Здесь выдают
ставки
ставки

Николай Владимирович Лутай, (16 декабря 1911 - 9 февраля 1994) - Герой Социалистического Труда, директор Таганрогского комбайнового завода.
Родился в городе Таганрог в семье рабочего-железнодорожника.
В родном городе окончил 7 классов школы № 15, дальше учиться возможности не было, т.к. семье было шестеро детей и нужно было получать профессию и помогать родителям.
Три года проучился в фабрично-заводском училище, получил специальность помощника машиниста.
Трудовую деятельность начал на станции Иловайская помощником машиниста маневренного паровоза «Кукушка». Но вскоре поучил тяжелую производственную травму и вернулся в Таганрог
В 1929 году поступил на работу в Таганрогский инструментальный завод токарем-станочником. С этим предприятием была связана вся дальнейшая трудовая биография Н.В.Лутая.
В 1920-е годы на заводе делали слесарный инструмент, запчасти для сельхозмашин, а в конце 1930-х годов – мотоциклы ТИЗ-АМ-600.
У Николая Лутая быстро проявились организаторские и рационализаторские способности. Он закончил Всероссийские курсы по рационализации и изобретательству, поступил на вечернее отделение машиностроительного техникума.
В 1931 году был назначен мастером.
В 1932 году был призван в Красную Армию, службу проходил на Дальнем Востоке.
После демобилизации вернулся на родной завод. Стал работать планировщиком планово-диспетчерского бюро цеха, но вскоре вернулся на производство.
Работал мастером, старшим мастером, заместителем начальника мотоциклетного цеха.
В 1938 году по заводской путевке поступил на дневное отделение Ленинградской промышленной академии, а в 1940 году – на заочное отделение Ленинградского индустриального института.
Учебу и мирный труд прервала война.
Осенью 1941 года участвовал в эвакуации завода на восток, в город Новосибирск.
4 октября ушел последний эшелон, а 11 ноября завод на новом месте выдал первую продукцию – снаряды для фронта. Станки и оборудование монтировали в открытом поле, и только потом ставили стены цехов. Лутай в этих экстремальных условиях руководил работой механического цеха.
В октябре 1942 году за успешное выполнение заказов для фронта был награжден орденом Красной Звезды.
В 1943 году, после освобождения города, вернулся в Таганрог уже в должности начальника производства. В феврале 1944 года восстановленный завод выдал первую продукцию для фронта.
В 1945 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В том же году назначен на должность главного инженера завода.
Завод поменял профиль, на заводе был налажен серийный выпуск мирной продукции - оборудования для сельского хозяйства. В короткое время под руководством Лутая было проведено техническое перевооружение завода, освоены новые технологии, построены новые цеха. С конвейера завода стали сходить в месяц до 1000 культиваторов «КУТС-2,8» и столько же жаток-лобогреек.
В 1947 году новая реконструкция, Таганрогскому заводу было поручено освоить выпуск первого отечественного самоходного комбайна С-4. Уже в июне 1947 года с конвейера сошла первая машина, следом был запущен в серию модернизированный комбайн С-4М.
Все перевооружение производства, строительство новых цехов, освоение новых технологий проходило под руководством главного инженера завода Лутая.
В 1948 году завод получил официальное название Таганрогский комбайновый завод.
Прерванную войной учебу главный инженер завода смог окончить только через 5 лет после войны. В 1949 году представил в Таганрогский институт механизации и электрификации сельского хозяйства документы об учебе в ленинградских вузах, и через год получил диплом инженера.
В марте 1956 года с заводского конвейера сошел новый комбайн СК-3, который нВ Всемирной выставке в Брюсселе был удостоен высшей награды – Гран-при.
В декабре 1961 года Н. В. Лутай был назначен директором Таганрогского комбайнового завода.
Завод продолжал выпуск комбайна СК-3 и его модернизацию. Новый комбайн, производительность которого, по сравнению с предшественником выросла на 25%, был запущен в серию в 1962 году.
В 1965 году в серийное производство было запущено самоходное шасси «Таганрожец». Следующим был совершенно новый комбайн – СК-6 «Колос».
Одновременно с освоением выпуска нового комбайна завод не прекращал выпуск жаток и ведущих мостов для комбайнов, сходивших с конвейеров других заводов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижения высоких производственных показателей Лутаю Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После ухода на пенсию работал в Ростовском государственном институте по проектированию комбайновых заводов страны («Гипрокомбайнпром») главным специалистом отдела специализации и перспективного планирования отрасли.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966-1970), делегатом ХШ съезда профсоюзов СССР, делегатом XXIII съезда КПСС.
Жил в городе Таганрог.
Скончался 9 февраля 1994 года. Похоронен на Новом кладбище в городе Таганрог Ростовской области.
Награды и звания:
Сталинская премия третьей степени (1951)— за организацию автоматизированного производства штампованных приводных крючковых цепей
Ленинская премия (1964) — за создание конструкции зерноуборочного комбайна «СК-4» и организацию массового производства на специализированных заводах Таганрогском комбайновом и «Ростсельмаш»
золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (5 апреля 1971).
два ордена Ленина
орден Трудового Красного Знамени
орден Красной Звезды
медали
Почётный гражданин Таганрога (1981).
Родился в городе Таганрог в семье рабочего-железнодорожника.
