Страна созидателей
31 декабря 1968 года опытный сверхзвуковой самолёт Ту-144 (бортовой номер СССР-68001) совершил первый полёт.
Экипаж самолёта в составе: КВС Э. В. Еляна, второго пилота М. В. Козлова, ведущего инженера-испытателя В. Н. Бендерова и бортинженера Ю. Т. Селиверстова.
16 июля 1963 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О создании ОКБ А. Н. Туполева СПС Ту-144 с четырьмя реактивными двигателями и о постройке партии таких самолётов".
Первый полёт самолёта Ту-144 продлился всего 37 минут. В полёте, Ту-144 СССР-68001 сопровождал самолёт-аналог МИГ-21И (А-144) и самолёт Ту-124 ЖЛИиДБ, с которого велась фото и киносъёмка.
Ту-144 взлетел на два месяца раньше своего англо-французского конкурента — лайнера "Конкорд", который совершил свой первый полёт 2 марта 1969 года.
После первого полёта Ту-144 1 января 1969 года большинство газет СССР опубликовала сообщение ТАСС:
"Впервые в мире 31 декабря 1968 года в Советском Союзе совершил полёт сверхзвуковой самолёт "Ту-144". Самолёт "Ту-144" будет перевозить пассажиров с крейсерской скоростью 2500 км/ч. В полёте была проверена работоспособность систем самолёта, в том числе автоматическая система управления, агрегатов и двигателей. По данным контрольной аппаратуры, бортовое оборудование и управление самолёта функционировали нормально.
Создание и доводка Ту-144 стала крупнейшей и сложнейшей программой в истории советского самолётостроения. Первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта "Ту-144" является новым достижением советской науки и техники, крупным вкладом в развитие советского самолётостроения на пути использования авиации в мирных целях."
Ту-144 впервые был показан на авиационном празднике в аэропорту Шереметьево 21 мая 1970 года (фото 2. Летом 1971 года началась опытная эксплуатация прототипа в "Аэрофлоте". Были совершены полёты из Москвы в Прагу (Чехословакия), Берлин (ГДР), Варшаву (ПНР), Софию (Болгария).
В 1972 году Ту-144 демонстрировался на авиасалонах в Ганновере (ФРГ) и Будапеште (Венгрия).
Первый серийный Ту-144 был собран весной 1971 года в Жуковском. В 1972 году началось производство на Воронежском авиазаводе. Всего было построено 16 самолётов.
В результате удалось создать летательный аппарат высочайшего мирового класса, по своим основным лётно-техническим характеристикам не уступающий соответствующему самолёту капиталистов "Конкорд".
Десять интересных фактов о советском сверхзвуковом Ту-144
31 декабря 1968 года первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 совершил свой первый полёт. Советский самолёт поднялся в воздух за несколько месяцев до первого полета своего конкурента «Конкорда». Ту-144 сочетал в себе большое количество передовых разработок и конструкторских решений. По этому случаю мы расскажем о десяти интересных фактах, связанных с Ту-144.
ПЕРВЫЙ В МИРЕ
В начале 1960-х годов Великобритания и Франция решили совместными усилиями создать сверхзвуковой пассажирский самолет, которому дали название «Конкорд». Лайнер должен был развивать скорость полета 2200–2300 километров в час. Прожектеры рассчитывали, что перелет «Конкорда» из Европы в Америку должен был занимать три часа вместо семи-восьми на обычных самолетах. О британо-французском проекте доложили генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, и тот эмоционально поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее “Конкорда”». Вся работа была поручена Андрею Николаевичу Туполеву. Самолету присвоили марку Ту-144, строиться он должен был на Воронежском авиазаводе, а его появление на свет раньше «Конкорда» стало важнейшей политической задачей СССР. Советские авиаконструкторы справились с задачей: Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров. Первый испытательный полет этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда» — своего знаменитого конкурента.
УНИКАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Самолет сочетал огромное количество передовых разработок и конструкторских решений. Например, убирающееся на время полета переднее горизонтальное оперение (ПГО), которое позволяло существенно увеличить маневренность и уменьшить скорость при посадке. Снижение посадочной скорости до приемлемых значений в 350–400 километров в час осуществлялось уникальным для гражданских самолетов способом: при помощи отклоняемого носка фюзеляжа и выпускаемого переднего крыла. В полете на сверхзвуковой скорости рекомендовалось не пользоваться элевонами — управление осуществлялось изменением тяги двигателей. Самолет не имел реверса тяги двигателей, но имел мощные вентиляторы тормозов в шасси. Первоначальное гашение скорости при посадке, по усмотрению командира экипажа, осуществлялось выпуском тормозного парашюта.
ОБВИНЯЛСЯ В ПЛАГИАТЕ
«Конкорд» и Ту-144 были похожи почти как две капли воды. Создатели «Конкорда» обвинили КБ Туполева в краже многих технических решений. Однако доказать это так и не удалось. Надо сказать, что, несмотря на внешнее сходство, самолеты все-таки довольно сильно отличались. Так, ТУ-144 был значительно больше по размерам своего западного «двойняшки»: советский лайнер мог взять на борт до 150 пассажиров, а «Конкорд» — не более 128. Причем, несмотря на свои габариты, Ту-144 был значительно маневреннее, и ему требовалось для взлета гораздо меньшая по размеру взлетная полоса, чем «Конкорду».
ПРЕОДОЛЕЛ БАРЬЕР В 2 МАХА
Ту-144 также является первым в истории пассажирским авиалайнером, преодолевшим звуковой барьер, это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 тыс. метров. Следующий символический рубеж в 2 Маха самолет преодолел 25 мая 1970 года, совершив полет на высоте 16,3 тыс. метров со скоростью 2150 километров в час.
ПОТЕРПЕЛ ДВЕ АВАРИИ
3 июня 1973 года на престижном авиасалоне Ле-Бурже в присутствии 300 тыс. зрителей Ту-144 совершал показательный полет. Согласно одной из версий происшествия, в это время к нему на минимальное расстояние подлетел французский самолет-разведчик «Мираж-3», который проводил съемку «русского авиачуда». Чтобы избежать столкновения, советский экипаж совершил слишком рисковый маневр, самолет перешел в пике и через несколько мгновений развалился в воздухе на глазах у зрителей. Фрагменты самолета упали на жилые районы: было разрушено пять домов и еще 20 повреждено. В катастрофе погибли все шесть человек на борту Ту-144, а также восемь человек на земле, включая трех детей. Еще 25 человек на земле получили ранения.
23 мая 1978 года модернизированный Ту-144 совершал испытательный рейс. На борту из-за неисправности топливной системы произошло возгорание, и экипаж принял решение совершить вынужденную посадку — в открытом поле, недалеко от подмосковного Егорьевска. Шесть человек из восьми членов экипажа спаслись. После жесткой посадки авиалайнер почти полностью сгорел.
БЫЛ ЛАБОРАТОРИЕЙ В ВОЗДУХЕ
В первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории для изучения вопросов аэроакустики и аэроупругости, создания базы данных по тепловому состоянию силовой установки на больших скоростях, отработки вопросов устойчивости и управляемости, оценки влияния земной поверхности на взлетно-посадочных режимах. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало благодаря большей максимальной скорости полета российского лайнера.
СЛИШКОМ ШУМНЫЙ
Очень существенным недостатком был огромный шум в салоне самолета. Шум исходил от двигателей и от системы кондиционирования. Дело в том, что на сверхзвуковых скоростях обшивку самолета нужно было охлаждать от перегрева, система охлаждения создавала значительный шум. Так, на практике рядом сидящие пассажиры слышали друг друга только в том случае, если они разговаривали криком, в задней части самолета шум был невыносимым.
БЫСТРЕЕ «КОНКОРДА»
В скорости полета два авиалайнера, оставляя далеко позади скорость звука и множество воздушных конкурентов, шли на примерно равных позициях. И все же в крейсерской скорости разработка КБ Туполева обошла «Конкорд»: в опытных образцах Ту-144 она доходила до 2,3 тыс. километров в час, в серийном — на сотню меньше. В полетах же «Конкорда» на сверхзвуке крейсерская скорость составляла 2,15 тыс. километров в час.
ВМЕСТИТЕЛЬНЕЕ «КОНКОРДА»
В вопросе количества пассажиров, которое мог перевозить самолет, преимущество вновь на стороне отечественной разработки. В некоторых модификациях Ту-144 могло летать более 150 пассажиров за рейс. В «Конкорде» же было несколько теснее: предельное количество пассажиров в туристической (самой «многолюдной») конфигурации составляло 144 человека. Но эта модификация практически не применялась, в реальности же эти самолеты были рассчитаны примерно на 100 человек.
ВЫШЕ «КОНКОРДА»
Высота, на которой у летательного аппарата остается избыток тяги для нового подъема при постоянной горизонтальной скорости, то есть практический потолок, у Ту-144 также выше, чем у «Конкорда»: 20 тыс. метров против 18,3 тыс.
Получить
Назад в СССР
Рейтинг записи:
5,5
- 6 отзывов
Многим читателям это понравилось
Посмотреть ещё 4 фотографии
Градация алкоголя по степени вредности
Пиво — на утро, а пока разберемся с чем покрепче. Мы расставили ваши любимые напитки в порядке увеличения их вредоносности.
Пиво — на утро, а пока разберемся с чем покрепче. Мы расставили ваши любимые напитки в порядке увеличения их вредоносности.
Посмотреть ещё 5 фотографий
Рисунки на грязных автомобилях, как искусство.
Интим знакомства Юрьев-Польский без регистрации
Знакомства Юрьев-Польский с мужчинами бесплатно
Знакомства Юрьев-Польский кому за 40 бесплатно
Знакомства Юрьев-Польский для брака без регистрации
Знакомства Юрьев-Польский с номерами телефонов без регистрации
Знакомства онлайн Юрьев-Польский без регистрации
Знакомства Юрьев-Польский без регистрации бесплатно
© 2008‒2025 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 25 282 648 человек
ООО «Фотострана» ОГРН: 1157847426076 ИНН: 7813238556
197046, Санкт-Петербург, Певческий переулок, дом 12, лит. А
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Как товарищ Сталин отмечал Новый год. Признаюсь, специально придержал эту статью, чтобы опубликовать ...
Лучшие публикации