Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Назад в СССР
Назад в СССР
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА ДОНЧЕНКО
Александра Николаевна Донченко (1910—1983) — инженер-капитан 1 ранга, руководитель группы проектировщиков военных кораблей и подводных лодок. Член КПСС, кандидат технических наук

Не многие знают, что инженер- капитан I ранга Донченко А.Н. в самый критический момент, когда решалась судьба Ленинграда во время блокады, нашла инженерное решение строительства Морского бронированного охотника в городе на Неве, которое впервые осуществлялось в практике за столь короткий срок (15 суток) строительства.
Немногие знают, что за всю историю Советского флота капитан 1 ранга Александра Николаевна Донченко является единственной женщиной, окончившей Военно-морскую академию и ставшей инженер – капитаном 1 ранга.
Александра Николаевна родилась на Украине в семье потомственных черноморских корабелов. С раннего детства Донченко А.Н., как помнит себя, рисовала корабли. В годы первой пятилетки, уже «на возрасте», ее отец, бывший слесарь окончил Николаевский кораблестроительный институт и возглавил турбинное бюро родного предприятия (Черноморский судостроительный завод в Николаеве). В том же институте учился и брат Александры – Петр. Под их влиянием формировался характер будущего создателя военных кораблей, и естественно, было решение: после школы – только в кораблестроительный После окончания в 1930 году работала инженером в Конструкторских бюро и на заводах, создававших надводные и подводные корабли для Военно-Морского флота. В 1935 году, как следует из ее личного дела, «за успешное выполнение заданий по сдачи объекта «М» была премирована золотыми часами». Не так-то просто нарушить извечные флотские обычаи. Многие только улыбались, когда она говорила о желании учиться в Военно-морской академии . Однако она добилась своего, хотя и помог счастливый случай. Однажды А.Н. Донченко сдавала морякам Балтики подводную лодку нового проекта. Испытания уже успешно завершились, когда ей сообщили, что корабль будет осматривать высокое командование. На следующий день в числе других она увидела народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова. Климент Ефремович внимательно осмотрел новую лодку, поинтересовался её боевыми качествами и условиями жизни экипажа. Ему доложили, что в проектировании участвовала инженер Донченко, которая находится здесь же. Ворошилов похвалил её и заметил, что лодка действительно хорошая.
– Можно строить ещё лучше, товарищ, нарком, – заметно волнуясь, ответила Александра Николаевна.
– Так стройте, пожалуйста! Кто же вам мешает, товарищ военинженер?! – улыбнулся Климент Ефремович. И тогда она сказала о своём сокровенном желании:
– Учиться ещё многому надо. Хотела бы в Военно-морскую академию, да не знаю, примут ли? Некоторые смеются, говорят, что не женское это дело.
– Пусть смеются. А вы подайте рапорт по всей форме. Поможем.
«Просьба моя была удовлетворена, – вспоминала Александра Николаевна – и приказом наркома обороны СССР от 10 февраля 1936 года меня зачислили слушателем основного курса кораблестроительного факультета… Академию я окончила в марте 1939 года, получив диплом с отличием инженера военно-морского кораблестроения. За отличное окончание командование ВМА наградило меня именными часами» . В Военно-морской академии А. Донченко посчастливилось учиться у таких корифеев кораблестроительного искусства, как Л.Н. Крылов, Ю.А. Шиманский и П.Ф. Папкович.
Военинженер 3 ранга А.Н. Донченко была аттестована как научно-исследовательский работник. Наркомат обороны доверил ей контролировать проектирование новых кораблей .
В годы Великой Отечественной войны Александра Николаевна служила в НТК ВМФ в блокадном Ленинграде, не раз пересекала линию фронта при командировках на «большую землю». Летом 1942 года командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал Владимир Федорович Трибуц поставил перед ленинградскими кораблестроителями задачу: создать бронированный катер, способный действовать против вражеских подводных лодок, сопровождать свои корабли и транспорты, высаживать десанты, нести дозорную службу . Спроектировать и построить в короткий срок такой катер – дело не простое даже в мирное время, а в блокированном Ленинграде – тем более. К решению задачи приступили немедленно. Старшим наблюдателем была назначена военинженер 2-го ранга Донченко. Оптимальный вариант срочно требующегося флоту корабля – бронированного морского охотника (БМО) был разработан всего за 15 дней группой конструкторов во главе с А.Н. Донченко .
Испытания прошли успешно, однако при опробовании вооружения, металлическая палуба, сделанная из стали другой, чем намечалось, марки, не выдержала и дала трещину.
Что делать? Заварить трещину. Но под палубой баки с бензином. Откачать его и пропарить баки? Нет времени: катер должен выйти на первое боевое задание. Инженер Донченко принимает дерзкое решение:
– Всем сойти на пирс! Сварщика на палубу!
Взяв асбеста – брезентовый мат, Александра с трудом прошла в узкое пространство между палубой и цистерной и растянула негорючую ткань под трещиной.
– Готово! Давай!
И тотчас над головой раздалось характерное гудении дуги электросварки. Проходит пять минут, десять, заварена лишь трещины, а руки уже онемели, стиснутое металлом тело затекло. От жары и запаха бензина першит в горле, глаза слезятся, голова кружится.
– «Выдержать! Выдержать во что бы то ни стало!» – вот единственное, о чем думала Донченко в те минуты, показавшиеся вечностью. Больше того, когда сварка была закончена, Александра Николаевна нашла в себе силы завершить опробования вооружения. Точно в назначенное время корабль нового проекта вышел на выполнения первого боевого задания.
За выполнение этого задания командование наградило А.Н. Донченко орденом Красной Звезды. Многие из созданных при участии молодого инженера кораблей успешно действовали в боях при прорыве и снятии блокады Ленинграда, освобождали Прибалтику. После войны продолжала служить в научно-исследовательском институте ВМФ. В 1952 году защитила кандидатскую диссертацию, ей была присуждена ученая степень кандидата технических наук
В октябре месяце 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление о разработке опытной атомной лодки проекта 645 с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Главным наблюдающим за проектом была назначена инженер-капитан 1 ранга А.Н. Донченко. Это единственный случай, когда должность такого уровня занимала женщина-офицер
Следует отметить, что новая подводная лодка не уступала и американской атомной подводной лодке «Сивульф», а по скорости хода и глубине погружения превосходила ее

В 1975 году в память о боевых товарищах Александра Николаевна с красными следопытами 269 школы (ныне 585 школа) была инициатором и создателем Зала Боевой Славы подводников Балтики во Время Великой Отечественной войны. Этот музей до сих пор функционирует.
В соответствии со старой флотской традицией, даже будучи главным наблюдающим за проектом, как женщина Александра Николаевна не могла выходить на лодке в море. Однако она активно компенсировала изучением эксплуатационной документации и общением с плавсоставом. Талантливая, яркая, целеустремленная, влюбленная во флот, она до конца своей жизни консультировала кораблестроительные и проектировочные организации. Сильная, в буквальном смысле несгибаемая, личность военно-морского офицера Александры Николаевны Донченко, её весомый вклад в деятельность по созданию надводных и подводных кораблей – это подвиг в истории Военно-морского флота Советского Союза
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА ДОНЧЕНКО.Александра Николаевна Донченко (1910—1983) — инженер-капитан 1 ...
Рейтинг записи:
5,5 - 9 отзывов
Нравится9
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх