Ирина Муравьева: «Я всю жизнь хотела быть учительницей»
Народная артистка России Ирина Муравьева сыграла в кино более сорока ролей, но сама она говорит о том, что сердце ее принадлежит сцене и любимому Малому театру, в котором она служит уже четверть века.
Муравьевой часто приходилось играть в кино упрямых, хамоватых и темпераментных девушек-провинциалок, на которых она в жизни совсем не похожа. Ирина Вадимовна не соглашается на роли в современных фильмах и сериалах, в отличие от многих своих коллег не ходит по многочисленным реалити-шоу, не выносит вранья, не любит говорить о личной жизни, не дает интервью и не жалует желтую прессу. Вот уже много лет известная актриса 4 января приезжает в Санкт-Петербург и проводит творческий вечер в местном Доме офицеров. Эта многолетняя традиция прервалась лишь один раз, в пандемийный 2021 год, когда массовые мероприятия по стране были отменены. На встрече Муравьева рассказывает публике о работе в театре и кино, о семье и своих детских мечтах. Оказывается, что советский и российский зритель никогда не узнал бы актрису Муравьеву, ведь в детстве она всерьез хотела стать учительницей. И еще легенда театра и кино раньше терпеть не могла, когда ее называли «самой обаятельной и привлекательной», но как-то, будучи на гастролях, пересмотрела легендарный фильм и… смирилась. Нам удалось побывать на этом мероприятии и записать все самое интересное.
“В годы войны немцы угнали маму в Германию”
– Я всю жизнь играла провинциальных молодых женщин и девушек, которые покоряют Москву. Многие мои зрители спрашивают, не по биографическим ли сведениям сделан тот или иной фильм. Нет, я москвичка, родилась в Москве и прожила всю жизнь в этом городе, с папой, мамой и со своей сестрой.
– Семья у меня была строгая и серьезная. Папа – военный инженер, полковник. Мама – домохозяйка. Моя сестра старше меня на полтора года, и мама сидела дома вплоть до моего поступления в театральный институт.
– Когда началась Великая Отечественная война, папа как раз окончил школу. Он ушел добровольцем на фронт, прошел все четыре года войны. Его бабушка была очень большая молитвенница. Она все четыре года молилась за своего внука, и когда он уходил на фронт, вшила ему в гимнастерку псалом «Живый в помощи». Этот рукописный псалом стал нашей семейной реликвией, он до сих пор хранится у нас дома в кожаном футлярчике. Отец прошел всю войну и не получил ни одного ранения.
– Моя мама родом из Белоруссии. В годы войны немцы угнали ее в Германию, она жила и работала в немецкой семье, глава которой был настоящий фашист. После войны мои родители познакомились, через два месяца поженились и прожили вместе 62 года. Папа приехал с мамой в Москву, родились дети. Но папа не мог поступить в высшее учебное заведение и никак не мог понять почему. Однажды его друг, который был на партийной работе, спросил, что он пишет в своей анкете и посоветовал не писать, что жена была в оккупации и работала у немцев. На следующий год при поступлении отец вообще не написал о маме и был принят в вуз. Мама никогда не писала в анкете, чтобы была в оккупации. Такие были времена… Поэтому она сидела с детьми так долго. Позже она вышла на работу и даже сделала карьеру.
– Я всю жизнь хотела быть учительницей, а именно учительницей младших классов. Мне очень нравилось быть с маленькими детками, смотреть в их глазки, детская открытость и наивность. Будучи маленькой, я рассаживала кукол и их учила. Я была хорошая учительница, мне очень нравилось ставить «двойки».
“До пятого класса я была круглая отличница”
– Я сейчас думаю, что бы было со мной, если бы я стала не артисткой, а учительницей. (со смехом) Думаю, из тюрьмы я бы уже вышла, наверное. Жизнь моя была бы намного грустнее, чем сейчас. Сейчас-то она более интересная и насыщенная, потому что я выбрала свою профессию.
– В последних классах школы я решила стать артисткой. Это решение было принято не потому, что я насмотрелась телевизора. Телевизора у меня вообще не было. В конце шестидесятых – начале семидесятых в стране был театральный бум. Я окончила школу в 1966 году. В те годы в Москве было огромное количество новых потрясающих театров. Ефремов создал «Современник», Любимов – театр на Таганке, Эфрос создал театр на Бронной. Это были потрясающие режиссеры, которые ставили великолепные спектакли.
– Театр – это была та площадка, где говорилось то, что было запрещено. Многие постановки действительно запрещались цензурой, даже те, в которых не было никакого намека.
– Мне казалось, что люди, которые идут работать в театр, отдают свою жизнь самой нужной и важной профессии. Быть актером, стоять на сцене и говорить то, что так внимательно и с такой жадностью слушают люди… В общем, от этого волшебства голова моя закружилась, сердце забилось, и я поняла, что это то место, где я должна жить.
