Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
День рождения школьной парты СССР!

Як-18, советский учебно-тренировочный самолёт, пришедший на смену самолётам По-2, УТ-2 в ВВС, Гражданскую авиацию и авиаклубы в качестве основного самолёта первоначального обучения.


Первый полёт Як-18 совершил 6 мая 1946 года, а поднял самолёт в небо лётчик-испытатель Г. С. Климушкин.

После окончания войны не прошло и года, в апреле взмыли первые отечественные реактивные, и вот сделан новый качественный шаг в будущее. Главным конструктором был А. С. Яковлевым, а ведущим инженером проекта Як-18 был К. В. Синельщиков. Проектирование началось с 10-го декабря 1945 года, а первый полёт совершен 6 мая! Официальный статус проекту придан Постановлением Совнаркома СССР № 472-191сс 26 февраля 1946 года, котором бы определён и срок – 1 июня. Самолёт родился раньше и секрет рекордных сроков создания заключался в том, что даже в военные годы думали о новой «летающей парте», например: в конце 1943 года был создан двуместный самолёт получивший имя УТ-2Л, а в 1944 году из него сделали одноместный тренер для летчиков-истребителей Як-5. Не маловажен и тот факт, что КБ А.С. Яковлева выросло до создания знаменитых своих боевых машин из спортивно-учебной авиации 30-х годов, в частности создало довоенные «учебки» УТ-1 и УТ-2. Послевоенная машина впитала в себя всё самое лучшее от своих предшественников. Было построено две машины, первая, стартовав раньше закончила цикл испытаний к 29 мая, другая стартовав 17 мая прошла лётные испытания до 6 июня. Итак, самолет успешно прошёл испытания и в марте 1947 года был рекомендован к серийному производству. Освоение серийного выпуска Як-18 оказалось не столь простым делом, как оказалось, это была не простая «учебка», это был современный нацеленный на будущее самолёт! Начинали его производить три завода, Ленинградский, Харьковский, Семеновский (с 1952 года город Арсеньев), но приступив к производству последним, в 1950 году, Арсеньевский завод №166 стал на многие годы основным его производителем. Другие заводы, со временем переключились на выпуск других самолётов. Длительное время самолёты семейства Як-18 выпускались серийно, сделано их было не менее 8000 экземпляров, факт, по количеству выпущенных машин Як-18 превзошёл УТ-2.

Самолёт стал основой для многочисленных модификаций на десятилетия вперёд. Долговечность самолёта была заложена ещё на стадии проектирования, так впервые на учебном самолете: планер получил цельнометаллическую конструкцию, аэродинамика – посадочную механизацию в виде посадочного щитка, воздушный винт стал менять свой «шаг», шасси убираться, а колёса шасси получили тормоза. Состав оборудования «учебки» удивлял современностью и перспективностью комплекта, так в его состав штатно входили: радиостанция, самолетное переговорное устройство, генератор и посадочная фара! В дальнейшем менялся двигатель, менялось оборудование, менялось шасси, но основой оставался всё тот же Як-18 1946 года. Первые Як-18 имели старый, из конца 20-х годов, но проверенный временем двигатели М-11 в модификации М-11ФР, форсированный до 160 л.с и получивший систему воздушного запуска двигателя. Наиболее успешная и известная модификация была Як-18А. Самолёт получил шасси с носовой стойкой шасси, новое оборудование и новый двигатель АИ-14Р, сначала мощностью 220 л.с., потом 260 л.с., а современные его потомки «выжимают» до 400 л.с.. Новый двигатель «открыл» хорошие пилотажные качества самолёта, что вылилось в создание специализированных спортивно-пилотажных модификаций самолёта (Як-18П, Як-18ПМ). На смену «летающей парте» Як-18 позже пришел Як-52, созданный, на базе пилотажного Як-50, но и в этих самолётах 70-х годов легко угадываются черты Як-18, образца 1946 года. Специфические требования Гражданской авиации СССР способствовало появлению в 1967 году модификации Як-18Т, который и сегодня прекрасно летает, а также пользуются спросом, и не только как учебный самолёт. Формально его даже продолжат выпускать, на Смоленском авиационном заводе, вместе с СР-10… В 2020 году завод, ныне некое АО, более известен своими кубками по настольному теннису и футбольными достижениями, чем серийно выпущенными самолётами, а ещё они сегодня строят участок по приему и переработки металлолома. Ну, а современный проект для военных, типа Як-152, с дизельным немецким двигателем, хоть и выполнил первый полёт 29 сентября 2016 года, и вроде имеющий заказы на производство, например от ВКС России и Белоруссии, но до сих пор продолжает витать в облаках фантазий.


В заключение скажем, что на Як-18 обрели крылья тысячи и тысячи мальчишек и девчонок, будущих лётчиков и космонавтов, конструкторов и инженеров, например, Юрий Гагарин или его антипод, Терешкова. Увы, сегодня понятие бесплатных аэроклубов ушло в прошлое, в коммерческий «бизнес» и сегодня России не хватает порядка 2 тысяч военных летчиков, не хватает и лётного персонала и авиакомпаниях России, просто не хватает, не говоря уже о квалификации. Пожелаем сохранившимся, Як-18 долгой лётной жизни, без аварий и поломок, на радость их владельцев.
Рейтинг записи:
5,5 - 8 отзывов
Нравится7
Поделитесь записью с друзьями
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наверх