Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Фильм!!! Фильм!!!Фильм!!!
Среди любителей кино нет человека, который не знал бы Олега Янковского — харизматичного актера, блистательно воплощавшего любой образ: от героического до комедийного. Этот исполнитель стал близким другом театральной легенды Марка Захарова, снимался у Андрея Тарковского, Георгия Данелии и Глеба Панфилова. Каждый из режиссеров говорил, что не видел в воплощенной Янковским роли никого, кроме него.
Олег Иванович родился в 1944 году в Жезказгане Казахской ССР. В семье мальчик стал третьим ребенком: у него были два брата, Ростислав и Николай. Их отца Ивана Янковского, бывшего гвардейского офицера и польского дворянина, в тридцатых годах дважды арестовывали как друга опального маршала Михаила Тухачевского. Из-за этого семья уничтожила семейные архивы, документы, которые связывали старшего Янковского, его супругу и детей с прошлой жизнью. Не оставили даже орден Святого Георгия, которым глава семейства был награжден во время Первой мировой войны.

Будущий артист рос в неблагополучное послевоенное время. Несмотря на крайнюю бедность, Янковские сумели сохранить огромную библиотеку и часто принимали в гостях таких же представителей репрессированной интеллигенции, какой были сами. Воспитанием детей занимались мама и бабушка.

Олег увлекался чтением. Некоторое время мечтал стать военным или летчиком — обязательно героем. В 1951-м вся семья переехала в Саратов. Там ранение, полученное еще в период Первой мировой, окончательно подкосило здоровье главы семейства, и в 1953 году он скончался.
Марина Ивановна, овдовев, была вынуждена устроиться бухгалтером. Денег катастрофически не хватало. В 1957 году Ростислав, работавший в театре Ленинабада, получил предложение переехать в Минск на службу в Русский драматический театр им. Максима Горького. Вскоре он забрал туда младшего брата, которому исполнилось 14 лет. Именно на минской сцене состоялся дебют Олега: парень заменил заболевшую актрису травести.

В скором времени юноша вернулся в Саратов к соскучившейся матери и стал готовиться к экзаменам в медицинский институт. Узнав, что идет прием в театральный, решил попробовать поступить. К сожалению, к тому времени все туры уже завершились, но тут вмешался случай. Именно в этот же вуз брат Олега Николай втайне от всех успешно прошел экзамены. Директор учебного заведения впоследствии решил, что в приемной комиссии перепутали имя абитуриента, сообщив изумленному Янковскому, что тот принят. Первые годы парень учился плохо, имел проблемы с артикуляцией и только к концу обучения сумел раскрыться как актер с неплохим потенциалом.
В Саратовский драматический театр Олег Иванович попал благодаря своей жене Людмиле Зориной, тоже актрисе. Юная, но уже популярная исполнительница настояла на том, чтобы его приняли в театр, где она на тот момент работала. Молодой артист долгое время вынужден был довольствоваться участью тени своей супруги.

Ситуация изменилась, только когда он снялся в кино, — жители Саратова стали ходить в театр на Янковского, так что артист стал получать серьезные роли.

В 1971 году исполнитель сыграл самую значительную роль в саратовском периоде театральной карьеры — князя Мышкина в спектакле по роману Федора Достоевского «Идиот». Через два года, получив приглашение от Марка Захарова, актер переехал в Москву, где начал работать в Театре имени Ленинского комсомола.
Совмещая кинокарьеру и работу в театре, Янковский быстро стал в «Ленкоме» ведущим актером. В 1977-м в постановке «Революционный этюд» ему удалось выйти за рамки сложившегося в Советском Союзе образа В. И. Ленина, сделав акцент на фигуре Владимира Ильича как человека, а не как живой иконы революции. Критики и зрители обожали актера, а спектакли с его участием собирали полные залы.

В театре Олег Иванович пользовался практически непреходящей любовью зрителей. За все время работы в «Ленкоме» у него была только одна роль, вызвавшая неодобрение и даже возмущение публики. В 1986 году, играя Гамлета, Янковский пошел на риск, существенно изменив привычный шекспировский образ и сделав своего героя не романтиком, а зрелым, достаточно жестоким человеком. И хотя пьеса была поставлена отлично, буквально через несколько месяцев руководство театра было вынуждено снять ее с репертуара.