– Мне очень трудно далось поступление в театральный институт. Первый год меня вообще никуда не приняли, на следующий год меня тоже никуда не приняли. В итоге я поступила в драматическую студию при Центральном детском театре, сейчас это Молодежный театр. Студия в течение трех лет обучала студентов для того, чтобы они работали в Центральном детском театре и играли в основном роли детей.
– Я не была травести, это такое амплуа, где девочки играют мальчиков, но первую роль, которую я получила в этом театре, была как раз роль мальчика. Я играла Шуру Тычинкина в пьесе Михалкова «Сомбреро». Это был замечательный водевильный спектакль про дачу, про детскую жизнь на даче и про детские спектакли, которые они ставили. Роль была замечательная – песни, переодевания из одного персонажа в другой и сомбреро на голове. В следующем спектакле я опять играла мальчика, а потом уже начались спектакли, где я уже была девочкой, это, например, «Сказка о четырех близнецах», «Двенадцатая ночь» Шекспира и много-много других.
– Я всегда знала, что не хочу работать в детском театре, хотя у меня были там замечательные роли. Я думала, а где Чехов, где Островский, где те авторы, которые просто ждут меня, чтобы я как-то по-новому произнесла их текст? В какой-то момент я поняла, что нужно переходить во взрослый театр. Когда ты молодой и очень молодой, ты играешь мальчиков и девочек, потом ты уже старшая сестра, затем уже играешь маму и бабушку. А потом уже и ролей бабушки нет, и ты все реже выходишь на сцену. Я же себя запланировала на очень длинную дистанцию и хотела играть до самой старости.
Когда коллегу назвали “маленьким старичком”, Ирина Муравьева ушла с театра
– В детском театре работала потрясающая артистка, она много лет играла мальчиков. Играла очень хорошо и очень много работала на радио, ее голос был известен всем. Но она уж очень долго играла мальчиков, и всем было неудобно ей сказать, что это смотрится плохо. Не говорили из уважения к этой большой артистке. Однажды она прочитала отзыв на спектакль, который сделал ребенок. Он написал: «Дорогой театр! Мне так понравился ваш спектакль «Сын полка», особенно маленький старичок, игравший мальчика». После этого артистка ушла с этих ролей и стала играть бабушек. И тут я подумала, что пора уходить из театра. С новой работой помог режиссер, ставивший у нас «Молодую гвардию», где я играла Любку Шевцову. Я подошла к нему и сказала, что хочу перейти в театр имени Моссовета и меня туда взяли.
– Я стояла на сцене с Раневской, с Пляттом, Марковым, Тереховой, Тараторкиным, Стебловым, Кузьменковым и Леньковым. Это замечательные, потрясающие артисты. Там уже была жизнь не такая богатая ролями, как в Центральном детском театре, где я выходила на сцену каждый день. В театре имени Моссовета я играла все меньше и меньше. Потом было то самое время, когда я снималась в фильмах, вышла замуж, родила двоих детей. И в какой-то момент загрустила. Поняла, что в театре у меня все не очень складывается, начинаю вянуть и комплексую. Да и к работе у меня уже отношение было такое несмелое, и я вновь решила уйти из театра.
– Через год меня приняли в труппу Малого театра, в которой я работаю уже больше 25 лет. Здесь я как раз получила и Чехова, и Островского, и Толстого, то есть все то, о чем только может мечтать артистка моего возраста. Потому что у этих авторов как раз есть роли в не только детей и молодежи, но и для больших взрослых артистов.
– С кино у меня тоже были некие сложности, туда меня взяли не сразу. К нам в театр приходили из киностудии имени Довженко смотреть актеров и актрис для каких-то фильмов, но их взгляд как-то проходил мимо меня. Я поняла, что не подхожу никому, но особо не расстроилась, так как сердце мое всегда принадлежало сцене. И вдруг режиссер Самсон Самсонов пригласил меня в свой фильм «Чисто английское убийство». Это была моя первая роль, причем в то время я даже не знала, как надо двигаться, что делать перед камерой и он меня всему научил. Следующий фильм с моим участием назывался «Иван и Коломбина». Я была не «Коломбина», так назывался грузовик. Я играла девушку, которая водит эту машину. Фильм был совершенно бесславный, я его, честно говоря, так никогда и не видела, но после этого поняла, что бывают хорошие фильмы, а бывают не очень хорошие. Потом на моем пути встретился Владимир Меньшов с предложением сняться в фильме «Москва слезам не верит». Он меня увидел на телевидении, где я много снималась в телеспектаклях. И затем Татьяна Лиознова пригласила меня на главную роль в свою картину «Карнавал».
Статья Татьяны КРОТОВОЙ
Следующая запись: «Глубоко тебя презираю, моя судьба! И не уважаю»: написал Леонид Быков перед гибелью в 50 лет. Судьба актёра, беда с сыном и одинокая дочь
Лучшие публикации