22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и геройство капитан- лейтенанту А. О. Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза. На боевой рубке его торпедного катера блестела цифра 7 — семь потопленных фашистских транспортов и кораблей боевого охранения.
Александр Осипович Шабалин (22 октября (4 ноября) 1914 — 16 января 1982) — советский военный моряк, один из наиболее результативных командиров торпедных катеров в годы Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза (22.02.1944, 5.11.1944). Контр-адмирал (21.02.1969).
В боях Великой Отечественной войны с августа 1941 года: получил в командование торпедный катер ТКА-12. В первом же боевом походе показал себя творчески мыслящим командиром: выполнил атаку немецкого конвоя (транспорт в сопровождении 4 кораблей) ночью со стороны берега, экипажи ТКА-11 и ТКА-12 выпустили по торпеде и наблюдали 2 взрыва, доложив о потоплении транспорта и сторожевого корабля (эта информация содержится почти во всех публикациях о Шабалине). Фактически обе торпеды попали в один сторожевой корабль NT05 «Того», который немцы на буксире довели до ближайшего порта, но повреждения оказались настолько велики, что его пришлось списать. Это была первая победа катерников-североморцев. В ночь с 5 на 6 октября Шабалин вновь атаковал конвой (2 транспорта, 2 корабля охранения), доложив о потоплении крупного транспорта (позднее в штабе флота «выяснили», что на нём было 2 000 солдат), фактически потопленным оказался дрифтербот «Бьёрнунген» с грузом. С октября 1941 года Александр Шабалин командовал торпедным катером ТКА-13 и одновременно звеном торпедных катеров Охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота, а с ноября 1943 года — командиром 3-го отряда 1-го дивизиона торпедных катеров ОВР Главной базы флота. Член ВКП(б) с 1943 года.
Боевой счёт Александра Шабалина продолжал расти. 18 апреля 1943 года пара катеров под его командованием атаковала конвой (2 транспорта, 8 кораблей охранения), доложив о потоплении одного и повреждении второго транспорта. 22 июня 1943 года он догнал в море, остановил и потопил артиллерийским огнём в Варангер-фьорде реквизированный немцами норвежский мотобот, причём были приняты на борт и взяты в плен с мотобота два немецких моряка и один норвежец. Не подтверждается документами противника потопление (или повреждение) торпедированного Шабалиным 15 сентября 1943 года немецкого танкера, но признано потопление вспомогательного судна «Нерисса» (засчитано как транспорт) 12 ноября 1943 года. А 22 декабря 1943 года при атаке крупного конвоя (3 транспорта, 11 кораблей и 10 катеров охранения) им торпедирован и потоплен немецкий сторожевой корабль V-6106 «Тироль» (эта победа также подтверждена).
Командир торпедного катера ТКА-12 (1-й отдельный дивизион торпедных катеров, Охрана водного района Главной базы Северного флота) капитан-лейтенант Шабалин к началу 1944 года выполнил 86 боевых походов. В торпедных атаках потопил подводную лодку, 4 транспорта и 2 сторожевых корабля противника. Производил высадки 4-х разведгрупп на занятое противником побережье, выполнял охрану кораблей при постановке морских минных заграждений, выполнял поиск и спасение экипажей упавших в море самолётов (спасено 6 лётчиков). Экипаж его катера умело уклонялся от атак немецкой авиации, сбил при этом 1 самолёт. Неоднократно в море под огнём с риском для жизни прикрывал повреждённые в бою катера, спасал их экипажи.
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому и сержантскому составу Военно-Морского флота» от 22 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» капитан-лейтенанту Шабалину Александру Осиповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После присвоения звания Героя выполнил ещё десятки боевых походов на разведку, на высадку и снятие с берега разведгрупп, постановку минных заграждений у норвежского побережья.
Исключительные героизм и воинское мастерство командир отряда катеров 1-го дивизиона торпедных катеров (бригада торпедных катеров Северного флота) капитан-лейтенант А. О. Шабалин проявил в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции. Получив приказ возглавить передовую группу прорыва при десанте в порт Лиинахамари (Финляндия), Шабалин тщательно организовал операцию и лично возглавил прорыв в ночь с 12 на 13 октября 1944 года. Преодолев на максимальной скорости зону огня немецкой береговой артиллерии, катера прорыва на полном ходу ворвались в узкий и извилистый фьорд, не снижая скорости преодолели его под огнём в обоих берегов и прорвавшись без потерь в гавань с одновременной постановкой дымовой завесы, высадили десантников под шквальным огнём врага непосредственно на причалы, оказывая артиллерийско-пулемётным огнём им поддержку в ходе боя за захват плацдарма. Выведя затем свою группу из гавани, Шабалин в море принял на борт ещё один эшелон десанта и вновь произвёл под огнём прорыв в гавань, высадив подкрепление в назначенном пункте. Так же отважно действовали и его подчинённые командиры катеров, в итоге противнику не удалось потопить ни один из катеров прорыва (два из них получили повреждения, но остались на ходу).
За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года был награждён второй медалью «Золотая Звезда».
25 октября 1944 года вновь командовал передовой группой катеров при высадке десанта в Холменгро-фьорде.
После завершения Петсамо-Киркинесской наступательной операции интенсивность боевых действий в Баренцевом море резко снизилась, основные силы немецкого флота ушли из него и только немецкие подводные лодки время от времени пытались нанести урон советскому судоходству. Часть лёгких сил и авиации Северного флота были переброшены на Балтику, где боевые действия не ослабевали. С апреля 1945 года А. О. Шабалин — командир отряда торпедных катеров Балтийского флота, выполнил несколько боевых походов с целью обеспечения морской блокады Курляндской группировки немецких войск и участвовал в потоплении немецкого транспорта в районе Либавы. 9 мая 1945 года участвовал в высадке Борнхольмского десанта.
После войны продолжил службу в ВМФ СССР. Продолжал командовать отрядом торпедных катеров на Балтике до ноября 1947 года, когда его направили на учёбу. В 1951 году окончил параллельные классы Каспийского высшего военно-морского училища имени С. М. Кирова в Баку, в 1955 году — Академические курсы при Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. С июня 1951 года — командир 164-й бригады торпедных катеров 8-го ВМФ, с ноября 1955 года — командир 131-й бригады торпедных катеров 4-го ВМФ. С декабря 1957 года находился на преподавательской работе в Высшего военно-морском училище имени М. В. Фрунзе: заместитель начальника факультета, с февраля 1962 — заместитель начальника учебного отдела, с сентября 1963 — начальник кафедры морской практики ВВМУ им. М. В. Фрунзе. С января 1968 года — оперативный дежурный — заместитель начальника штаба Северного флота по боевому управлению. С августа 1969 года — заместитель начальника Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе по научной и учебной работе
Автор 4 книг и справочника по морской практике.1969 г
Фото
Перед выходом на боевое задание. Справа налево А. О. Шабалин, В. М. Лозовский, Д.Ф Колотий. 1942 г.
Ершов Б. Портрет дважды Героя Советского Союза капитана 1-го ранга А. О. Шабалина. 1955.
Получить
Фотострана /
Интересные страницы /
Образование /
Назад в СССР
/
22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевого задания, проявленные при этом отвагу и ...
Назад в СССР
Рейтинг записи:
5,5
- 3 отзыва
Многим читателям это понравилось
Знакомства в Кургане без регистрации с телефонами и фото
Знакомства онлайн в Кургане
Интим в Кургане бесплатно
Знакомства в Кургане с номерами телефонов
Знакомства в Кургане с взрослыми женщинами без регистрации бесплатно
Знакомства в Кургане с мужчинами с номерами телефонов бесплатно
Знакомства в Кургане для брака
© 2008‒2024 Социально‐развлекательная сеть «Фотострана». Пользователей: 27 059 786 человек
- Разделы сайта
- Сайт знакомств
- Встречи
- Астрахань Балашиха Барнаул Белгород Брянск Владивосток Волгоград Воронеж Екатеринбург Иваново Ижевск Иркутск Казань Калининград Кемерово Киров Краснодар Красноярск Курск Липецк Магнитогорск Махачкала Москва Набережные Челны Нижний Новгород Новокузнецк Новосибирск Омск Оренбург Пенза Пермь Ростов-на-Дону Рязань Самара Санкт-Петербург Саратов Сочи Ставрополь Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Улан-Удэ Ульяновск Уфа Хабаровск Чебоксары Челябинск Ярославль
- Знакомства и общение
Следующая запись: Школьники на экскурсии на тракторном заводе, г. Владимир, 1954 год.
Лучшие публикации