Об обществе и индивидуумах или об АНТ-20, «Максим Горький»
Речь пойдет об АНТ-20, имеющего другое название - «Максим Горький». Это был советский агитационный пассажирский 8-моторный самолёт, самый большой самолёт своего времени с сухопутным шасси и его модификации.
В 1932 году, появилась идея, поддержанная всей страной, в честь 40-летнего юбилея литературной деятельности Максима Горького построить агитсамолёт и назвать его в честь писателя «Максим Горький». По задумке самолёт должен был строиться за счет добровольных пожертвований. Литераторы бросили клич, и по воле народной и их пожертвований очень быстро собрали почти 6 миллионов тех рублей. Проектирование самолёта началось в ЦАГИ, под руководством А. Н. Туполева. А в проектировании приняли многие известные в будущем конструктора и инженеры, например: В. М. Петляков, А. А. Архангельский, Б. М. Кондорский выполнили проектирование общих видов, В. Н. Беляев выполнил расчёты на прочность, Е. И. Погосский и А. А. Енгибарян отвечали за оборудование и т.д..
4 июля 1933 года начато строительство самолёта, а 3 апреля 1934 года готовый гигантский самолёт вывезен на аэродром. Кстати, стоили на авиазаводе города Воронеж, где самолёт и совершил 17 июня 1934 года свой первый свой полёт, под управлением лётчика-испытателя М. М. Громова.
И самолёт начал летать, над Красной площадью и не над нею, на парах и не на них. Например, М. М. Громов и Н. С. Журов на этом самолёте в 1934 году установили два мировых рекорда, подняв грузы массой 10 и 15 тонн на высоту 5000 м.
Трагедия случилась 18 мая 1935 года. На центральном аэродроме столицы по случаю передачи АНТ-20 в отдельную агитэскадрилью имени Горького проводился демонстрационный полёт. Лётчик ЦАГИ Н. С. Журов передавал машину авиатору агитэскадрильи И. В. Михееву. Было разрешено прокатить членов семей строителей АНТ-20, а в сопровождение «Максиму Горькому» выделили два самолёта: двухместный Р-5 под управлением лётчика Рыбушкина и истребитель И-5 под управлением испытателя Н. П. Благина. Оператор Щекутьев должен был осуществлять с Р-5 киносъёмку полёта. Перед Н. П. Благиным поставили другую задачу: по замыслу кинодокументалистов, он должен был во время съёмок летать рядом с АНТ-20, чтобы зрители могли увидеть разницу в размерах этих самолётов. Увы, именно Благин, в нарушение полётного задания, начал выполнять фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от АНТ-20. В результате его манёвров истребитель при выполнении «мертвой петли» вокруг крыла АНТ-20 в верхней точке потерял скорость и рухнул на свою жертву. Истребитель врезался в средний мотор крыла, тот отвалился и упал вниз, а истребитель застрял в образовавшейся дыре крыла. Удивительно, но воздушный гигант этот «таран» выдержал. Вполне возможно, что Михеев с Журовым посадили бы его, но последовал второй, уже смертельный удар по «Максиму Горькому». Истребитель И-5 начал разрушаться, у него оторвалась хвостовая часть, которая повредила органы управления гигантом. Неуправляемый гигант стал медленно, как бы нехотя, заваливаться на крыло, перевернулся и чуть позже над землёй прогремел страшный взрыв.
В трагедии погибло 49 человек, виновник трагедии Благин, 11 членов экипажа «Максима Горького» и 37 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и их родственники, в том числе 6 детей.
Итак, общество усилием тысяч и миллионов людей создала передовой самолёт мира. Одиночка, индивидуум, в известных только ему целях, погубил труд этих людей, убив при этом много талантливых и молодых людей. Милосердное государство признало вину Благина в трагедии, но похоронила его вместе со всеми жертвами трагедии, а также побеспокоилась о его близких, так вдове и дочери Благина была оказана помощь: они получили новую квартиру, дочь продолжила обучение в новой школе, а также вдове, дочери и одному из родителей Благина были назначены пенсии по утере кормильца и всё это было сделано быстро, без «волокиты»…. Это государство было - СССР.
О самолётах, в 1938 году была построена улучшенная версия самолёта, получившая название АНТ-20 бис (ПС-124). В серийное производство самолёт ставить не стали, на пороге стояла «война» и для 1940 года самолёт уже устарел. В 1940—1941 гг. этот самолёт под маркой ПС-124 использовался как пассажирский на линии «Москва — Харьков — Ростов-на-Дону — Минеральные Воды». Во время войны, до конца 1942 года, он обеспечивал авиаперевозки грузов в тылу.
Следующая запись: О Венерах…
Лучшие публикации