Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Авиация и орбитальная космонавтика
Пятью пять равно 21….
Нет, мы не забыли арифметику, просто чуть-чуть поговорим о 5 самолётах 5го поколения в нашем времени 21 века.
Не будем их пытаться сравнивать. Почему? Просто не смотря на позицирование в класс пятого поколения, они являются отображением разных взглядов и разных школ проектирования.
Начнём со старичка-первенца - Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Итак, эта «хищная птица» первый полёт совершила (прототип YF-22) 29 сентября 1990 года. На вооружение ВВС США числится с 5 декабря 2005 года. Серийное производство прекращено в 2011 году, всего изготовлено 187 серийных машин, причём в упрощённой для снижения стоимости версии (например, отсутствует РЛС бокового обзора, оптико-локационной станция, и т.д.). Тем не менее, самолёт побил рекорд стоимости, ведь стоимость самолёта эквивалентна стоимости золота равной массы! Нет, он сделан не из золота, а на 40% из композиционных материалов, таких как термопластичные углепластики и термостойкие полимеры, работоспособные при температурах до 230 градусов по Цельсию! Вся конструкция спроектирована для обеспечения малой заметности, например – двигатели хоть и имеют сопла с изменением вектора тяги, но для снижения заметность самолёта в инфракрасном диапазоне выполнены плоскими, что позволяет управлять вектором тяги только в вертикальной плоскости (канал тангажа). Самолёт практически не покидал воздушного пространства США, хотя в 2014 году появилась информация боевого применения F-22 в Сирии. Они бомбили и вели разведку в Сирии. Поставки самолёта на экспорт запрещены конгрессом США в 1997 году, из-за угрозы «утечки» технологий. Эксплуатация самолёта дороговата, так по некоторым данным себестоимость лётного часа F-22 составляет $44 000! Сейчас достигнута боеготовность самолётов 68 процентов. Итого, похоже, что эта «хищная птица» нам не враг – уж больно хищно клевала и клюёт бюджет США… Спасибо капитализму.
В США задумались об экономии, так появился проект F-35.
«Бюджетный» гром без молнии - Lockheed Martin F-35 Lightning II (Молния II) - семейство малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin в трёх вариантах: наземный истребитель (CTOL) для нужд ВВС США, истребитель с укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL) для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании, и палубный истребитель (CV) для нужд ВМС США. Все варианты унифицированы на 70—90 %. Первый полёт совершил 24 октября 2000 года, производство началось в 2006 году и построено 194 самолёта, эксплуатация для учебных целей начата в 2012 году. Сейчас эксплуатируют: США, Великобритания, Австралия, Израиль, Нидерланды, Япония. Увы, наверное, получился, самый скандальный истребитель 5 поколения и на сегодняшний день официальное принятие самолёта в техническую эксплуатацию отложено на 2019-2020 годы.
Япония обиделась, что США не продали им F-22 и душевно начала разрабатывать свой самолёт 5-го поколения, в результате появился X-2 Синсин («Душа»). Это проект японского истребителя пятого поколения с технологией «стелс», а разрабатывает его Технический проектно-конструкторский институт (TRDI) японского министерства обороны. Первый полёт Х-2 сделал 22 апреля 2016 года. Основным контрактором по работе над самолётом является компания Mitsubishi Heavy Industries. О нём пока рано говорить, хотя этот многообещающий самолёт является самый маленьким и лёгким из существующих проектов 5-го поколения.
Пекин, осознавая, что у них автомобильная промышленность на достаточно высоком уровне, а Россия пока ещё не сделала истребитель 5-го поколения, решил заняться собственным проектом, так родилась «Утка по-Пекински» или Chengdu J-20.
Чэнду J-20 «Чёрный орёл» разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). Первый полёт совершил - 11 января 2011 года. На сегодняшний день построено 9 прототипов и 2 предсерийных образца.
1 ноября 2016 года «Чёрный орёл» впервые предстал перед публикой в рамках авиакосмического салона Airshow China.
Самолет, выполненный по необычной аэродинамической схеме «утка». Увы, возможно, это решение повысит весовую отдачу самолёта и даже повысит манёвренность, но радиозаметность это однозначно ухудшит, хотя проектировщики её снизили кривыми каналами воздузаборников. Откровенно слабое место в самолёте – относительно слабые российские двигатели прошлого поколения для этого достаточно крупного и тяжёлого самолёта.
Но есть ещё китайская «птичка» - Шэньян J-31 «Кречет» многоцелевой истребитель пятого поколения. Разработан Shenyang Aircraft Corporation. Существует единственный летный экземпляр самолёта (бортовой номер «31001») который первый полёт совершил 31 октября 2012 года. Судьба его покрыта мраком.

Ну а теперь можно замолвить слово и о нашем Горыныче, пекущим блинчики - Т-50, ОКБ «Сухой».
Примечание: кликуху «горыныч» он получил после того как на МАКС один из его двигателей «словил» помпаж.
Разрабатывая Т-50, конструкторы пошли по пути, отличному от американских коллег. Между малозаметной геометрией и аэродинамикой выбран компромисс в пользу последней. Именно аэродинамика должна обеспечить самолёту сравнительно хорошие лётные данные и манёвренность. Аэродимика самолёта достаточно оригинальна, он фактически является «продольным трипланом», так передняя управляемая поверхность «вписана» в наплыв крыла. Такое решение однозначно снизила радиозаметность при сохранении возможности высокой управляемости при экстремальном маневрировании.
Главные претензии к малозаметности Т-50 - прямые каналы воздухозаборников (в которых видны лопатки компрессора, являющиеся очень хорошим отражателем радиоволн) и не плоские, а круглые сопла. Да, можно было выбрать: S-образный воздухозаборник (не показывающий лопатки двигателя противнику), но это привело бы к дополнительным потерям в воздушном канале, а это повлекло бы падение тяги двигателей и внесло бы ограничения в маневренные свойства самолёта. Кроме того этот вариант уменьшил бы размеры внутреннего отсека вооружения, заставил бы их сделать несколько, что усложнило бы конструкцию и увеличила массу и без того тяжёлого самолёта. Смотря на итоговый результат, можно предположить, что вариант с приоритетом летных характеристик и больших отсеков вооружения оправдан. Так за счет всеракурсного управляемого вектора тяги, высокомеханизированного крыла и органов управления самолёт обладает сверхманевренностью, а наличие круговой информационной системы из пяти АФАР (активная фазированная антенная решётка) даст преимущество в реальном воздушном бою. К сожалению, самолёт получился большой и тяжелый, но это жертва современного технологического уровня.

Итак, на начало 21 века, истребители 5 поколения уверенно ещё не встали «на крыло», но уже вовсю обсуждается новое, шестое поколение. О требовании к ним и о проектах поговорим в следующем обзоре.
Рейтинг записи:
6,0 - 56 отзывов
Нравится47
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Сергей Сергей
Комментарий скрыт
Росиус Росиус
Комментарий скрыт
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Сержант Ссср Сержант Ссср
Комментарий скрыт
Росиус Росиус
Комментарий скрыт
Росиус Росиус
Комментарий скрыт
Дохтар Дохтар
так.... параметры китайского J-20 засекречены. Откуда они в таблице взялись ? У кого то большая фантазия.
Дмитрий Дмитрий
Ребята, давайте без политики и экономики обсуждать тенденции развития технологий. Обычно взрослые люди умеют читает между строк и жевать им не надо...
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Наверх