Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
ОБО ВСЕМ
ОБО ВСЕМ
"Можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени.

Я уверен, что сегодня главная забота родителей должна заключаться не в том, чтобы их чадо ходило в школу и хорошо там училось, а в том, чтобы эта самая школа и учеба не принесли ему вреда.

Услышьте в моем призыве не голос консервативного священника, а голос человека, у которого из восьми дипломов, приобретенных после среднего образования, три педагогических: педуниверситет и две магистратуры – «Управление учебными заведениями» и «Педагогика высшей школы».
Я сам одно время преподавал педагогику магистрам. Кроме того, я и сейчас работаю профессором и заведую кафедрой вуза. Поэтому имею право сказать, что думаю по поводу современной системы образования.

Современное образование забыло или, наверное, правильнее сказать «забило» осиновый кол на всем лучшем, что было создано педагогикой со времени ее основания. Сегодня Антон Семенович Макаренко – самый невостребованный учитель. Его нигде не цитируют, на него не ссылаются, его книги давно не издаются. Хотя за рубежом его система – самая востребованная.

Например, в Японии работы Макаренко переиздают массовыми тиражами и считают обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам трудовых колоний Макаренко. Сегодня его наработки к нам возвращаются в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Все это усердно изучают на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. Но это для элиты, вернемся к средней школе.

Я неслучайно начал статью с основоположника современной педагогики: все, что происходит сегодня в нашей педагогике, – это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение – это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование. Вот, навскидку, лишь несколько цитат Антона Семеновича.

«Если мало способностей, то требовать отличную учебу не только бесполезно, но и преступно. Нельзя насильно заставить хорошо учиться. Это может привести к трагическим последствиям». Это то, что я бы написал большими буквами на кабинете учительской, чтобы каждый учитель это видел и читал по несколько раз в день.

«Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». И в самом деле, зачем мы приобретаем знания? Не для того ли, чтобы прожить полноценную счастливую жизнь, или же для знаний как таковых? По этому поводу есть замечательная видеозарисовка.

А вот еще цитата, которая мне особенно нравится: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать?»

Но кому сейчас нужно изучать «сопротивление личности», и вообще, кто из педагогов или родителей этим занимается? Нужен результат. Самое глупое сегодня заключается в том, что выбрано в качестве оценки результата – ВНО.

Система тестов в качестве изучения результатов успеваемости – это что-то вроде ироничной улыбки диавола.

Множество экспериментов доказали, что современное поколение детей тупеет. Притом делает оно это очень активно. Да, они могут сдать на отлично тесты по языку – например, отметить крестиком, где какой падеж правильно поставить. Их на это натренировали. Но если дать им несколько десятков слов и попросить составить из них рассказ, они этого не смогут сделать. О чем это говорит? О том, что наша школа заменила мышление игрой в крестики-нолики. Т.е. мозг учеников перестал быть гибким. Все, что касается философии, искусства, литературы, поэзии, постепенно уходит. Потому что это область мышления, а не зубрежки.

После хорошей педагогической школы, которая была в СССР (можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из лучших в мире для своего времени), перестроечная школа стала выпускать «поколение Pepsi», а постперестроечная – «поколение Google». А это еще на ступеньку ниже. «Поколение Google» – это переходная стадия от человека разумного к человеку жующему.

Почему ухудшается память, почему люди глупеют? А это, кстати, уже научный факт. Да потому, что человек не развивает память. Раньше за знаниями была охота, их надо было добывать. Когда я учился в университете, для того чтобы что-то узнать и, соответственно, получить зачет или сдать экзамен, нужно было по много часов кряду просидеть в библиотеке, перебрать горы карточек, заказать по ним десятки книг, пролистать их, суметь выделить суть, переписать от руки цитаты в конспект, заучить. Вот это цена хорошей оценки и полученных знаний. Сегодня информация добывается легко – достаточно тыкнуть пальцем в тачскрин. И при этом мало кого интересует, что она может быть неправдивой. Наивно думать, что Википедия дает достоверные данные. Следовательно, полученная информация ненадежна, хаотична и не способствует развитию интеллектуальных и аналитических способностей.

Какой практический совет дать родителям в этой ситуации? Учите детей читать. «Книги – это переплетенные люди» (А. Макаренко). Мозг, как и мышцы, нужно тренировать. Он должен делать тяжелую для него работу. Если мы будем лежать на диване месяц и не двигаться, то нам нужно будет заново учиться ходить. Если мы не будем читать, думать, размышлять, то превратимся в примитивную социальную человеческую стаю, что, собственно, и происходит.

Конечно, тем, кто хочет быть пастухом этой стаи, кто будет ее стричь и делать из нее котлеты, выгодно, чтобы было именно так. Тупой электорат лучше думающего, это давно известно. Он также выгоден и финансовым магнатам. Потому что тупой человек с примитивным мышлением будет гоняться за брендовыми вещами и видеть смысл своей жизни в бесконечном украшении своей обертки. Он будет жить и работать ради фантиков.

Учите детей читать не по планшету, а по печатным книгам, которые пахнут типографской краской, которые имеют вес, цвет и запах. Хорошая художественная книга развивает язык, фантазию. Философское чтение – мышление. В противном случае пройдет немного времени, и творчество А. Пушкина, Л. Костенко, А. Чехова и Л. Толстого станет для нас непонятной и сложной шумерской клинописью.

Мир реальный в сознании наших детей стал объединяться с миром виртуальным. А это новая и не изученная до конца тенденция. Мне рассказывал очевидец, как девочка лет пяти-шести пыталась большим и указательным пальцами расширить «экран» витрины магазина, на обратной стороне которой сидела какая-то муха.

Что здесь можно посоветовать? Если уж так необходимо покупать ребенку планшет, то покупайте его вместе с собакой. Только делайте так, чтобы не вы, а ваш ребенок эту собаку выгуливал, дрессировал, кормил и нянчил. Пускай у него будет велосипед, мяч и удочка. В общем, весь тот набор, который нужен ребенку для освоения мира. Планшет для него – больший враг, чем рогатка.

Нам уже должно быть стыдно и страшно за себя. В прошлом были цивилизации значительно более высокого интеллектуального уровня, со значительно более глубоким философским мышлением. Мы уже намного ниже уровня Древней Греции, Китая, Индии. Мы неминуемо превращаемся в примитивных аборигенов, только бусинки и стеклышки у нас иначе называются и имеют другой вид.

И еще совет. Не гонитесь за непомерными школьными требованиями, которые загоняют вашего ребенка в тупик психологического рабства, тревожности, сколиоза и потерянного детства. Все эти требования сочинили, по сути, враги вашего ребенка, не идите у них на поводу. Защитите себя и своих детей от тех-агрессии образования. Я знаю семьи, которые, распределяют школьные задания дочери по членам семьи. Дедушка отвечает за математику и физику, бабушка делает уроки по литературе, папа, мама, тети, дяди – по другим дисциплинам. То, что задают на трудах, вся семья делает вместе. Ребенок не тянет всего этого. Вся семья еле справляется, зато учится дитя в престижной школе. Кому это надо?

То, что писал Макаренко о своем времени, нужно умножить на 100 в нашем. Вот его цитата: «С вершин „олимпийских“ кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты».

Главное, что есть у вашего ребенка, – это его бессмертная душа. Душа, которая должна раскрыться в этой жизни подобно цветку. Заиграть красками неповторимого индивидуального разнообразия своей личности. К сожалению, современная школа через стандартизацию, бездушность, отсутствие индивидуального подхода и веры в Бога убивает этот процесс в самом его зародыше. Постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребенка, и постарайтесь создать все условия для ее роста, цветения и плодоношения."
***прот. Игорь Рябко
"Можете бросать в меня камни, но я не откажусь от этих слов: образование в СССР было одним из ...
Рейтинг записи:
7,0 - 152 отзыва
Нравится127
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Лена Лена
к сожалению, немногие люди продолжают читать книги... отсюда и скудоумие, и пошлятина...
Алексей Алексей
.. КУДА идём ?????
Маргарита Маргарита
Поучительно и верно
Сергей Сергей
В светлому капитализму идём
The Blessed The Blessed
Да, образование в СССР, было образованием.
Сергей Сергей
оно тоже зависело от УЧИТЕЛЕЙ(преподавателей),низкий им поклон,поступал в институт после армии,без каких то подготовительных хватило ими заложенной базы
,
Олег Олег
На всю жизнь запомнил слова преподавателя по аэродинамике, полковника Старкова. Техника будет меняться. И поэтому наша главная задача - научить вас думать и учиться!
Тамара Тамара
Согласна! Спасибо!!!
Миля Миля
Всё верно. Только как привить любовь к чтению?
Natali Natali
Последнее предложение понравилось больше всего - постарайтесь сделать так, чтобы школьное образование не травмировало душу вашего ребенка... так пусть Министерство образования отменит ЕГЭ и не будет травм души... ведь дошло до того , что на при сдаче ЕГЭ в школах дежурит скорая помощь с медперсоналом...какая уж тут речь о воспитании, хоть бы ребенок психически нормальным из школы вышел...в настоящее время школа оказывает только образовательные услуги...
Наталья Наталья
Екатерина Екатерина
Всё советское и русское гнобится и выжигается калёным железом, потому, что Мы-правдивы, честны, осознаны, традиционны и поклоняемся светлым силам, а не дьявольскому наущению.
Игорь Игорь
Екатерина респект. Солидарен полностью. Ждём когда говно схлынет.
Натали Натали
полностью согласна с Екатериной
Надежда Надежда
Статья - Боль... и Статья - ПРИЗЫВ! Екатерина, Вы абсолютно правы.
Елизавета Елизавета
Дарья Дарья
Как же я с Вами солидарна и какие внутри боль и опустошение когда видишь и понимаешь, что происходит с образованием, а изменить всею эту систему, как огромный локомотив, несущийся в пропасть, не можешь.
Любовь Любовь
Не соглашусь. Всё зависит от учителей. Современные дети пишут прекрасные сочинения, читают огромное количество книг не только русской, но и зарубежной классики. Они создают какие-то проекты, побеждают в олимпиадах. Очень интересно наблюдать за их дискуссиями на уроках, какие баталии разгораются, когда мы говорим о чести и достоинстве, о патриотизме и любви... Всё зависит от учителей. И в советской школе были педагоги, которых на пушечный выстрел нельзя было подпускать к детям.
Любовь Любовь
А книги печатные нынче столько стоят, что с телефона проще почитать
Владимир Владимир
Любовь,вы из какого города?Много видеоопросов есть в интернете,какого уровня знания у современной молодежи,ужас !О какой чести и достоинстве с ними можно говорить?Школа перестала воспитывать.Пример:провожу урок мужества у старшеклассников.Единицы внимательно слушают,а один "неприкасаемый" с двумя девчонками ведут себя откровенно нагло,вызывающе,мешают,шумят.Я несколько раз призывал к порядку,затем расстегнул ремень,намотал на руку и объявил:сейчас я прилюдно тебя изобью,неважно,что будет со мной
Владимир Владимир
Но ты будешь опозорен на всю жизнь.Только тогда наглец и его свита заткнулись,поняв,что не шучу.Второй пример рассказала случайная знакомая,бабуля.У нее два сына,офицеры.Старший пенсионер,подводник,вез из госпиталя младшего после ранения на СВО.Их опередили студенты,заняв места в автобусе.Зашла пожилая дама,лет70.Никто не встал после слов старшего уступите место.Тогда он схватил ближайшего студента за уши и поднял его.Следом вскочили все студенты.Освободилось место и раненому с палочкой...
Лена Лена
Любовь из Хабаровска, к великому сожалению, детей, о которых вы пишете, не так много, как хотелось бы... Если провести сравнение, то раньше такое количество было двоечников, как теперь победителей олимпиад. Культура и нравственная, и образовательная всё ниже и ниже...
Лена Лена
И это зависит не только от педагогов, но и от семьи. Дети видят и слышат, как общаются дома, и за порогом, и впитывают в себя всё... + инет, со вседозволенными, никем не конртолируемыми контентами..
Была б моя воля, я разрешала телефон в руки давать только после окончания школы, когда мозги созреют.
Лена Лена
Читать необходимо и взрослым, и детям!!! Как можно больше печатных книг, обучающих нас думать, классику.. Не обязательно книги покупать, слава Богу, библиотеки работают, и у соседей полно книг, если у вас дома их нет.
Наверх