Что такое харизма? Если это некий набор уникальных черт, свойств, качеств и характеристик, благодаря которым харизматичному человеку удается влиять на людей, а те безапелляционно верят ему и следуют за ним, то что это за черты? Можно ли их выделить и развить? Или они даются человеку с рождения (недаром в переводе с греческого харизма – «дар божий»)? Лично я считаю, что харизма сочетает в себе набор и врожденных, и приобретенных черт, свойств и навыков. А вот чего там больше – сложно сказать. Проанализировав сотни выступлений, тысячи протоколов, анкет обратной связи, я собрал определенный набор черт, которые помогают убеждать на уровне личности. Классификация перед вами:
ВРОЖДЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
• ЯРКАЯ ВНЕШНОСТЬ
Человек не обязательно должен быть красив, но обладать яркой и запоминающейся внешностью он должен. Вспомните хотя бы Сталина или Черчилля – ну уже точно не красавцы из голливудского фильма.
• НИЗКИЙ ТЕМБР ГОЛОСА
Вспомните, у всех дикторов всегда низкий тембр. Это касается и мужчин, и женщин.
• ВЫСОКИЙ РОСТ
Логика проста. У приматов вожак – это наиболее прямоходящая особь. Мы на подкорке воспринимаем высокого человека с прямой осанкой, как лидера.
• ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНОСТИ
Определенные метки или, так называемые, стигматы, которые легко запомнить и легко ассоциировать с человеком. Вспомните родимое пятно Горбачева или высокий лоб Ленина.
• ВЫСОКИЙ ТЕМПОРИТМ
Темпоритм – это внутренней (на уровне психи: скорость мышления, эмоциональность) и внешней (на уровне тела: интенсивный невербальный компонент, энергичность речи) активности человека.
• ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА
ПРИОБРЕТЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
• НАЛИЧИЕ АВТОРИТЕТА / УСПЕХА / ДОСТИЖЕНИЙ
Людям, которые добились успеха и пользуются авторитетом в своих кругах, мы, конечно же, верим больше.
• НАЛИЧИЕ СУБОРДИНАЦИИ
Когда человек обладает определенными правами и полномочиями, его статус автоматически увеличивается. Вспомните, как некоторым сложно отказать руководителям даже в том, что не входит в их прямые обязанности.
• ЯРКИЙ, НЕСТАНДАРТНЫЙ ИМИДЖ
Вспомните хотя бы те же усы Гитлера. Или скромные, в разрез общепринятым стандартам, черные водолазки Стива Джобса.
• УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ОТСУТСТВИЕ СКЛОННОСТИ СКРЫВАТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ
Многие харизматики умудрялись превращать свои недостатки в преимущества, а это дорого стоит.
• УВЕРЕННАЯ И БОГАТАЯ ИНТОНАЦИЯ
• БОГАТЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ОБРАЗНОСТЬ РЕЧИ
• ОТЛИЧНЫЕ НАВЫКИ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Может ли быть харизматичным лидером человек, который не умеет ярко и убедительно выступать публично? Если спросите меня, я отвечу однозначно: НЕТ.
• НЕСТАНДАРТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Яркое, необычное, иногда провокационное или эпатирующее поведение – частый атрибут неординарных личностей. Почему-то вспомнилась сразу Леди Гага.
• НОВИЗНА
Сложно представить, чтобы экстраординарные способности харизматика выражались традиционные способами. Шаблоны и клише – уж точно не тот арсенал.
• УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Умение замотивировать, поставить задачу и суметь ее проконтролировать – управленческие компетенции, которые помогают при личностном убеждении.
• ЗНАНИЕ ПСИХОТИПОВ ЛЮДЕЙ И ИНДВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В УБЕЖДЕНИИ
Умение персональный подход к каждому всегда помогало убеждать на уровне личности.
• СПОСОБНОСТЬ ВЫСТРАИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
• ТЕАТРАЛИЗОВАННОСТЬ
Многие харизматики умышленно придумывали себе определенные ритуалы, традиции и специальные обряды. Многих известных людей мы ассоциируем по атрибутике: шляпы, курительные трубки, украшения, элегантные шарфы и другие оригинальные аксессуары.
• ЛИДЕРСКАЯ ЛЕГЕНДА
Впереди любого лидера всегда идет Легенда о нем. Человек еще не зашел в зал, а зрители уже шепчутся. Современные PR-технологии одной из задач ставят перед собой создание яркой легенды для любого масс-медиа персонажа. Любая легенда передается из уст в уста, обрастает все новыми и новыми подробностями. Например, он однажды послал к черту весь совет директоров, организовал 10 успешных фирм, на прошлой работе по нему сходили с ума все сотрудницы, его воспитывали цыгане, 10 лет он прожил в Непале и так далее.
• ЧУВСТВО ЮМОРА
• ФИЗИЧЕСКАЯ СИЛА
Из книги Никиты Непряхина «Аргументируй это! Как убедить кого угодно в чем угодно?». Если Вам понравилась классификация, проголосуйте за книгу в номинации "Лучшая бизнес-книга года" в рамках Книжной Премии Рунета Ozon:
Следующая запись: Самое большое наше заблуждение в том, что у нас ещё много времени.
Лучшие публикации