Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Питер: Инструкция по применению
История крейсера «Аврора»

1. Итак, сухая статистка и сводка:

Крейсер заложен 23.05.1897, спущен 11.05.1900
Вошел в состав флота – 16.06.1903
Первое сражение – 02.10.1904
Последнее сражение – август 1943
Интересно, что крейсер «Аврора» свое название получил в героическое наследство от имени не менее легендарного парусного фрегата, который отличился при защите восточных рубежей России (Петропавловск-Камчатский) еще в середине 19 в., защищая в 1854 году город от эскадры англо-французских войск.

А первая книга об этом корабле вышла еще в 1925 году, её написал офицер крейсера А.И.Холодняк. Стоит ли говорить, череду скольких художественных полотен, рукописей и даже музыкальных произведений он открыл? Наш образ «Авроры» большей частью сформирован именно её художественным отображением в нашей культуре, с присущими ей мифами, идеологией и политической акцентуацией.

Безусловно, все они возникли не на пустом месте, «Аврора» действительно была легендарной боевой единицей российского флота, но, в первую очередь, её мифология связана с событиями революции. Меж тем страницы доблестной истории крейсера поражают настоящим боевым героизмом его моряков.

2. «Аврора»: от парусника до крейсера

Деревянный парусный фрегат, первым носивший имя «Аврора», был построен в 1835году на петербургской верфи. Корабль был менее 50 метров длиной и имел лишь 58 орудий. Воевала первая «Аврора» лишь 26 лет.

Легендарным для него стало сражение в Авачинской губе, когда фрегат был основой обороны Петропавловска. Тогда в бухту вошли 6 англо-французских кораблей (в сумме – 2,5 тыс. человек, включая десант и 212 пушек). Им противостояли два российских корабля и береговой гарнизон (в сумме – 1046 человек и 108 орудий). Руководили обороной города губернатор Камчатки генерал-майор В.С.Завойко и капитан «Авроры» И.Н.Изыльметьев. Русские моряки вынудили неприятели уйти из акватории, потеряв в сражении 450 убитыми и ранеными и понеся, в свою очередь, потери численностью 32 убитых и 64 раненных.

Следующая Крымская война была проиграна Россией, которая к тому же и получила унизительное обязательство не иметь собственного флота на Черном море и не иметь возможности пользоваться проливами (Босфор и Дарданеллы).

Царское правительство полагало недопустимым состояние утраты страной морского престижа, поэтому в 1857 году принимается решение о постройке новых кораблей, которые должны отвечать «духу времени» по мощи, оснащению и иным параметрам технического состояния. Парусники должны быть сменены кораблями нового парового типа, имеющими винтовой или колесный ход.

Западное судостроение в то время стало выпускать корабли броненосного типа, что также «сориентировало» Морское ведомство России в соответствующем направлении развития. Уже в 1863 году принимается решение о строительстве кораблей, обшитых 100-мм броней. Тогда же в Англии была заказан плавучая батарея «Первенец», а в Петербурге еще две отечественные батареи «Не тронь меня» и «Кремль». Причём, последний корабль строился исключительно российскими специалистами. Такое вот начали «импортозамещение» с одновременным развитием собственного сталелитейного дела.

На новом предприятии под столицей в селе Александровском по инициативе директора горного завода Златоуста М.П.Обухова основывается сталелитейный завод, на котором внедрён изобретенный тем же Обуховым способ производства стали, что не уступала «европейским образцам». Так начинается промышленно-военное соревнование России с Европой (особенно с Англией) по части создания новейших морских кораблей.

Появление крейсера «Авроры» как современной боевой единицы российского флота было обязано именно этим действиям и решениям власти. Конструктивные особенности этого корабля выдвигали «Аврору» на передовые позиции среди европейских паровых и броненосных аналогов. Лидировала «Аврора» и по своей артиллерийской оснащенности. Орудия крейсера демонстрировали лучшую дальность стрельбы, хорошие параметры её баллистики, бронебойности, скорострельности. К слову, этим показателям активно способствовало изобретение бездымного пороха, в котором принимал участие русский химик Д.И.Менделеев. Благодаря такому пороху началось стремительное применение оптических средств целеуказания и совершенствование систем управление огнем. Еще крейсер «Аврора» стал первым боевым кораблем, оснащенным аппаратурой отечественной радиосвязи (в конце 19века русским ученым Поповым был изобретен радиоприемник), а также кораблем, имеющим паровые динамо-машины, т.е. электрические приводы.

Так вышло, что крейсер «Аврора» завершил собой этап создания российского парового броненосного кораблестроения рубежа веков.

3. «Аврора» – боевые традиции и битвы

В октябре 1904 крейсер сходит в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры и выдвигается в поход на Дальний Восток. Во время движения кораблей приходит известие о падении Порт-Артура, и эскадра получает задание прорыва во Владивосток и обеспечения господства в Японском море нашего флота.

14 мая уже 1905 года «Аврора» в составе эскадры входит в Корейский залив, где встречает хорошо укрепленного и подготовленного врага. Состоялось известное Цусимское сражение, где российский флот потерпел поражение. «Аврора» вместе с крейсером «Олег» приняла на себя удар, защищая транспортные корабли, получив в том бою 21 корпусное попадание. Тогда были ранены 83 моряка и убиты 16 (из 500 членов экипажа). После героических попыток прорыва к Владивостоку, крейсеры «Олег» и «Аврора» отходят на Филиппины.

В апреле 1906 года «Аврора» возвращается домой и становится на ремонт в Кронштадте, после которого корабль переоборудуется в учебный для гардемаринов. В 1907-1908 гг. на нем проходят учебные походы. В 1909-1912 гг. «Аврора» совершает две крупные компании по мировому океану, пройдя 25,5 тыс. миль в первый раз и 26,2 тыс. миль - во второй.

В июле 1914 года крейсер «Аврора» входит во 2-ую бригаду Балтийского флота и занимается успешным дозором, разведкой и охраной в Финском заливе. Боевая вахта крейсера сменяется ремонтами, снова военными событиями, пока не наступает роковой для России 1917 год.

На «Авроре» к тому времени уже вовсю действовало подполье, в феврале на корабле произошло восстание, поэтому крейсер и стал могучей поддержкой революции.

24-25 октября «Аврора» вышла к Николаевскому мосту под красным флагом, демонстрируя свою внушительную поддержку большевиков.

Выстрел с крейсера был холостым, долго время считалось, что он послужил знаком начала штурма Зимнего. Позже сами матросы направили в газету «опровержение» - их выстрел был всего лишь «координационным» для остальных кораблей Балтфлота, которые также прибыли к городу.

Во время гражданской войны новую советскую власть защищали авроровцы и орудия с корабля на разных фронтах, а после победы крейсер снова становится учебным. В середине 1920-х на долю крейсера выпадает и несколько заграничных походов под флагом нового государства.

Во время Великой Отечественной войны с корабля снова снимают всю основную артиллерию, которую и направляют на фронт, а на его борту остается лишь 21 человек. Так, практически безоружная «Аврора» с малочисленной командой защищает морской подход к Ораниенбауму, а моряки экипажа отбивают сухопутные атаки гитлеровцев на Лужском рубеже, под Дудергофом, на Вороньей горе.

«Аврора» защищает Ленинград оставшимися орудиями. При авианалете в октябре 1941 года корабль получает серьезные повреждения, его начинает кренить. Матросы открывают противоположные кингстоны и выравнивают крейсер. Но он садится на грунт. Так, в полузатопленном положении «Аврора» продолжает отбивать вражеские бомбардировки до самого снятии блокады. В один из таких налетов враг сбивает кормовой флаг крейсера. Один из матросов, рискуя, водружает его обратно, демонстрируя всем мужество экипажа неподвижного, «израненного», но все равно боеспособного корабля.

В 1944 году крейсер поднимают, ремонтируют и у него начинается другая жизнь. Жизнь учебного корабля, затем музейного филиала, жизнь символа, жизнь памяти. Но при этом – действующего корабля российского Балтийского флота, где каждый день поднимается Андреевский флаг!
История крейсера «Аврора». 1. Итак, сухая статистка и сводка: Крейсер заложен 23.05.1897, спущен ...
Рейтинг записи:
6,5 - 148 отзывов
Нравится139
Поделитесь записью с друзьями
Показать прошлые комментарии
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Герман Герман
Настоящая Аврора затоплена недолеко от Питера. Точто место за был
Александр Александр
Зюганов в зад даст за него и мавзолей-
Удаленный пользователь Удаленный пользователь
Комментарий скрыт
Александр Александр
Герман людям мозги не чикай. Работал на судоразделке в 90х туда привозили низ корпуса с Авроры, когда на реставрации была
Александр Александр
в Корейский (цусимский) пролив
No Alekc No Alekc
Комментарий скрыт
Сергей Сергей
Комментарий скрыт
Наверх