В дальнейшем актер сыграл еще около десятка блестящих ролей в «Ленкоме». В этом театре он служил до самых последних дней жизни.
Янковский никогда не ходил по кинопробам и не снимался в массовке в надежде, что будет замечен и оценен. В 1967 году, когда артист в составе Саратовского драматического театра гастролировал и выступал во Львове, в ресторане при театре его заметил Владимир Басов, снимавший тогда четырехсерийный фильм «Щит и меч». На тот момент съемочная группа пребывала в поисках актера, который мог воплотить один из центральных образов, однако среди претендентов не нашлось человека подходящей внешности. Олег Иванович, обладавший скульптурными и мужественными чертами лица и высоким ростом (182 см), идеально соответствовал роли.
«Щит и меч» стал культовой кинолентой войне, только первый фильм четырехсерийной киноэпопеи посмотрело посмотрело 68,3 миллиона человек, что обеспечило ему место в топ-10 кассовых фильмов СССР. Янковский мгновенно получил всесоюзную известность, а его коллега по съемочной площадке Станислав Любшин стал, по мнению зрителей, актером года.

Следующая картина в фильмографии актера только закрепила успех. Вместе с Роланом Быковым, на тот момент уже любимцем миллионов зрителей, и Владимиром Высоцким Олег Иванович сыграл в киноленте «Служили два товарища». Там же в одной из второстепенных ролей снялся Ростислав Янковский. Съемки, проходившие в Бессарабии, едва не сорвались из-за местного вина. После дегустации не привыкший к коварному напитку режиссер Евгений Карелов провел в реанимации три дня, а Олег Иванович впервые оказался в вытрезвителе.

Вышедшая в 1974-м производственная драма «Премия» получила не только Большой приз ВКФ в Кишиневе и Государственную премию СССР, но немало наград за границей — на МКФ в Барселоне, Чикаго и пр. В каст, помимо Янковского, вошло большое количество звезд, таких как Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян.

Сказку «Обыкновенное чудо» (1978) снял Марк Захаров, до этого почти не занимавшийся кинопроизводством. Проект был рискованным, но в итоге лента завоевала ошеломительный успех. Яркий мюзикл снимали с большими сложностями. В начале съемок Олег Иванович слег с сердечным приступом, и работу над проектом отложили до его выписки. Несчастье произошло и с Александром Абдуловым, который решил исполнять все трюки самостоятельно: артиста, окончившего школу верховой езды, сбросила лошадь и протащила по земле на стремени несколько десятков метров. Примечательно, что в музыкальном фильме главные герои не пели: композиции исполнялись за кадром голосами Ларисы Долиной и Леонида Серебренникова.

Олег Иванович был актером совсем не комедийного толка, но именно его Марк Захаров пригласил на главную роль в трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен». Цитата из картины — «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь» — стала знаковой для Янковского. Именно под этим названием вышло множество интервью с актером, документальные фильмы о его творчестве и изданная им биография.

В 80-х Янковский переключился на роли современников. Образ опустившегося спортсмена в трагикомедии «Влюблен по собственному желанию» (1982) принесла ему звание лучшего актера года по опросу читателей журнала «Советский экран». Евгения Глущенко, партнерша по фильму, по рекомендации которой актер и попал в ленту, удостоилась «Серебряного медведя» на XXXIII МКФ в Западном Берлине. Ленту посмотрели в кинотеатрах 25 млн зрителей.
Еще одну противоречивую роль Олег Иванович сыграл в трагикомедии режиссера Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» (1983). Сам артист считал ее своей лучшей работой. Творческий коллектив картины получил Государственную премию СССР, хотя изначально в Госкино ее назвали антисоветской, выпустили после многочисленных переделок и только в прокате по периферии. Но ситуация изменилась, когда лента заслужила благосклонные отзывы критиков как на родине, так и за рубежом, где зрители увидели ее на внеконкурсном показе на Каннском кинофестивале, а затем и в рамках Недели советского кино в Нью-Йорке.

Как и в случае с театром, Янковский работал в киноиндустрии до самой смерти. Последний фильм с его участием — «Царь» Павла Лунгина, он вышел уже после смерти актера, в 2009 году. В этой картине актер исполнил одну из главных ролей — митрополита Московского Филиппа. Второго центрального персонажа, самого царя Ивана Грозного, сыграл Петр Мамонов.
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх