Как современные художники создают произведения в соавторстве с мицелием
*****
В 2014 году архитектурная фирма The Living получила признание, спроектировав необычную группу башен, которые стали павильоном галереи MoMA PS1. Каждый из блоков, использованных для возведения башен, выращивался с использованием грибного мицелия, белых паутинообразных нитей, похожих на корни. Результат см. фото 1, 2 ниже.
Кроме того, мицелий заменил кожу животных в одежде и кроссовках, стал альтернативой мясу и даже гробам. А как с грибами взаимодействуют художники?
--------------------------------------------------------------------------- ------------------------------
Далее авторский текст Дарьи Мартыновой.
Дата публикации 29 октября 2023 года.
***
ГРИБЫ В ИСКУССТВЕ И КУЛЬТУРЕ: ВЫСТАВКА МУЗЕЯ WELLCOME
За последние пять лет большое внимание в выставочных проектах стали уделять репрезентации грибов в искусстве. Подобная популярность художественного образа гриба связана с его амбивалентностью: гриб в культуре ассоциируется как с зарождением и продолжением жизни, так и с разложением, смертью. О такой двойственности грибов было написано много исследований, вдохновляющих современных художников и кураторов.
Так, в книге антрополога Анны Левенхаупт Цзин «Гриб на краю света. О возможности жизни на руинах капитализма» (2017) грибы являются спасителями во времена климатического кризиса или утраты и траура. Грибы ускоряют гниение, освобождая место для новой жизни. Некоторые виды процветают на свалках, превращая человеческие отходы в ингредиенты для изысканных блюд, в то время как другие в изобилии произрастают в лесах после пожаров, позволяя надеяться на дальнейшее заселение опустошенных территорий. Подобные публикации заставляют художников задумываться об особенностях симбиотических отношений во времена кризисов, что стало особенно актуально после пандемии.
Именно подобной теме была посвящена выставка «Укоренившиеся существа» 2022 года в крупнейшем музее, изучающем роль медицины в жизни человека, Wellcome museum (Лондон), в рамках которой кураторы Барбара Родригес Муньос и Эмили Сарджент стремились показать взаимосвязь грибов и растений и их значительную роль в экосистемах и человеческих обществах. На выставке были продемонстрированы ботанические архивы из коллекций Wellcome и Королевских ботанических садов Кью, выставленные рядом с работами художников.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Экспозиция, по сути, представляла собой переплетение коллекций и проектов художников, которые приглашали зрителей погрузиться в медитативные размышления о жизни растений и грибов и о том, чему человек может у них научиться.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Взяв за основу современные экологические проблемы, кураторы стремились также продемонстрировать связи между действиями человека и состоянием планеты. Эта выставка подвела итог многолетним размышлениям современных био-арт-художников о возможностях гриба в преодолении экологического кризиса, а также раскрыла возможности симбиоза нечеловеческих агентов с человеком. Ниже обсудим, какие проекты предшествовали этой водораздельной выставке, суммировавшей все поиски художников.
ГРИБ БЕССМЕРТИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОЕКТЫ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ
Во многих культурах микофилия не мода, а скорее повседневность. Так, в Восточной Европе сбор грибов — традиционное времяпрепровождение, а в Китае с раннего возраста учат распознавать опасные и безопасные грибы и использовать их в традиционной медицине. Эта особенность была исследована китайской художницей Сяоцзин Янь, создавшей в 2016 году скульптуру «Девочка Линчжи» из гриба линчжи, мицелия и древесной стружки (фото 3).
Линчжи — это вид кронштейновых грибов, они образуют веерообразные формы, когда растут на деревьях или пнях. В китайской медицине считается, что линчжи способствуют здоровью и долголетию, укрепляют иммунную систему; некоторые даосы верят, что бог проглотил их, чтобы достичь бессмертия. Кроме того, в китайской культуре в целом грибам придавалось большое значение. В Древнем Китае существовала художественная иконография райских земель, в которых человек может обрести спокойствие и счастье после смерти: гора Куньлунь в форме гриба, на вершине которой восседает Матушка Запада (Си Ванму). В «Записи десяти районов» гора Куньлунь «напоминает плоский бассейн по форме, она узкая снизу и широкая сверху».