В родном городе окончил 7 классов школы № 15, дальше учиться возможности не было, т.к. семье было шестеро детей и нужно было получать профессию и помогать родителям.
Три года проучился в фабрично-заводском училище, получил специальность помощника машиниста.
Трудовую деятельность начал на станции Иловайская помощником машиниста маневренного паровоза «Кукушка». Но вскоре поучил тяжелую производственную травму и вернулся в Таганрог
В 1929 году поступил на работу в Таганрогский инструментальный завод токарем-станочником. С этим предприятием была связана вся дальнейшая трудовая биография Н.В.Лутая.
В 1920-е годы на заводе делали слесарный инструмент, запчасти для сельхозмашин, а в конце 1930-х годов – мотоциклы ТИЗ-АМ-600.
У Николая Лутая быстро проявились организаторские и рационализаторские способности. Он закончил Всероссийские курсы по рационализации и изобретательству, поступил на вечернее отделение машиностроительного техникума.
В 1931 году был назначен мастером.
В 1932 году был призван в Красную Армию, службу проходил на Дальнем Востоке.
После демобилизации вернулся на родной завод. Стал работать планировщиком планово-диспетчерского бюро цеха, но вскоре вернулся на производство.
Работал мастером, старшим мастером, заместителем начальника мотоциклетного цеха.
В 1938 году по заводской путевке поступил на дневное отделение Ленинградской промышленной академии, а в 1940 году – на заочное отделение Ленинградского индустриального института.
Учебу и мирный труд прервала война.
Осенью 1941 года участвовал в эвакуации завода на восток, в город Новосибирск.
4 октября ушел последний эшелон, а 11 ноября завод на новом месте выдал первую продукцию – снаряды для фронта. Станки и оборудование монтировали в открытом поле, и только потом ставили стены цехов. Лутай в этих экстремальных условиях руководил работой механического цеха.
В октябре 1942 году за успешное выполнение заказов для фронта был награжден орденом Красной Звезды.
В 1943 году, после освобождения города, вернулся в Таганрог уже в должности начальника производства. В феврале 1944 года восстановленный завод выдал первую продукцию для фронта.
В 1945 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В том же году назначен на должность главного инженера завода.
Завод поменял профиль, на заводе был налажен серийный выпуск мирной продукции - оборудования для сельского хозяйства. В короткое время под руководством Лутая было проведено техническое перевооружение завода, освоены новые технологии, построены новые цеха. С конвейера завода стали сходить в месяц до 1000 культиваторов «КУТС-2,8» и столько же жаток-лобогреек.
В 1947 году новая реконструкция, Таганрогскому заводу было поручено освоить выпуск первого отечественного самоходного комбайна С-4. Уже в июне 1947 года с конвейера сошла первая машина, следом был запущен в серию модернизированный комбайн С-4М.
Все перевооружение производства, строительство новых цехов, освоение новых технологий проходило под руководством главного инженера завода Лутая.
В 1948 году завод получил официальное название Таганрогский комбайновый завод.
Прерванную войной учебу главный инженер завода смог окончить только через 5 лет после войны. В 1949 году представил в Таганрогский институт механизации и электрификации сельского хозяйства документы об учебе в ленинградских вузах, и через год получил диплом инженера.
В марте 1956 года с заводского конвейера сошел новый комбайн СК-3, который нВ Всемирной выставке в Брюсселе был удостоен высшей награды – Гран-при.
В декабре 1961 года Н. В. Лутай был назначен директором Таганрогского комбайнового завода.
Завод продолжал выпуск комбайна СК-3 и его модернизацию. Новый комбайн, производительность которого, по сравнению с предшественником выросла на 25%, был запущен в серию в 1962 году.
В 1965 году в серийное производство было запущено самоходное шасси «Таганрожец». Следующим был совершенно новый комбайн – СК-6 «Колос».
Одновременно с освоением выпуска нового комбайна завод не прекращал выпуск жаток и ведущих мостов для комбайнов, сходивших с конвейеров других заводов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1971 года за особые заслуги в выполнении пятилетнего плана по развитию тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и достижения высоких производственных показателей Лутаю Николаю Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
После ухода на пенсию работал в Ростовском государственном институте по проектированию комбайновых заводов страны («Гипрокомбайнпром») главным специалистом отдела специализации и перспективного планирования отрасли.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966-1970), делегатом ХШ съезда профсоюзов СССР, делегатом XXIII съезда КПСС.
Жил в городе Таганрог.
Скончался 9 февраля 1994 года. Похоронен на Новом кладбище в городе Таганрог Ростовской области.
Награды и звания:
Сталинская премия третьей степени (1951)— за организацию автоматизированного производства штампованных приводных крючковых цепей
Ленинская премия (1964) — за создание конструкции зерноуборочного комбайна «СК-4» и организацию массового производства на специализированных заводах Таганрогском комбайновом и «Ростсельмаш»
золотая медаль «Серп и Молот» Героя Социалистического Труда (5 апреля 1971).
два ордена Ленина
орден Трудового Красного Знамени
орден Красной Звезды
медали
Почётный гражданин Таганрога (1981).

Следующая запись: 16 декабря 1942 года - Постановление ГКО СССР № 2633 "Об организации в Красной Армии ...
Лучшие публикации