В сентябре 2011 г. Министерство обороны заключило соглашение с Минобороны Италии о передаче (не на безвозмездной основе, конечно) в Россию для проведения испытаний на базе филиала 3-го НИИ Министерства обороны РФ в Кубинке четырех образцов колесных бронированных машин семейства Centauro
- истребитель легких танков Centaurio со 105-мм нарезной пушкой,
БМП VBM Freccia с 25-мм автоматической пушкой,
истребитель танков Centauro со 120-мм гладкоствольной пушкой и
БМП VBM Freccia с 30-мм автоматической пушкой.
Планировалось провести полный цикл ходовых и стрельбовых испытаний итальянских машин.
Итальянская техника прибыла в Россию летом 2012 г., после чего была скрыта от посторонних глаз в боксах, укрыта брезентами и опечатана; никого из российских военных, тем более специалистов из промышленности, к ней не допускали. Потом подобрали группу офицеров института, которые должны были испытывать зарубежную технику.
Первые пробные прокаты машин начались в октябре, и отзывы наших военных поначалу были восторженными. Мягкий ход, комфорт, быстрый разгон до максимальной скорости, аккуратность исполнения и сборки машин - все это не могло не впечатлить офицеров. Но вот температура воздуха за окном стала падать, пошли осенние, далеко не теплые дожди.
Группа офицеров выехала на очередной этап испытаний. Решили включить отопитель обитаемого отделения, так как в салоне БМП было довольно прохладно. Ожидаемого тепла в салоне так и не получили, при этом начал сильно охлаждаться и дизель. Он перестал развивать мощность, и машина не могла въезжать на небольшие подъемы крутизной не более 10°.
К тому же уплотнения крышек люков показали себя не лучшим образом: холодная дождевая вода с крыши частично проникала через них в салон и капала за шиворот членам экипажа. Чтобы побыстрее добраться до парка, отопитель выключили. Из парка испытатели вместе с представителем компании-производителя пришли замерзшие, мокрые и уже не восторгались итальянской техникой.
Через несколько дней состоялись стрельбы. Centauro со 120-мм пушкой стреляла более или менее точно, в том числе и с ходу, чего нельзя было сказать о колесных БМП с автоматическими пушками. Из десяти коротких очередей с места было получено попадание всего одним снарядом. Как обычно это бывает у нас, после стрельб кто-то из членов экипажа сел на ствол 30-мм автоматической пушки перекурить. Увидев это, итальянские специалисты подняли крик, смысл которого сводился к тому, что они снимают все гарантии с комплекса вооружения.
Наши офицеры удивились: «Что вы переживаете, у нас стволы пушек в 3 раза тоньше, мы сидим, и ничего с ними не происходит, а уж ваша и подавно не согнется»(что то я ни разу такого не видел, может, не попадалось конечно... На танке - сидели, а на самом стволе БМП-2... Ну да ладно)
Как оказалось, итальянцы переживали не из-за того, что согнется толстый с ребрами жесткости ствол, а из-за того, что вышли из строя шестерни привода вертикального наведения. Пришлось им в течение недели восстанавливать привод.
А когда пошел снег и температура опустилась ниже нуля, началось самое интересное. В снегу «кентавры» безнадежно вставали, и тогда на помощь им спешил обычный БТР-80, который объезжал итальянские машины по снежной целине и затем буксировал их в парк.
Кроме этого, при стрельбе из пушек снежная пыль залепляла выходные окна прицелов, замерзая на них. Дворники очистить стекла прицелов не могли, а обогрев в них не предусмотрен. Но это случалось, только если удавалось на морозе запустить теплолюбивый итальянский двигатель, который переставал заводиться уже при температуре от -10°С и ниже. Приходилось держать «кентавры» в теплых боксах, но и это не решало всех проблем. Когда машины выходили из бокса, их подстерегала другая напасть - замерзала гидрожидкость в трубопроводах гидропневмоподвески, и тут о мягкости хода можно было забыть совсем.
О призрачных показателях высокой противоминной стойкости мы уже говорили. Все было устроено так, что о возможностях баллистической защищенности и противоминной защиты потенциальный клиент мог судить только со слов разработчика. Проверять прочность корпуса стрельбой или взрывом итальянцы категорически запретили. Но однажды во время ходовых испытаний днище корпуса одной из машин жестко ударилось о кочку из мерзлого грунта. Машина встала, из лючков под моторно-трансмиссионным отделением предательски побежали струйки каких-то высококачественных импортных ГСМ. А что бы произошло, взорвись под этим днищем 6-килограммовый заряд ВВ, можно только гадать.
В целом, нельзя сказать, что итальянские колесные машины семейств Centauro и Freccia обладают какими-то выдающимися характеристиками по сравнению с состоящими на вооружении стран НАТО бронированными колесными машинами или российским бронетранспортером БТР-82А. В то же время они значительно уступают по боевой эффективности такой машине, как БТР-90, созданной на 10 лет раньше новейшей итальянской разработки.
Следующая запись: Новости от "Бензоколонки" Малошумный винт регулируемого шага для корветов. Как сообщило АО ...
Лучшие публикации