Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ОБО ВСЕМ
ОБО ВСЕМ
Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый

Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие свой дар. А есть те, кому сама природа дала "легкое дыхание" - высокую простоту и элегантность игры, присущие гению. Таким был Евгений Евстигнеев - артист не по ремеслу, а по складу души, мастер на все времена.

"Актер должен уметь сыграть все"

Со сменой эпох в кино меняются и популярные типажи. 1930-е-1940-е годы - время персонажей Николая Крючкова, Евгения Самойлова, Бориса Андреева - цельных натур, героев в полном смысле слова. Середина 1950-х-1970-е - эпоха Алексея Баталова, Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, которые играли сложных, сомневающихся людей.
Евгения Евстигнеева нет уже .... Но жива его легенда - легенда о художнике вне времени, художнике с универсальным талантом. Евстигнеев был внимателен к "человеческой ткани" всех своих ролей (таково его определение), умел прочувствовать любой характер. "Актер должен уметь сыграть все", - был убежден он.
Он объяснял природу своего лицедейства так: "Я, прежде всего, любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен".
Его выразительная игра иной раз делала излишними даже программные монологи его героев.

Так было, например, в спектакле "На дне" по пьесе Горького в постановке "Современника" (1968). Евстигнееву досталась роль Сатина, произносившего знаменитый монолог "Человек - свободен!.. Человек… это звучит гордо!". Поначалу актер настроился на иронию над своим героем. Однако после трагических событий в Чехословакии в августе 1968 года горьковская ода человеческой свободе звучала с совсем другими обертонами, и Евстигнеев произносил слова Сатина с горечью. На одном из спектаклей премьеры "На дне", говоря монолог-кульминацию, актер вдруг забыл текст. Галина Волчек, бывшая жена Евстигнеева и постановщик спектакля (а впоследствии - главный режиссер "Современника"), ужаснулась и объяснила сидевшему рядом с ней Анджею Вайде ошибку актера. Польский режиссер в ответ заметил, что Евстигнеев и так сказал "достаточно".

Его роль Плейшнера в сериале "Семнадцать мгновений весны" Татьяны Лиозновой была почти бессловесной. Она складывалась из детской растерянной улыбки героя, его чудаковатой разболтанной походки, невротичных движений рук, сутулости и рассеянности. Но эта во многом "пантомимическая" роль оказалась одной из сильнейших в репертуаре актера. Малейшие движения души персонажа ясно читались в пластике, жестах, мимике. "Когда ты уже зажил в роли, легко плыть в общем течении характера, потому что врать не надо, мучить себя", - замечал артист.
Картину "Никогда" 1962 года режиссеров Дьяченко и Тодоровского сейчас мало кто помнит. Но в ней есть гениальный эпизод - соло на вилках, исполняемое Евстигнеевым. Такое же соло исполняет в это время его лицо - то притягательное, то язвительное, то задумчивое, то азартное. С таким же самозабвением Евстигнеев играл в молодости на ударных инструментах в маленьком джазовом оркестре Нижнего Новгорода, откуда он родом.

В 1988 году Евстигнеев сыграл одну из лучших своих ролей - профессора Преображенского в фильме Владимира Бортко "Собачье сердце". Лучшего булгаковского доктора - "мага и чародея" - и представить себе сложно. В словах и жестах Евстигнеева-Преображенского - неспешность и достоинство, яд иронии, высокомерие самодостаточного человека и … ужас от того, что в его уютный дом ворвался революционный хаос. "В Большом пусть поют, а я буду оперировать. Вот и хорошо… и никаких разрух", - так видит свой камерный миропорядок Преображенский.
В марте 1992 года Евгений Евстигнеев считанные часы не дожил до назначенной операции на сердце. Он уже прошел исследования в лондонской клинике, где его должны были оперировать. Актер верил, что сможет снова играть, преподавать, передавать молодой жене-актрисе опыт освоения ролей. Чуда не случилось. Как говорили его близкие, сказались переживания, накапливавшиеся долгие годы.

"Никто из нас не видел игры великих мастеров прошлых поколений… Вроде бы все уже было. И, что бы ни делал актер, всегда можно найти в истории соответствующую легенду…", - замечал Евстигнеев. И тут же пояснял: "Меня это не смущает. Вполне вероятно, что для будущих поколений мы создаем другую легенду". И точно: мастер Евгений Евстигнеев стал чудесной и незабываемой легендой 20 века.
Евгений Евстигнеев - легкий, элегантный, неисчерпаемый.Есть актеры, натужно, надсадно взращивающие ...
Рейтинг записи:
7,0 - 194 отзыва
Нравится177
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Александр Александр
Талант!!!
Елена Елена
Шикарный мужчина.
Весна.мария. Весна.мария.
Славныц мужчина боц френнд...
Павел Павел
Если бы волею судеб на месте Евстигнеева был бы, например,какой-нибудь Евграфов,играл бы в тех же самых фильмах и спектаклях и т.д./ то все хвалебные слова достались бы ему, а не этому актеру. Хотя и он лицедействовал интересно.
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Алексей Алексей
великий артист был
Сергей Сергей
Весна Мария,с утра вредно винцо попивать
Сергей Сергей
Евгений Александрович со всеми общался по простому,от простого слесаря до сильных мира сего,потому что сам вышел из народа...Гениальных по пальцам на руках можно сосчитать...Евстигнеев один из них...Светлой памяти
Сергей Сергей
И Человечище ,Николай Губенко,тогда в 1992 г денег дал на операцию...Вечная память достойным людям
Наталья Наталья
Татьяна Татьяна
Великий, Мастер перевоплощения от Природы!.
Евгений Евгений
да будет память о нем, пока мы живы...
Ильдар Ильдар
Гений!
Елена Елена
Не согласна в корне с мнением, что женщины описывают мужчин, которых они достойны... Пост с юмором, думают и комменты тоже с юмором. Хотя, за всех не отвечу. И каждая порядочная женщина также не хочет испачкаться.
Евгений Евгений
порядочность, это в генах...
Bds Bds
Гена Гена
Гениальны Актер или просто ЗВЕЗДА!!!
Наверх