Куньлунь — это отдаленное, смутное место в сознании людей того времени. Вечная гора не предлагает людям ничего, кроме абстрактного спасения: избавления от страха смерти и обещания вечной жизни. В описаниях горы Куньлунь нет свидетельств ни о праздниках, ни о пирах, ни о жилье — ни о чем, что могло бы привлечь простых людей при жизни.
Янь начала работать с грибами в 2014 году в Канаде, после смерти близкого человека. В своих первых экспериментах она отлила грибы линчжи из бронзы, надеясь буквально передать долговечность, которую они символизируют в китайской культуре. Но несколько месяцев спустя, вернувшись в Китай, она отправилась собирать грибы на ферму, где выращивали линчжи. Затем, в 2015 году, впечатленная методами выращивания, которые она увидела, она стала создавать скульптуры с использованием мицелия. После экспериментов она заметила, что может придавать мицелию контролируемые формы, создавая каркасы из древесной стружки, которые гриб будет поглощать. Полученная текстура приближается к текстуре папье-маше. Желая точнее контролировать формы, Янь начала создавать пресс-формы из стекловолокна и смолы.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Работы Янь в целом напоминают о культурном значении линчжи в Китае: часто таким способом Янь создает женские бюсты, которые вдохновлены национальным фольклором — историей женщины, чья душа становится грибом, то есть бессмертной.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Продолжает идею возможности продления жизни с помощью гриба проект корейской эко-арт-художницы Джэ Рим Ли «Похоронный костюм бесконечности». Исходя из предположения, что человеческие тела богаты токсинами и что похоронные обряды наносят серьезный вред окружающей среде, она спроектировала и разработала погребальный костюм, пропитанный спорами грибов, в своей собственной лаборатории DIY, чтобы гарантировать, что и тело, и содержащиеся в нем токсины полностью разложатся и не нанесут вреда природе. При этом «съеденное» грибами тело впоследствии само становится грибами, разбрасывающими споры, то есть умерший продолжал бесконечно существовать. Увлеченная этой идеей, Джэ Рим Ли изучала микоремедиацию, сотрудничала с экспертами от науки, искусства, дизайна и похоронной индустрии, запустила проект Infinity Burial и основала похоронную компанию Coieo в 2014 году.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
В результате у проекта появился первый покупатель — Деннис Уайт, который стал первым в истории человеком, похороненным в «Похоронном костюме бесконечности» без бальзамирования и даже без гроба.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Маурицио Монтальти, основатель лаборатории Officina Corpuscoli, которая исследует взаимосвязи между наукой, искусством, обществом, природой, культурой и промышленностью, работая над своим проектом Continuous Body, где он исследовал разложение и трансформацию неживой и одушевленной материи и ставил под сомнение человеческие мортальные ритуалы, также решил включить грибы в проект. Непосредственно сотрудничая с микологами, Монтальти изучал грибы и их значение в окружающей среде в отношении разложения и трансформации как органических, так и неорганических субстратов и связанного с этим круговорота веществ. В итоге он стал рассматривать физическую смерть и физическое разложение как естественные процессы, без которых не может быть новой жизни (см. видео и фото 4).
Исследуя царство грибов, Монтальти обнаружил их чрезвычайное сходство с человеком и их способность выполнять множество различных фундаментальных действий, которые позволяют нам и нашей планете выживать: грибы являются одновременно главными молекулярными питателями и дизассемблерами природы.
В рамках проекта художник разработал два различных сценария, в которых использовал два специфических вида грибов — Schizophyllum commune (щелелистник обыкновенный) и Phanerochaete chrysosporium (фанерохета). Schizophyllum commune он использовал в качестве дизассемблера в рамках новой практики захоронения, переведя, по словам художника, процесс разложения человеческих останков на более естественный уровень и установив экологическую связь с изменяющейся окружающей средой. Этим он стремился демистифицировать тревогу, связанную с принятием потери любимого человека.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Phanerochaete chrysosporium, наоборот, разлагал предметы, созданные человеком, которые не могли разложиться естественным образом. Таким образом художник стремился создать социальный нарратив, который может помочь человечеству увидеть проблемы культуры «выбрасывания» и в то же время выгодно использовать ресурсы, созданные таким социальным поведением.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Эти идеи были сформулированы в контексте понимания сложных экосистем и того, как человечество может изучать их и устанавливать с ними связь, извлекать выгоду из симбиоза с другими организмами.
ГРИБ КАК МЕТАФОРА РАЗЛОЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ
Художница из Египта Нур Мобарак также работает с мицелием и грибами, она считает их своими помощниками в создании произведений. Она использует человеческие и промышленные отходы для создания скульптурных и живописных ансамблей. В отличие от Монтальти Мобарак не рассматривает свои произведения как решение проблемы изменения климата или апокалипсиса. Вместо этого она начала работать с грибами, размышляя о круговороте жизни.
Как и у Янь, обращение к грибам у Мобарак было связано с семейными трудностями: у ее отца развилось неврологическое заболевание, из-за которого его кратковременная память хранила воспоминания лишь около тридцати секунд. В итоге художница решила записать альбом, в основу которого легли их беседы. Их разговор был сумбурными, они часто общались на разных языках или смешивали их. В 2019 году Мобарак решила воспроизвести эти записи через динамики, покрытые грибами и мицелием, что наводит на мысль о параллелях между рассеянной природой микоризных сетей и непоследовательностью разговора между отцом и дочерью. Как говорила сама Мобарак, «биологическая политическая экономия симбиоза и распада мицелия и его пластичность привели меня к сильному желанию работать с ними в качестве скульптурного субстрата. Я проводила параллели между разлагающимся разумом моего отца, структурой наших бесед, тем, как выглядел его атрофирующийся мозг на МРТ, и белыми блоками мицелия, его структурой».
Способность гриба разлагать различные материалы была продемонстрирована в проекте Мобарак 2020 года «Исследования сфер». В нем она использовал гриб Trametes versicolor (трутовик разноцветный) веерообразной формы. Этот гриб разрушает поваленные деревья, позволяя семенам, находящимся под обломками, прорасти и достичь солнечного света. Таким образом он ускоряет не только гниение, но и зарождение новой жизни. Выбранные художницей сферы должны были придать форму живому распаду: в течение всей выставки грибы медленно поглощали материал, который долгое время считался не поддающимся биологическому разложению (пластик, винил). См. фото 5.
Полиморфное творчество Нур Мобарак соответствует современной поэтике, находящейся в русле актуальных вопросов постгуманизма. Конец дуализмам (природа/культура, мужчина/женщина, врожденное/приобретенное) и открытие новой эпистемологии, касающейся самоорганизации живой материи, формируют основу ее практики.
--------------------------------------------------------------------------- -------------------------------
Кроме того, мицелий часто сравнивают с кожей, что приводит к появлению скульптур из одежды, «второй кожи» человека, как в случае с работами немецкой художницы Анны Карнайн (см. фото 6).
Из архетипического стремления вырастить что-то художница превращает становление и исчезновение растений в часы ручной работы, в предметы одежды, которую человек может носить.
Современные художники, вдохновленные наукой о грибах и их потенциале в биотехнологии, ориентированы на будущее и культивируют трансдисциплинарный подход. Тут можно вспомнить о проектах с Physarum polycephalum — слизевиком. Традиционно этот миксомицет (грибоживотное) сравнивали с грибами, хотя на самом деле это группа организмов, относимая к разным таксонам простейших. Слизевики могут передвигаться, образовывать колонии, проходить лабиринты и решать задачи. Эти возможности миксомицетов используют художники.
Так, Пьеро Д’Анджело в проекте «Краска со слизью» применил натуральные пигменты Physarum polycephalum ярко-желтого цвета для окрашивания небольших образцов тканей (см. фото 7). Пигменты этого живого организма можно превратить в другие цвета, что потенциально может позволить дизайнерам производить образцы, окрашенные в более широкую цветовую палитру и оттенки, и не вредить экологии.
Из приведенных примеров становится ясно, насколько грибы интересны художникам как динамичные, неконтролируемые сущности, которые нужно не приручать, а скорее исследовать и эксплуатировать в зависимости от конкретной цели. Мицелий не собирается и не выставляется на всеобщее обозрение, а выращивается и трансформируется. Наблюдается переход от пассивного отображения или потребления грибов к их активному использованию. Грибы становятся помощниками художника, который, в свою очередь, старается продемонстрировать, как они могут помочь человечеству.
Следующая запись: Фотография на стене сообщества в VK
Лучшие публикации