Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
18 марта 1945 в бою у ст.Блидене (Латвия), спасая жизнь бойцам, закрыл телом амбразуру лейтенант Якоб Кундер .

ЛЕЙТЕНАНТ КУНДЕР. ЖЕЛЕЗНЫЙ ПАРЕНЬ. Герой Великой Отечественной войны Якоб Кундер (1921-1945) — красный командир, взводный. Из воспоминаний современника: «Приподняв голову, я увидел, как Якоб в нескольких шагах от дзота рухнул раненым на землю, но тут же медленно приподнялся, полусогнувшись, сделал пару шагов, снова упал, а потом рванулся и грудью рухнул на амбразуру. Немец продолжал стрелять, и мертвое тело нашего лейтенанта, изрешеченное пулями, сползло к подножию бруствера. Что было затем — трудно представить… Солдаты без команды в едином порыве ринулись в атаку, всё сметая на своем пути… Кто-то бросил в вентиляционную трубу дзота гранаты, а рядовой Панцерман дал длинную очередь из ручного пулемёта в самую его амбразуру»…
Якоб родился в Эстонии, в 1921 году в семье простого сельского труженика — кузнеца на хуторе Ляянсмаа, Перновского уезда. Отец мальчика, Мартин Кундер, рано овдовел, дети в семье росли без матери и с ранних лет приучались к труду. Уже в десятилетнем возрасте крепкий и сильный для своих лет Якоб помогал отцу в кузнице. Качал меха, разогревал на огне железные заготовки. А к двенадцати взялся и за молоток: мог самостоятельно изготовить подковный гвоздь или скобу для конской сбруи.
Любопытного мальчишку интересовали все секреты нехитрого кузнечного мастерства. Почему нагретая заготовка меняет цвет? Как твердое железо становится мягче глины и мнется под молотом отца? Отчего одни только что сделанные ножи при закалке охлаждаются в ключевой воде, а другие — в ружейном масле? Зачем у сошного лемеха внутри — стальной, каленый слой, а по краям от него — мягкие, отпущенные?
— Учиться тебе надо, сынок, — решил старый кузнец, — я, малограмотный, все это по наитию постигал, от руки, не от ума… А ты ученым станешь, в деревенских кузнецах не останешься, ты металл душой понимаешь, для тебя ковка — не ремесло, а искусство …
Мальчик закончил шесть классов в посёлке Саулепа — и вернулся в родную деревню: пострадавшему на работе отцу понадобилась помощь. В 1937 году встал к наковальне вместо старого мастера. Потом в Хаапсале трудился в пекарне: сильные руки кузнеца-подмастерья пригодились, чтобы месить хлебное тесто на три уезда. Ремесло тестомеса накачало мускулы почище молота — юноша шутя складывал пальцами пополам медную монету, мог на одной вытянутой руке поднять пятидесятикилограммовый мешок муки. Друзья в шутку предлагали ему сделаться профессиональным борцом и выступать под псевдонимом «Железный Якоб»…
Тогда в 1940 году Эстония присоединилась к СССР, произошел случай, изменивший судьбу юного богатыря. Как-то раз в воскресенье парень развлекал местную молодежь силовыми фокусами: в шутку голыми руками завязывал узлом длинные пятидюймовые гвозди. К шумной кампании подошел человек лет сорока в потертом воинском френче без знаков различия. На вид — самый обыкновенный, силачом не назовешь. Повертел в руках один из скрученных чуть не в спираль гвоздиков Якоба — да и разогнул… А потом отозвал молодца в сторонку.
— Не туда силу тратишь, дружище! Руки у тебя — сам Поддубный позавидует, а вот голова, знать, не очень-то сильна!
— Это еще почему? — обиделся Якоб.
— Гвозди гнуть — ума много не надо. А вот мог бы ты, например, советской власти помочь?
— Чем же? Подков наделать для красной кавалерии? — усмехнулся кузнец.
— Подковы есть, есть и кому их ковать. А вот с бандитизмом бы разобраться…
— Я-то тут при чем? На то милиция есть.
— Она, конечно, есть… Но народу в ней маловато. Как раз, таких как ты, молодых, спокойных, сильных и не хватает. Ты — комсомолец?
— Нет… еще.
— «Еще»… Значит, подумывал вступить?
— А как же. Я ведь за советскую власть, — простодушно ответил парень, — только у нас на хлебозаводе пока ячейки нету…
— Короче, так: надумаешь сменить работу в пекарне на другую, где как раз таких, как ты, дожидаются, приходи в районный отдел милиции. Спросишь товарища Вайдо, это — я…
В милиции Якоб прослужил до начала войны. Действительно вступил в комсомол. Был даже однажды ранен при задержании опасного преступника: не надеясь одолеть богатыря в ближнем бою с ножом, бандит выстрелил в парня из обреза. Оправившись от ранения, Якоб вернулся в строй на прежнюю должность оперативного уполномоченного уголовного розыска.
После начала войны эстонских сотрудников наркомата внутренних дел эвакуировали в Челябинскую область — берегли малочисленные национальные кадры. Но в том же 1941 году Якоб явился в Варненский районный военкомат:
— Не могу в тылу сидеть, отправьте на войну!
В тот раз бронь не сняли, дождался Яков осеннего призыва. В ту пору в городе Камышлове как раз формировалась национальная 7-я стрелковая дивизия, набранная почти исключительно из эстонцев. Толкового молодого милиционера сразу же назначили командиром отделения.
Парень рвался в бой, но командование дивизии решило учить его на офицера и отправило в Подольское пехотное училище, эвакуированное в Иваново.
С 30 апреля 1943 года командир взвода лейтенант Якоб Кундер участвовал в боях. 19 сентября 1944 года отличился в ходе Таллинской наступательной операции, со своим взводом перерезав дорогу Тарту — Муствеэ, 22 сентября 1944 года был награждён орденом Красной Звезды. В ходе боёв в родной Эстонии был легко ранен. Вернулся в свой батальон когда бои шли уже на территории Латвии. Эстонская дивизия наступала в районе Салдуса. 17 марта 1945 года перед 1-й стрелковой ротой была поставлена задача овладеть общежитием и затем железнодорожной станцией Блидене. В ночь на 18 марта 1945 года взвод под командованием лейтенанта Кундера ворвался в общежитие, оборудованное в виде опорного пункта, и закрепился там. Днём взвод пошёл в атаку на правом фланге роты. Продвижению советских войск мешал фланкирующий пулемётный огонь из дзота. Командир взвода, видя опасность, перебежками добрался до дзота и бросил гранату, которая разорвалась перед дзотом. Вторая граната разорвалась в дзоте, но через некоторое время пулемёт снова открыл огонь — видимо, раненый немецкий пулеметчик пришел в себя.
Тогда лейтенант Кундер подполз поближе к вражеской огневой точке и начал стрелять в амбразуру из пистолета. Пулеметчик понял, откуда исходит опасность, перенес огонь на одинокого бойца. Несколько горячих пуль сразу ужалили Якоба…
Он на мгновение замер, приник к земле. Перед глазами проплыла зыбкая, горячая пелена, боль затопила сознание. Лишь мгновение спустя богатырь снова стал четко видеть: амбразура дзота опять ожила оранжевыми сполохами пулеметной очереди…
— Вот же сукин сын, — грязное слово захлестнуло душу лейтенанта праведным гневом, подхлестнуло тающую жизнь в израненном теле, — ну, все, фашистская сволочь, тут тебе и конец!!!
Превозмогая боль, Якоб дернул с пояса гранату, рванулся к амбразуре — полуползком, на четвереньках — встать сил уже не было. Хлесткая очередь едва не отшвырнула его назад, новое ранение лишило сознания. Уже умирая, лейтенант грузно навалился на черную, квадратную пасть бойницы…
Немец в дзоте был ошеломлен: офицер, которому уже три раза полагается быть убитым, двигался, ругался, стрелял, полз… Воистину — железный парень!..
Из воспоминаний современника: «Приподняв голову, я увидел, как Якоб в нескольких шагах от дзота рухнул раненым на землю, но тут же медленно приподнялся, полусогнувшись, сделал пару шагов, снова упал, а потом рванулся и грудью рухнул на амбразуру. Немец продолжал стрелять, и мертвое тело нашего лейтенанта, изрешеченное пулями, сползло к подножию бруствера. Что было затем — трудно представить… Солдаты без команды в едином порыве ринулись в атаку, всё сметая на своем пути… Кто-то бросил в вентиляционную трубу дзота гранаты, а рядовой Панцерман дал длинную очередь из ручного пулемёта в самую его амбразуру»…
После боя герой нашел свой покой в братской могиле — вместе с другими эстонскими бойцами, павшими в этом сражении.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм лейтенанту Кундеру Якобу Мартиновичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. На месте подвига лейтенанта Кундера был в виде памятника восстановлен злосчастный дзот, и имя героя выбили на памятной стеле. На здании отделения внутренних дел города Хаапсалу установлена мемориальная доска. Имя героя было присвоено школе, в которой учился Якоб Кундер и судну Министерства морского флота.

«Якоб Кундер! Песен много
О тебе, должно быть, сложат.
В громе их, скупой и строгий,
Пусть мой стих раздастся тоже.

Пусть хотя бы с силой малой
Он всему расскажет миру,
Что ты умер, как пристало
Комсомольцу-командиру!».
18 марта 1945 в бою у ст.Блидене (Латвия), спасая жизнь бойцам, закрыл телом амбразуру лейтенант ...
Рейтинг записи:
5,5 - 9 отзывов
Нравится8
Поделитесь записью с друзьями
Мария Соколова) Мария Соколова)
Комментарий скрыт
Наверх