Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Краснозвездный - пятый

30 апреля 1930 года совершил первый полёт И-5 или «истребитель пятый». По современным меркам самолёт очень простой, но он рождался в другое время.

Немного о времени. Советская власть установилась, немного окрепла, и наметилось развитие. Но далеко не все вчерашние бойцы с Антантой и белогвардейщиной, имели для этого достаточный образовательный и интеллектуальный капитал. Как спрятать свою несостоятельность или себя преподнести? Самое простое, обвинить другого, донести «куда следует», обвинить во «вредительстве». Некоторые и начали, строчили доносы, как из пулемёта, в годы Гражданской войны. В этих условиях и зародился «инженерный саботаж» конца 20-х годов и обвинённые в нём. Увы, но и реальные истоки были, и реальный саботаж был, и вредительство было, вот только управлялось и направлялось оно из стран Антанты. Но с помощью «писателей» размах «вредительства» приобрело гораздо больший размах. Так написали донос и на Николая Николаевича Поликарпова, того авиационного конструктора который прошел конструкторскую школу в царские времена у сбежавшего Сикорского, а ещё этот «вредитель» верующий и носит крестик! Доносы заставляли забыть, что он создатель первых в Стране Советов самолётов, а именно, истребителей И-1, И-3, многоцелевых Р-1, Р-5, а также летающей парты У-2. Ему предъявили обвинение по 58 статье УК РСФСР, что грозила расстрелом. И он был не один «обвинённый». Но, всё же спасибо, что нашлись люди, которые умели думать и понимать глубинный смысл происходящего. Наверно благодаря им появились ЦКБ, это такие «тюрьмы», где заключенные инженерно-технические кадры занимались своим делом, а «надзиратели» могли оценить «достоверность» доноса. Так в «ЦКБ-39 ОГПУ имени В. Р. Менжинского», встретились два таланта, два корифея конструкторской деятельности, два легендарных конструктора - Дмитрий Павлович Григорович и Николай Николаевич Поликарпов. Им дали задание, а Главным конструктором назначили Григоровича, а Поликарпова его заместителем, вполне логично, как-никак, Поликарпов был на 9 лет младше.

Не будем описывать их творческие метания, но самолёт они сделали хороший. Первоначально его назвали «ВТ-11» или «Внутренняя тюрьма — 11», но потом он получил имя И-5. Он начал летать, проходить испытания. Кстати, опять не большое отступление, там, откуда «забрали» Поликарпова продолжали делать его проект под именем И-6. И они были очень похожи. И-6 сделали в тоже время, как и И-5, провели лётные испытания, сравнили эти самолёты и результаты летных испытаний убедительно доказали преимущество И-5.

1 мая 1931 года И-5 впервые показали на воздушном параде в Москве. В июле того же года было выпущено на свободу большинство «вредителей». Поликарпову заменили «высшую меру» десятью годами лагерей, а позже вообще амнистировали. Будет нечестно не сказать о Д. П. Григоровиче. После освобождения «враг народа» продолжал заниматься конструированием, им были созданы: И-Z, ИП-1, ТШ-1, несущие передовые идеи в военную авиацию и тактику её применения. Проектировочные работы он совмещал с преподавательской и научной деятельностью в МАИ. Позже он становится профессором, заведующим кафедрой конструкции самолетов МАИ, руководит дипломным проектированием слушателей инженерного факультета Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского.

А массовое серийное производство И-5 началось в конце 1932 года. И это первый массовый советский истребитель состоял на вооружении ВВС СССР с 1932 по 1939 год. Всего было построено 803 машины, включая прототипы. Началась Великая Отечественная война и И-5 вновь был призван на военную службу. Он участвовал в боевых действиях в качестве самолёта связи, лёгкого штурмовика и ночного бомбардировщика вплоть до начала 1943 года, причем на самолёте умудрялись сбивать такие самолёты нового поколения как Ме.109!
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх