Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
ПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШИ
Блистательный Санкт-Петербург...
Эрмитаж...
Огромную каменную чашу, установленную на специальном усиленном фундаменте, можно увидеть в одном из залов Нового Эрмитажа...
Это царица ваз или Большая колыванская ваза, выполненная из ревневской яшмы...
Она считается самой большой чашей в мире, изготовленной из яшмы...
- Нельзя забыть эти колоссальные чаши и вазы из алтайских и уральских яшм, таких изделий не видел мир, перед ними бледнели чудесные изделия эпохи Возрождения...
А. Е. Ферсман, минеролог

- Мы не думаем, чтобы столь грандиозные и так хорошо сделанные произведения были когдалибо исполнены со времен греков и римлян...
Из постановления жюри Всемирной выставки в Лондоне по поводу русских яшмовых ваз...
1851г.

Свое имя - Царица ваз эта чаша получила, бесспорно, не зря...
В мире нет другой такой огромной чаши из столь твердого камня...
Ни Древний Египет, ни античная Греция, ни императорский Рим не создали ничего подобного, хотя искусство камнеобработки насчитывает тысячи и тысячи лет...
Создавалась Царица на Фабрике колоссальных вещей - уникальной и, несомненно, тогда единственной не только в России, но и в Европе специализированной мастерской по обработке крупных яшмовых вещей...

В 1819 году каменный мастер И. С. Колычев, во время поисков камня для колонн нашёл монолит длиной 10,5 метра...
Осмотрев его, обнаружили сквозную трещину, которая делила монолит на две неравные части...
Пригодной в работу была признана большая часть, имеющая длину 5,6 метра...
Из этого куска породы в 1820 году и решили изготовить вазу по рисункам архитектора Мельникова...
Управляющий фабрикой Михаил Лаулин представил Кабинету Александра I чертежи и модель монолита...
Доложил, что обработанный камень, от которого отделены трещиноватые части, вполне пригоден для изготовления особо крупной Эллиптической чаши...
И очень скоро Кабинет известил М. С. Лаулина о размерах, в которых хотел бы видеть новое изделие, а 21 ноября 1820 года прислал рисунок и предписание приступить к работе над огромной Эллипсовидной чашей...
Позже им была прислана гипсовая модель чаши...
Сначала работы шли в каменоломне...
230 человек под началом И. С. Колычева вытащили камень и с помощью воротов и бревенчатых лежней подтащили его к камнетесному сараю, подняли от земли на метровую высоту, утвердив на стойках...
Около сотни камнетесов разом со всех сторон начали обрабатывать его долотами...
Спустя два года камень уложили на особо устроенные деревянные дровни и вручную, с помощью воротов и бурлацких лямок, потащили в Колывань на шлифовальную фабрику...
567 человек впряглись в канаты и за восемь дней передвинули глыбу на 30 верст - расстояние, отделявшее каменоломню от фабрики...
Там рабочие приступили к обтеске верхней части чаши...
На это ушел год...
В 1832 году началось "вынятие внутренности чаши долотною работою" - кропотливейший, однообразный труд...
Обтесывали, шлифовали, полировали...
Практически все вручную...
С предельной осторожностью, конечно, тоже вручную, долотами бригада резчиков - 42 человека - вела резьбу орнамента...
И только в 1842 году все работы подошли к концу...
Но потом еще почти год девять мастеровых подправляли полировку...
Одновременно с этим шли поиски камня для пьедестала. Не раз и не два находили, казалось бы, нужный монолит...
Однако, как только брались за его обработку, в камне обнаруживались внутренние пороки...
Наконец к 1842 году пьедестал тоже был готов...
В центре его просверлили отверстие для установки пирона - стального стержня, на который предстояло монтировать ножку чаши...
В общей сложности почти четверть века прошло от того времени, когда была найдена грандиозная яшмовая глыба, до дня, когда из Колывани сообщили о готовности отправить гигантскую вазу в столицу...
Ее высота - 2,5 метра, большой диаметр - 5, малый - более 3 метров...
Вес Царицы ваз составляет 19 656 килограммов...
19 февраля 1843 года караван из 154 лошадей, впряженных в особо приспособленные сани, повез чашу весом 660 пудов из Колывани к Барнаулу...
Из Барнаула обоз двинулся в Екатеринбург, а потом водным путем по рекам Чусовой, Каме, Волге, Шексне и далее по Мариинской системе...
Через шесть месяцев "Царица" была доставлена в Санкт-Петербург...
- Вещи таковой тяжести и величины до ныне отправляемо еще не было, потому и требовалось в пути особенно сметливое управление и неусыпная бдительность, чтобы при перегрузках чаши и в особенности следования ее сухим путем, упреждать все случаи, могущия повредить вещь, из каменных изделий столь редкую и драгоценную, и потому обязанность в сем случае господина Ивачева была ответственна и продолжительна...
Начальник Колывано - Воскресенских заводов Бегер.

Для справки:
По современным дорогам, путь от Эрмитажа до Алтая составляет 3500 км...
Заметим, что железных дорог тогда не было, да и вообще никаких дорог с твёрдым покрытием не существовало... Максимальная грузоподъёмность обычного конного экипажа в то время составляла 200 пудов (3200кг.), и скорость движения её не превышала 5 км. в час...

В Петербурге "Царицу ваз", похоже, мало кто ждал... Баржа с ней долго стояла на Фонтанке у Аничкова моста... Затем деревянные ящики с чашей и пьедесталом выгрузили на набережную Невы против Эрмитажа... Поместить "Царицу" в парадном втором этаже Зимнего дворца, где были собраны выдающиеся произведения русских камнерезных фабрик, не представлялось возможным из-за ее веса и габаритов...
О другом помещении заранее не подумали...
Только в 1845 году "Царице" отвели так называемый проезд недавно выстроенного здания Нового Эрмитажа... Там еще в течение четырех лет сооружали для нее особый автономный фундамент...
Осенью 1849 года 770 рабочих подняли и поставили чашу на место...
Однако вскоре проезд был перегорожен стенами, и колыванская "Царица" оказалась в вечном плену слишком тесного для нее зала...
Вот такая история...
И каждый раз, когда бываю в Эрмитаже, всегда хочу прикоснутся к вазе, но нельзя...
Музейный экспонат...
Руками нельзя трогать...

P.S.1.
Созданный русскими мастерами шедевр искусства поражает как своей красотой, так и размерами...
Интересно то, что современные мастера изготовить такое изделие из цельного куска яшмы не могут. Дело в том, что яшма - слишком хрупкий материал, который при обработке легко даёт трещины...
Причём, чем красивей узор камня, тем он более хрупок...
Исследователи решили провести эксперимент по созданию уменьшенной копии Колыванской вазы и предложили самым именитым современным мастерам изготовить из цельного куска яшмы вазу с размерами метр в высоту и полметра диаметром...
Все каменных дел мастера, как один, дружно ответили отказом...
Заявив при этом, что такую работу сделать невозможно и, из-за хрупкости обрабатываемого материала, заготовка будет испорчена ещё при её грубой обработке...
Как мастера Колыванской шлифовальной фабрики, не имея современных аппаратов по резке камня, а пользуясь лишь примитивными ручными инструментами, смогли изготовить Царицу ваз?
Это остаётся покрытой пылью веков тайной, которая так и остаётся неразгаданной...
Вполне возможно, что мастера того времени могли владеть какими-то особыми тайными технологиями, которые с течением лет были забыты и утрачены...
Нам, с восхищением глядящим на созданные ими шедевры, остаётся только удивляться и недоумевать...
Литературный коллаж из многочисленных публикации...
Блистательный Санкт-Петербург... Эрмитаж... Огромную каменную чашу, установленную на специальном ...
Рейтинг записи:
5,5 - 38 отзывов
Нравится33
Поделитесь записью с друзьями
Sima Sima
Мария Мария
Да! Прав автор. К такой вазе хочется прикоснуться ! Красивая и притягательная! Настоящая ЦАРИЦА!
Олег Олег
Всё время надо "САМОЕ- САМОЕ" хотя бы в Европе. В Москве ставят самое большое в Европе колесо оборзения, или обозрения. Спросите:"Зачем?"
Когда же будет самое лучшее образование, медицина, уровень жизни....Самыми-самыми лучшими хотя бы в Рязанской области!!!
Ukko Ukko
высокий-то человек к ней наверное сможет прикоснуться ( у нее высота 2.2 м) ,правда наверное тайком. Интересно что она ему "скажет"?
Светлана Светлана
красота!!! Очень интересная история создания этой вазы!! я ее видела в Эрмитаже! необыкновенная красота..там все необыкновенное)) прекрасное место Эрмитаж - там можно часами ходить и любоваться искусством!!!
Наверх