых» (1941), журналистки Дженет Шервуд в фильме режиссера Александрова «Встреча на Эльбе» (1949). В годы войны Любовь Орлова снялась в нескольких боевых киносборниках.

Любопытно, что Любовь Орлова сохраняла верность одним и тем же режиссерам и старалась их не менять. Причина была простой. Она легко усваивала замечания режиссеров и в то же время могла проиграть весь рисунок фильма или спектакля, каждый раз становясь как бы соавтором постановщика. Но такое ей мог позволять далеко не каждый режиссер, поэтому их выбор в творческой жизни актрисы был весьма ограничен.

По сравнению с другими актрисами (скажем, Мариной Ладыниной, которая также обладала незаурядной внешностью и талантом) Любовь Орлова всегда выигрывала. Она находилась на экране в постоянном действии, кроме того, каждое ее движение было филигранно точным, продуманным, осязаемым. Несмотря на то что все ее героини совершенно разные, иногда кажется, что актриса всегда играла только саму себя.

В последнем фильме «Скворец и Лира» Любовь Орлова исполнила роль советской разведчицы, вся жизнь которой проходит перед зрителями. Этот образ как бы соединил в себе знакомые черты всех героинь Любви Орловой, которые актриса обогатила новыми красками. Здесь в полной мере раскрылся драматический талант актрисы, поскольку она впервые не пела и не танцевала на экране. Все свое внимание она сосредоточила на внутренних переживаниях своей героини.

В последние годы жизни актриса почти перестала сниматься в кино и работала в Московском театре имени Моссовета (с 1947), где создала ряд замечательных актерских работ в спектаклях режиссера Юрия Завадского. Одна из них – роль миссис Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж».

Актриса Наталья Богунова, которой посчастливилось работать вместе с Орловой, рассказывает о ней с неподдельным восхищением: «Орлова была звезда. <…> Вот мы ездили в Ростов-на-Дону на сбор урожая. Я была ведущей концерта, и она с одной чечеткой в своем номере, так ее отчечечит, люди просто вообще там умирали от восторга. Ей было около 70. Но она была независима в театре. Она была актрисой вне интриг».

В последние месяцы жизни, уже в больнице, перерыв весь мировой драматургический материал, Любовь Петровна выбрала к своей следующей постановке пьесу румынского автора Аурэла Баранчи «Травести» (или «Маска»). Ее героиня – театральная прима, в первом акте предстает в возрасте сорока лет, во втором ей уже за восемьдесят, а в перспективе – она и вовсе бессмертна. Смерть Орловой оборвала эти планы неувядающей актрисы, и в гроб она положила плохую копию Любочки, как бы из мести за то, что та так долго ускользала от ее зловещего оскала…
11 февраля 1902 года родилась советская актриса театра и кино Любовь Петровна ОРЛОВА.Любовь Орлова, ...
Рейтинг записи:
6,5 - 119 отзывов
Нравится109
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Елена Елена
Тюх, тюх, тюх, тюх
Разгорелся наш утюг.
Ты влюбился, промахнулся.
Встретил дамочку не ту -
Огорчился, оглянулся
И увидел красоту.

Тюх, тюх, тюх, тюх
Разгорелся наш утюг.
Каждый может ошибиться,
От любви мы мучимся,
Ведь недаром говорится
На ошибках учимся.

Тюх, тюх, тюх, тюх
Разгорелся наш утюг.
Не ревную я к другой,
Это переменится.
Все равно он будет мой -
Никуда не денется.
Тимур Тимур
Орлову, с днюхой!
Елена Елена
....спасибо за кадры фильмов,смотрим с удовольствием и легкостью!
Mara Mara
Наталья Наталья
Анатолий Анатолий
величайшая и единственная, кто б что ни говорил
Евгений Евгений
Комментарий скрыт
Сергей Сергей
Наша Мерлин Монро
Петр Петр
....я из пушки в небо уйду. дуби дуби ду
Яна Яна
недавно посмотрела сериал"Орлова и Александров"
очень интересно и как жила и как снимали эти комедии во время сталинских репрессий
Наверх