Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
Михаил Михайлович Царевский, (19 марта 1898 — 29 июля 1963) — Герой Социалистического Труда, видный организатор советского промышленного строительства, генерал-майор инженерно-технической службы, лауреат Сталинской премии первой степени.

Родился в городе Лович Варшавской губернии, ныне Лодзинского воеводства Республики Польша, в семье военных.
Окончил ремесленно-приходскую школу в городе Калуге.
В 1912-1915 годах обучался в трехгодичной военно-фельдшерской школе в Москве.
Участник 1-й мировой войны.
В 1917-1918 годах проходил службу старшим военным фельдшером во 2-м лейб-гусарском Павлоградском полку Западного фронта.
Член партии большевиков с 1917 года.
С началом Гражданской войны работал в Тамбовской ЧК.
В составе кавалерийского отряда выезжал на Восточный фронт, занимал должности командира взвода и эскадрона, был ранен. В этот период познакомился с И. В. Сталиным, которого неоднократно сопровождал в поездках по линии фронта под Царицыном.
В 1922 году был назначен командиром особого кавалерийского дивизиона ВЧК. Позднее был переведен в столицу и назначен помощником командующего войск ВЧК Московского военного округа.
В 1925 году был демобилизован.
Занимался административно-хозяйственной деятельностью в Москве. Был начальником административно-хозяйственного управления «Госрыбсиндикат» ВСНХ, инспектором в Центральном бумажном тресте.
В том же 1925 году был назначен помощником начальником строительства бумажной фабрики в городе Балахне Горьковской области.
В 1928 году возглавил строительство фабрики затем руководил строительством Горьковского автомобильного завода.
В 1930 году был назначен начальником строительства автозавода в Нижнем Тагиле.
Одновременно с декабря 1931 года возглавлял трест «Тагилстрой», объединявший все тагильские стройки.
Закончил строительство за рекордно-короткий срок - 1 год и 8 месяцев, за что был награжден в 1934 году орденом Ленина.
В 1935 под руководством Царевского на «Тагилстрое» осуществлен принципиально новый метод организации крупного строительства, который заключался в обеспечении строительных объектов готовым бетоном, раствором, арматурой, а также щитами опалубки с централизованных цехов и заводов. Метод получил быстрое распространение на всех стройках страны.
В марте 1936 возглавил строительство Большого Центрального аэрогидродинамического института имени Н. Е. Жуковского в Москве, завершив его через полтора года.
Также участвовал в прокладке Беломоро-Балтийского канала и канала «Волга-Москва».
С 1937 года, будучи управляющим треста «Кольстрой», строил Мончегорский медно-никелевый комбинат, работал начальником «Севоборонстроя» и «Волгоградстроя».
В 1939 году за самоотверженный труд в развитии цветной металлургии был награжден вторым орденом Ленина.
С января 1940 года – начальник строительства и ИТЛ комбината «Североникель» НКВД СССР.
С июня 1941 года — начальник Северного Управления по строительству оборонительных сооружений на Ленинградском фронте — руководитель «СевОборонСтрой», командующий 2-ой саперной армией.
В 1942-1943 годах руководил строительством Актюбинский металлургического комбинат.
С апреля 1943 года являлся начальником «Тагилстроя-Тагиллага» НКВД СССР (город Нижний Тагил). Руководил строительством Нижне-Тагильского металлургического комбината, полигона для испытания танков.
В период работы в Нижнем Тагиле занимался организацией строительной площадки и коллектива по строительству одного из первенцев атомной отрасли - завода № 813 в городе Новоуральске (Свердловск-44).
Начиная с 1946 года трудовая деятельность Царевского была связана с атомным проектом. Он был назначен начальником Управления строительства комбината № 7 НКВД в Эстонской ССР. Строительство комбината включало создание наземных построек - рудника и поселка в Силламяэ и перерабатывающего завода в Усть-Нарве.
В 1947 году после инспекционных проверок и выявленного отставания от назначенных правительственных сроков по строительству комбината № 817, руководство комбината и Южноуральского управления строительства было заменено. Генерал-майор Царевский был назначен начальником строительства и управления исправительно-трудовых лагерей № 859 по строительству комбината № 817 в Челябинске-40 (ныне город Озерск).
Строился первенец советской атомной промышленности - комбинат «Маяк»: первый в стране атомный промышленный реактор, радиохимический завод, лаборатории "Б" на озере Сунгуль, другие основные и вспомогательные производства. Сжатые сроки и большие объемы работ требовали увеличения количества строительных и монтажных организаций, наращивания производственных мощностей, решения вопросов комплектования кадрами и как следствие - решения возникающих социально-бытовых проблем.
В управлении строительства была создана централизованная служба монтажных работ, сформирован специальный монтажный отряд, организованы курсы по подготовке рабочих монтажных профессий. Эти решения были своевременными и жизненно важными, так как на комбинате № 817 осуществлялось не только строительство, но и монтаж промышленных ядерных реакторов, радиохимического, металлургического и других заводов.
Комбинат был простроен в срок.
29 августа 1949 года в СССР на Семипалатинском полигоне в казахстанской степи был осуществлён взрыв первой советской плутониевой бомбы «РДС-1» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» Царевскому Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В феврале 1950 года назначен начальником строительства комбината № 815 - подземного горно-химического комбината комплекса по производству оружейного плутония в городе Красноярске-26 (Железногорск).
С 1953 года руководил строительством № 601 в городе Томск-7 (Северск), где создавались крупнейший атомный комбинат и Сибирская АЭС.
В 1956 году перешел в систему Министерства среднего машиностроения СССР. Руководил строительством атомного центра в городе Дубна.
В 1960 году возглавил Управление строительства № 620, которое приступило к сооружению вблизи города Серпухова (ныне город Протвино) крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц - синхрофазотрона длиной орбиты 1,5 км, массой электромагнита 22 тысячи тонн.
Трагически погиб в автомобильной аварии 29 июля 1963 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 8).

Награды:
Золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (29 августа 1949),
пять орденов Ленина (1934, 1939, 1943, 1949, 1956),
два ордена Красного Знамени (1942, 1954),
два ордена Трудового Красного Знамени (1943, ?),
два ордена Красной Звезды (1944, 1951),
медали, втом числе "За боевые заслуги";
знаком "Заслуженный работник НКВД" (1944).
Лауреат Сталинской премии 1-й степени (1951).
Почетный гражданин города Озерска.
Именем Царевского названы улицы в городах Мончегорск, Томск, Озерск, Железногорск, Северск.
Михаил Михайлович Царевский, (19 марта 1898 — 29 июля 1963) — Герой Социалистического Труда, видный ...
Рейтинг записи:
5,5 - 4 отзыва
Нравится4
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх