Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
19 марта - День моряка-подводника.

Это праздник одной из самых сложных и уважаемых военных профессий. В качестве даты праздника было выбрано 19 марта — именно в этот день в 1906 году император Российской империи Николай II ввел в состав военно-морского флота новый класс боевых кораблей — подводные лодки. За более чем вековую историю подводный флот превратился в один из важнейших компонентов военно-морских сил страны. Сегодня моряки-подводники — это элита Военно-Морского Флота. Вряд ли тогда, свыше ста лет тому назад, кто-то из руководителей страны и даже военно-морского флота, мог себе представить, какого уровня развития достигнет за ХХ век подводный флот.
Россия стала одной из первых стран мира, обзаведшихся собственным подводным флотом. На рубеже XIX-XX вв. в руководстве Российской империи начали отчетливо понимать необходимость создания собственного военного подводного флота. Необходимость эта была вызвана успешным развитием подобной кораблестроительной отрасли в странах Европы и в США. Часть руководителей кораблестроения считала, что подводный флот России нужно создавать за счет иностранного производства. Часть же полагала, что Российская империя должна обладать собственными технологиями и предприятиями для производства подводных лодок. Решающим фактором, повлиявшим на управление кораблестроения, явился срыв сделки по поставке американских боевых лодок в Россию. После этого было принято решение об отечественном производстве подводного флота России.
Первое боевое подводное судно, работавшее за счет бензинового двигателя, было спущено на воду в 1904 году. Этим судном являлся миноносец «Дельфин», также называемый миноносцем № 133. «Дельфин» имел преимущества перед своими иностранными аналогами. Он обладал тоннажем в 113/135 т, развивал скорость до 9 узлов на поверхности воды и до 4,5 узлов под водой. При нахождении под водой судно двигалось за счет электромотора и могло совершать рейды дальностью до 28 миль. Однако именно с 1906 года, с подписания императором особого указа о создании особого класса кораблей – подводных лодок, и принято вести отсчет их истории. Судостроительная отрасль страны в последующие годы развивалась очень быстрыми темпами. Уже к 1917 году в ВМФ России подводный флот насчитывал 73 подводных судна.
Развитие подводного флота в СССР.
Годы революции и гражданской войны заставили всю судостроительную отрасль страны практически остановиться в развитии на долгие годы. Только в 1926 году был принят план, нацеленный на то, чтобы возродить некогда могущественный подводный флот России. Именно с этого времени начинается восстановление старых моделей, а также создание новых. Так, в первую очередь предусматривалось создание подводных лодок типа «Декабрист». Шесть таких лодок было выпущено в ближайшие годы. Они пришли на смену старым «Барсам» и обладали на тот момент характеристиками, нисколько не уступающими показателям иностранных моделей. Так, советские подлодки могли достигать скорости до 14 узлов и обладать дальностью плавания до трех с половиной тысяч миль. Кроме того, они имели шесть торпедных аппаратов и вмещали в себя до 53 человек. Не последним фактором успешного развития кораблестроения в стране явилось и назначение на пост главы конструкторского бюро талантливого инженера Б. М. Малинина.
Стоит отметить, что Советский Союз вел активнейшее сотрудничество в области кораблестроения с Германией. Так, для оснащения подводных лодок типа «Декабрист» из Германии доставлялись дизели. Кроме того, немецкие специалисты оказывали техническую помощь в процессе создания подлодок типа С. Они обладали высокими боевыми характеристиками и активно внедрялись в советский ВМФ. Помимо большого водоизмещения – до 1073 тонн – подлодки класса С могли достигать скорости до 19,5 узла и совершать плавания дальностью до 8200 миль. Также они обладали шестью торпедными установками. Особым достижением отечественного кораблестроения в это время являлось проектирование и постройка подлодки типа К. Она обладала впечатляющим арсеналом, состоящим из десяти торпедных аппаратов и мощнейшей радиостанцией. Кроме того, на подлодке типа К имелось автоматическое дистанционное управление системой погружения и всплытия. Она могла достигать скорости до 21 узла, а дальность ее плавания поражала даже опытных подводников – до 14 040 миль.
Послевоенное время.
Развитие кораблестроительной отрасли в послевоенное время характеризуется большим скачком в техническом оснащении субмарин, значительным улучшением их характеристик. Подводные лодки послевоенного производства обладали значительной скоростью, увеличенной глубиной погружения, большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, увеличился тоннаж подводных судов и длительность автономного плавания. Однако серьезной проблемой оставалось дизель-электрическое устройство лодок. Иными словами, конструкторам необходимо было соорудить единый двигатель как для надводного плавания, так и для подводного. Тем не менее в этот период широко начали развиваться океанические подлодки. Они вместе с морскими составляли два вида существующих подводных судов. Советские субмарины способны были оказываться в любой точке Мирового океана и вести там разведывательную деятельность.
Однако все еще не была решена проблема со способностью маневрировать лодкой на больших скоростях, а также с необходимостью частых всплытий для зарядки аккумуляторной батареи и регулирования запасов воздуха. Несмотря на это, в послевоенное время Советский Союз обладал исключительным превосходством над остальными державами, в том числе и над США, в качестве и количестве создаваемых подводных судов. Так, превосходство было достигнуто в таких важных характеристиках, как скорость, глубина погружения, профессионализм и стойкость экипажа.
Со второй половины 50-х гг. в стране начинается новый виток развития подводного судостроения. Теперь главной целью кораблестроительной отрасли являлось создание и развитие океанских ракетно-ядерных подводных лодок. Такие лодки должны были, находясь в любой точке Мирового океана, нанести ракетно-ядерный удар по стратегически важным позициям противника. Они также были оснащены средствами торпедной защиты.
Другим видом подводных лодок являлись многоцелевые судна, которые создавались для того, чтобы производить разведывательную и дозорную деятельность, а также бороться с атомными подводными ракетоносцами, осуществлять уничтожение кораблей противника и транспортных судов.
Создание атомных подводных лодок.
Создание атомной подводной лодки в 1958 году открыло новую веху в развитии подводного судостроения. Благодаря атомному судостроению была кардинально решена проблема, касающаяся невозможности подводного судна находиться под водой большое количество времени. Кроме того, атомные разработки позволили субмаринам значительно увеличить скорость собственного хода как над водой, так и под водой. Замена двигательной силы лодки назревала давно. Подводные суда не имели возможности осуществлять долгие подводные плавания из-за слабой мощности электрических моторов, несмотря на то что их постоянно усовершенствовали. Бензиновые двигатели также были далеко не самыми эффективными в работе. А кроме того, необходимость частых всплытий была вызвана еще и постоянной потребностью в пополнении запасов воздуха.
Первым атомным подводным судном, созданным Советским Союзом в 1958 году, являлся К3 «Ленинский комсомол». Закладка судна была произведена в 1955 году. Оно имело большое количество недоработок. Многие составляющие ее конструкции были изготовлены специально для нее. Так, для нее не использовался стандартный для подлодок корпус, а был спроектирован именно такой, который бы максимально увеличивал ее судоходные характеристики. С учетом этого, а также, безусловно, атомного реактора, лодка на испытаниях достигала скорости в 28 узлов. Причем этот результат был не максимально возможным, так как ресурсы лодки были использованы не на полную мощность. Хватало у нее, как уже было отмечено, и недоработок, и непродуманных особенностей. Так, подлодка не имела якорей, запасных дизель-генераторов и возможности обороняться. А кроме того, у нее были ограничения в маневрировании.
Стоит, однако, отметить, что специально созданные под нее макеты позволили натренировать будущих членов экипажа еще до ее выхода в свет и сделать из них профессионалов, благодаря чему атомная подлодка смогла сразу же после создания выполнять поставленные перед ней задачи. Атомный подводный флот России позволил ей удержать ведущие мировые позиции в составе СССР и отстоять свою независимость в 90-е гг.
Развитие отрасли в 70-90-е гг.
В конце 60-х - начале 70-х гг. стали развиваться подлодки второго поколения. Они отличались высокой скоростью хода, улучшенными боевыми характеристиками. Подводные суда второго поколения были оснащены электрохимической системой вентиляции воздуха взамен устаревшей опасной химической. Также они обладали улучшенным радиоэлектронным вооружением.
В период с 1967 по 1992 год на трех заводах страны было построено 48 атомных подводных лодок. С 1973 по 1982 год СССР было выпущено 18 дизель-электрических подлодок, обладающих резиновым звукопоглощающим покрытием корпуса. Такое нововведение позволило значительно увеличить их скрытность. Кроме того, для большей эффективности на них были установлены современные по меркам того времени дизели.
С начала 80-х годов прошлого века начали проектироваться и развиваться подводные суда третьего поколения. Отличительными и главными их чертами являлись более совершенное вооружение и значительно увеличенный тоннаж судна. Кроме того, велись работы и по повышению скрытности подлодок, и по улучшению их средств обнаружения противника. Скорость таких лодок могла составлять до 35 узлов. Улучшились и условия содержания экипажа. Также подлодки были оснащены спасательными камерами, которые позволяли в случае возникновения ЧП осуществить полную эвакуацию экипажа из лодки, находящейся в подводном состоянии. Особо стоит отметить подлодки проекта 941 «Акула», которые являлись самыми крупными подводными судами в мире. Производство началось в 1981 году, и к началу 90-х количество их составляло 6 штук. Основой их вооружения являлись 20 крупнейших в своем роде твердотопливных ракет. Кроме того, эти подлодки были оснащены прочнейшим многоуровневым корпусом. Подлодки четвертого поколения, разрабатываемые еще с конца 70-х гг., в 90-х гг. не получили должного развития из-за развала СССР и финансового кризиса 1998 г. Тем не менее конструкция их обладала значительными преимуществами, которые проявлялись в глубине погружения (до 400 метров) и в малой шумности работы.

В День моряка-подводника остается пожелать всем адмиралам, офицерам, мичманам, старшинам и матросам подводного флота — как действующим, так и ветеранам, — мирных глубин, спокойной службы и крепкого здоровья.
Рейтинг записи:
5,5 - 9 отзывов
Нравится9
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх