Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
1978 - Амурская область - Брежнев Л.И. во время встречи со строителями Байкало-Амурской магистрали - Арель

В конце марта - начале апреля 1978 Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев отправился на литерном поезде в большую рабочую поездку по Сибири и Дальнему Востоку. Ему было около 70 лет, здоровье ухудшалось. Прошло 4 года после объявления БАМа ударной комсомольской стройкой на XVII cъезде ВЛКСМ.
В ту поездку Леонид Ильич проехал от Кирова до Владивостока, сделал остановку в Тюмени, Новосибирске, Красноярске, Чите, Владивостоке, Комсомольск-на-Амуре, встречался и беседовал с рабочими, комсомольцами-строителями БАМа на станции Сковородино, с военнослужащими Забайкальского и Дальневосточного военных округов, с моряками Тихоокеанского флота. Впереди и позади литерного состава Генерального секретаря шли спецпоезда, вдоль железнодорожного полотна была выставлена охрана из путейцев и сотрудников КГБ.
Легендарная встреча с бамовцами состоялась на платформе станции Сковородино 4 апреля 1978, где литерный поезд совершил двухчасовую остановку. В поездке по Транссибу Брежнева сопровождали Д.Ф. Устинов – министр обороны, С.Г. Горшков – главнокомандующий Военно-морским флотом, директор ТАСС Л. М. Замятин и ряд других лиц. Когда поезд двигался по Амурской области, по северу которой пролегала тысячекилометровая трасса будущего БАМа, первый секретарь Амурского обкома КПСС Авраменко С.С., связавшись с помощниками Брежнева, уговорил их организовать встречу со строителями магистрали непосредственно на вокзале. И это было правильное политическое решение.
Рядом шла грандиозная всесоюзная стройка, Брежнев ежегодно, а то и по нескольку раз в год поздравлял строителей с трудовыми достижениями – и вдруг проехать мимо, не встретившись с бамовцами? 4 апреля на станции Сковородино Транссиба на встречу с Брежневым прибыл отряд передовых строителей Центрального участка БАМа. Состоялся короткий митинг по случаю визита Леонида Ильича. Авраменко представил Брежневу лучших строителей БАМа, в том числе делегата XVIII съезда комсомола, первого Героя социалистического труда на БАМе бригадира Новика и других достойных уважения бамовцев. Строители вручили Брежневу альбом – летопись своих трудовых свершений. Выразив огромную благодарность и признательность за их работу, Брежнев остался очень доволен этой встречей, где участвовало около 200 человек. Едва выйдя из вагона и поздоровавшись с руководителями области, Брежнев сразу же отправился в гущу комсомольцев-строителей БАМа. Беседовать с руководителем Советского Союза доверили каменщице Татьяне Васиной и одному из вожаков отряда имени XVII съезда комсомола Владимиру Мучицыну. Встреча, вместо запланированных двадцати, длилась сорок минут. Васина очень по-свойски, без тени смущения, поговорила с Леонидом Ильичом, тот расчувствовался и под конец беседы заявил:
- Как я хотел бы побывать в Тынде, на стройке века!
На что Васина запросто предложила:
- А что, Леонид Ильич, поехали! Мы вам там все будем рады!
Местное руководство было в шоке, ведь к визиту столь высокого гостя в Тынде ничего не было готово. Но Брежнев тут же сослался на занятость и предложил просто сфотографироваться на память. На встрече Брежнев пророчески сказал: - «Пройдет немного времени и в этих краях трудом человека будут созданы новые промышленные комплексы. БАМ поможет полнее использовать богатейшую кладовую недр этого района, по-новому решить вопрос развития производительных сил. Это программа большого государственного значения». Прав был Леонид Ильич.
Но его планы не сбылись, как не сбылись надежды и ожидания всех бамовцев. До конца строительства магистрали с открытием сквозного движения в 1984 Генеральный секретарь совсем немного не дожил. Но даже после 1984 года стройка продолжалась, поскольку не удавалось закончить самый длинный в России Северомуйский тоннель (15 343 метра). По геологической сложности это беспримерный участок, освоить который удалось лишь с помощью уникальных импортных машин. Северомуйский тоннель был пробит до конца только в 2001 году и сдан в постоянную эксплуатацию в 2003. А в России так заведено, что крупные экономические проекты всегда приобретают политическое значение. И новые власти неизменно стремятся преуменьшить их значение, чему мы видим множество примеров. Думаю, именно по этой логике экономист-младореформатор Егор Гайдар подверг БАМ беспощадной критике, обвинил стройку в превышении расходов в четыре раза и, самое главное, предрёк БАМу скорую кончину по причине полной ненужности для страны. Многие экономисты говорили в тот период, что БАМ - это дорога в никуда и самая ненужная стройка ХХ века. В 1990-е БАМ действительно переживал трудные времена.
А тем временем люди на Западе, далёкие от романтики, но близкие к проблеме «глобального передела мира», видели в новой построенной трассе примету будущей советской экспансии на международных рынках. Недаром в «буржуазной» прессе конца 80-х годов БАМ называли «предвестником того времени, когда Советский Союз будет богатейшей страной на Земле». Строила БАМ вся страна. На магистрали трудились представители всех братских народов СССР, ещё не перессорившихся от Ельцинской вольницы. Там проходила испытания современная техника — в ход шли и отечественные, и зарубежные разработки. Но уже в 90-е годы магистраль и города, связанные с БАМом, превратились в депрессивную территорию. Бамовские города пребывали в упадке, не развивалась даже добывающая промышленность, не говоря уж о производстве...А в июле 1996 ликвидирована Байкало-Амурскую магистраль, разделённая как единый народно-хозяйственный комплекс на жирные куски для других железных дорог.
Сегодня бывший БАМ загружен на все 100%, хотя прибыли РЖД и не приносит. По дороге ежесуточно проходит лишь 12 грузовых составов. В 2009 бывший БАМ пропускал 12 млн. тонн, а сейчас 18-20 млн. тонн. Российский экспорт - уголь, руда и круглый лес - идут в Китай и Японию. Правительство РФ объявило программу интенсивного освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока. Востребованность структуры бывшего БАМа зависит от освоения богатейших месторождений, к которым необходимо проложить боковые «капиллярные» ответвления, как это было задумано и разработано ещё в Советском Союзе. По мнению экспертов, благодаря новым инфраструктурным проектам с Китаем, потребность в пропускной способности БАМа в ближайшие годы вырастет до 30-50 млн тонн, а к 2030 - до 100 млн. тонн.
БАМ и впрямь был дорогостоящим проектом. Но экономика опровергла как прямолинейных скептиков, так и буйных апологетов. Магистраль и её окрестности отстраивали с учётом «двойного назначения». С одной стороны, шло освоение перспективного богатейшего региона, который веками оставался сиротливой окраиной государства. С другой — железная дорога представлялась необходимой на случай обострения отношений с Китаем. В Генштабе СССР БАМ рассматривали именно с этой точки зрения. Но такие управленцы, как Леонид Брежнев и председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин, понимали, что противостояние с КНР рано или поздно завершится. Две державы необходимы будут друг другу как партнёры. И тогда магистраль пригодится для международной торговли и производства... Так и вышло: бывший БАМ сегодня загружен на 100% во многом именно потому, что Китай стал для России важнейшим экономическим партнером. И это надолго.
1978 - Амурская область - Брежнев Л.И. во время встречи со строителями Байкало-Амурской магистрали - ...
Рейтинг записи:
5,5 - 3 отзыва
Нравится3
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх