Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Анна
Анна
Как русские открыли Тибет миру
...А было это, детки, 120 лет назад, в мире, совершенно не похожем на наш. Например, существовала страна, в которую не мог попасть ни один чужак с Запада, – Тибет. Многие верили, что там лежит «твердыня света» – мистическая Шамбала. Искатели приключений мечтали попасть в столицу Тибета Лхасу и, конечно, привезти оттуда фотографии. Но тибетцы чужаков не любили, а фотографов вообще считали магами, которые похищают души людей и прячут их в непонятных ящиках.
А еще между Россией и Великобританией шла Большая игра (и это не футбол). В конце XIX века две империи боролись за господство на Ближнем Востоке и в Азии. Особое значение в этой игре придавалось Тибету, который был закрыт цинским правительством Китая и Далай-ламой XIII для въезда иностранцев. Всеми силами власти Тибета старались сохранить священный статус страны: попытки составить карты или сделать фотографии (вот эта вся магия с ящиками!) были смертельно опасны. Путешественников в лучшем случае разворачивали на полпути (как случилось с Николаем Пржевальским и Петром Козловым), в худшем – убивали.
Но ничто не могло остановить любопытных путешественников. К участникам Большой игры подтягивались французы с американцами. И вот на рубеже веков неизбежное случилось: первые фотографии Лхасы были сделаны, и сделали их подданные Российской империи.
Тщательная подготовка, отвага и – чего уж там – внешность помогли калмыку Овше Норзунову и буряту Гомбожабу Цыбикову выполнить задание Русского географического общества: разными путями независимо друг от друга проникнуть в Тибет, сфотографировать тамошние святыни и вернуться в Россию живыми, вывезя с собой сотни фотопластинок.
Выпускник Санкт-Петербургского университета, специалист по буддизму, Цыбиков, прибыл в Лхасу в 1900 году в составе монгольского каравана, для всех он был ламой-паломником. Фотокамеру наш агент прятал в молитвенном барабане хурдэ. Но об этом позже. Выпускник Санкт-Петербургского университета, специалист по буддизму, Цыбиков, прибыл в Лхасу в 1900 году в составе монгольского каравана, для всех он был ламой-паломником. Фотокамеру наш агент прятал в молитвенном барабане хурдэ. Но об этом позже.
Через несколько месяцев, в начале 1901-го, с делегацией Агвана Доржиева (основатель буддийского храма в Санкт-Петербурге) в Лхасу прибыл другой шпион-фотограф – Овше Норзунов. Скрывая свою миссию даже друг от друга, Норзунов и Цыбиков фотографировали Тибет, ежедневно подвергаясь смертельному риску. Норзунов отбыл через месяц, Цыбиков остался подольше, но в итоге оба благополучно вернулись домой с негативами на стеклянных пластинках – на двоих они отсняли более 200 сюжетов!
Подвиг Цыбикова и Норзунова стал триумфом Русского географического общества. Чтобы подчеркнуть этот триумф, было решено выпустить набор из 50 открыток в подарочной упаковке и отправить коллегам в географические общества Великобритании, Франции и США: завидуйте, неудачники!
.В офис Национального географического общества в Вашингтоне посылка прибыла с последней в 1904 году почтой. В это время почти все разъехались на рождественские каникулы, и только молодой главред журнала National Geographic Гилберт Гровнор уныло торчал в редакции. Не знаю, как он дошёл до такой жизни, но накануне отправки в типографию январского номера за 1905 год у Гровнора оставалось 11 пустых страниц, которые нечем было заполнить. В отчаянии он бросил взгляд на посылку – вроде из России. Распечатал, а там фотографии из Тибета! И письмо, в котором российские коллеги разрешали публиковать добытый ими материал.
Решение пришло мгновенно: из 50 открыток Гилберт отобрал 11, отправил номер в типографию и пошел в бар – пить, как он признавался, с горя. Дело в том, что National Geographic в те годы был «серьезным» журналом с минимумом картинок. Поставить 11 фото с подписями и без текста казалось преступным легкомыслием. Гровнор ждал увольнения. Но, когда журнал вышел на свет, коллеги по географическому обществу как один принялись поздравлять редактора. А читатели стали требовать больше фотографий. Так родился формат, который предопределил все дальнейшее развитие журнала.
P.S. Пару слов о камерах, которые были у наших героев. Самый компактный фотоаппарат своего времени, Self-Worker французской фирмы Pipon размером 6,5x9 см позволял сделать 12 кадров без перезарядки. Сейчас это большая редкость.
facebook
Как русские открыли Тибет миру....А было это, детки, 120 лет назад, в мире, совершенно не похожем на ...
0
Как русские открыли Тибет миру....А было это, детки, 120 лет назад, в мире, совершенно не похожем на ... - 2
0
Как русские открыли Тибет миру....А было это, детки, 120 лет назад, в мире, совершенно не похожем на ... - 3
0
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх