Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Краснозвездный - пятый

30 апреля 1930 года совершил первый полёт И-5 или «истребитель пятый».

По современным понятиям самолёт простой, но он рождался в другое время. Немного о времени. Советская власть установилась и даже немного окрепла, но время требовало развития. Далеко не все вчерашние огненные борцы имели для этого достаточный образовательный и интеллектуальный капитал. Как спрятать свою несостоятельность или себя преподнести? Самое простое, обвинить другого, а можно ещё написать донос или доносы, обвинить во «вредительстве». Так некоторые и делали, писали, строчили как из пулемёта. Так написали и на Н.Н. Поликарпова, прошедшего конструкторскую школу в царские времена у Сикорского, что это «вредитель», а ещё он верующий и носит крестик. Доносы заставляли забыть, что это автор первых в Стране Советов истребителей И-1, И-3, разведчиков Р-1, Р-5, летающей парты У-2. Итак, обвинение по 58 статье УК РСФСР грозила ему расстрелом.
Аналогично было написано на многих людей, кого обвинили по делу, а кого и не по делу. Но, всё же спасибо, что не сплошные доносители были, были и люди которые умели думать и понимать глубинный смысл происходящего. В результате появились ЦКБ, это такие тюрьмы, где заключенные инженерно-технические кадры занимались своим делом, а «надзиратели» могли оценить «достоверность» доноса. Так в «ЦКБ-39 ОГПУ имени В. Р. Менжинского», встретились два таланта, два корифея конструкторской деятельности, два легендарных конструктора - Дмитрий Павлович Григорович и Николай Николаевич Поликарпов. Им дали задание, а Главным конструктором назначили Григоровича, а Поликарпова его заместителем, вполне логично, как-никак, Поликарпов был на 9 лет младше.

Не будем описывать их творческие метания, но самолёт они сделали и хороший. Первоначально его называли «ВТ-11» или «Внутренняя тюрьма — 11», но потом он получил имя И-5. Он начал летать, проходить испытания. Кстати, опять не большое отступление, там, откуда «забрали» Поликарпова продолжали делать его проект под именем И-6. Они даже были похожи. Так вот, И-6 сделали в тоже время, как и И-5, их сравнили, и результаты летных испытаний убедительней любых доносов показали преимущество И-5.

1 мая 1931 года И-5 впервые показали на воздушном параде в Москве. В июле того же года было выпущено на свободу большинство «вредителей». Поликарпову заменили «высшую меру» десятью годами лагерей, а позже вообще амнистировали. Будет нечестно не сказать о Д. П. Григоровиче. После освобождения «враг народа» продолжал заниматься конструированием, им были созданы: И-Z, ИП-1, ТШ-1, несущие передовые идеи в военную авиацию и тактику её применения. Проектировочные работы он совмещал с преподавательской и научной деятельностью в МАИ. Позже он становится профессором, заведующим кафедрой конструкции самолетов МАИ, руководит дипломным проектированием слушателей инженерного факультета Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. Умер Дмитрий Павлович Григорович, от рака, в 1938 году.

А массовое серийное производство И-5 началось в конце 1932 года. И это первый массовый советский истребитель состоял на вооружении ВВС СССР с 1932 по 1939 год. Всего было построено 803 машины, включая прототипы. Началась Великая Отечественная война и И-5 вновь был призван на военную службу. Он участвовал в боевых действиях в качестве самолёта связи, лёгкого штурмовика и ночного бомбардировщика вплоть до начала 1943 года, причем на самолёте умудрялись сбивать такие самолёты нового поколения как Ме.109!
Рейтинг записи:
5,5 - 34 отзыва
Нравится31
Поделитесь записью с друзьями
Ely Ely
Комментарий скрыт
Евгений Евгений
Эхо Эхо
Комментарий скрыт
Наверх