ЭРТЕ И ЕГО МИР
Феноменальный Эрте — один из «столпов» стиля ар-деко, — фигура почти мистическая.
Родившись в XIX веке в России и уйдя в мир грез в конце XX века во Франции,
он прожил почти столетие
В возрасте пяти лет Эрте, урожденный Роман Петрович Тыртов, создал вечернее платье длясвоей матери. Его мать пришла в восторг и показала набросок знакомой портнихе,
которая сшила вечерний туалет. Первые профессиональные советы юному дарованию дал
ни кто иной, как Илья Репин, и в последствие мальчик занимался с учеником этого знаменитого живописца Дмитрием Лосевским. Он вырос в аристократической семье в Санкт-Петербурге,
Россия, где его дни были наполнены культурными событиями в Мариинском театре. Он был среди публики в ночь, когда Нижинский, величайший танцор балета, был уволен за скандальное появление на сцене в трико без бандажа, зашишающего скромность. Роман рассматривал идею стать танцором, но пришел к выводу, что
«я мог бы жить без танцев, но не мог отказаться от
своей страсти к рисованию и дизайну».
К 1912 году, когда ему еще не исполнилось двадцати лет, Роман переехал в Париж
в качестве корреспондента российского журнала «Ladies World». Об этом городе — центре
моды, красоты и искусства, — он мечтал с семи лет, когда побывал на Всемирной выставке.
Делая наброски рисунков для модных домов, он нашел себе другую работу у маленького
модельера «Кэролайн», но его необузданное воображение оказалось слишком эксцентричным,
так что там от молодого дизайнера быстро отказались и посоветовали:
«Молодой человек, делайте что угодно в жизни, но никогда не пробуйте.
снова стать художником по костюмам. У вас ничего от этого не получится».
Обиженный, но не обескураженный, Роман де Тиртофф вскоре нашел
единомышленников на рубеже веков, самого плодовитого кутюрье Поля Пуаре .
Пуаре, который уже считался королем мира моды к тому времени, когда их пути
пересеклись, сыграл решающую роль в ранней карьере Романа, даже присвоив ему
псевдоним «Эрте». Экзотический мир Пуаре более чем понравился Тиртоффу. Эрте знал,
что он может выйти за пределы границ в Париже - и он это сделал.
Покойный критик Брайан Сьюэлл в своем эссе пишет, что Эрте «ввел театр в область моды».
В конце концов, его опыт был получен на сцене, и он отказывался подчинять свои замыслы
повседневной жизни. Вместо этого он выводил на сцену обычных женщин. Ему никогда
не нравилось работать с обычными классическими красотками, и он говорил, что всегда
предпочитал женщин с «определенными недостатками» и уникальными качествами,
которые он мог бы подчеркнуть.
Роман Тыртов и сам выглядел так, будто сошёл с обложки журнала. Создавая наряды
для модниц, он также носил изысканную и экстравагантную одежду собственного дизайна.
Так, американского художника по костюмам Говарда Грира Эрте встретил в пижаме,
отделанной горностаем. А в 1926 году на бал в Парижской опере придумал себе костюм
тореадора из золотой ламе (парчи). Огромную накидку он украсил свежими розами,
которые по одной кидал в толпу, спускаясь по лестнице.
Одной из его величайших муз была итальянская наследница и покровительница
искусств маркиза Луиза Казати, которая стала самой яркой иконой стиля знаменитостей
в европейском обществе начала 20 века. Высокая и элегантная, с ярко-рыжими волосами
и неестественно большими зелеными глазами, она часто одевалась в эксцентричные
наряды, разработанные Эрте, и вела себя совершенно скандально для того времени.
Маркиза являлась самой представленной в искусстве женщиной в истории
после Девы Марии и Клеопатры.
Когда разразилась Первая мировая война, Эрте был вынужден был уехать в Штаты,
и там начал свои долгие отношения с журналом Harper's Bazaar . Первоначальной
популярностью он во многом обязан изданию, с которым работал 22 года. Именно там
он разработал более 240 обложек журналов и два десятилетия отвечал за художественное
направление Америки. Harper's Bazaar был идеальным средством, чтобы познакомить
американское общество с его новой творческой свободой в Западной Европе, и сегодня
его обложки продаются за тысячи долларов на аукционе.
Видя ограниченность моды от кутюр, именно в эпоху джаза Эрте обратился к балету и театру,
где его воображение , где его воображение действительно разыгралось.
Его костюмы, эскизы программ и декорации также украшали сцены Бродвея в
Ziegfeld Follies 1923 года и знаменитый парижский Folies-Bergere с Жозефиной
Бейкер в главной роли представляли женщин как суперженщин, одетых в
футуристическую моду, яркие цвета и фантастические ткани
Не обошел он и мужскую моду - вновь появились бархатные, шелковые и парчовые ткани,
которые не встречались в мужских костюмах с 18 века и были немыслимы для
мужской эстетики того времени ...
Эрте до конца жизни питал пристрастие к яркой одежде и экстравагантным аксессуарам.
Костюмы он носил «с неповторимым изяществом, с каким дикая кошка носит свой мех»,
писал один из журналистов. Художнику нравились яркие шейные платки, цветные
рубашки и, конечно же, дорогая обувь
В каком-то смысле он изменил наше отношение к моде сегодня: это искусство, а не
повседневная мелочь. Ценность Эрте как своего рода волшебника моды в мире
стиля и искусства, несомненно, неизмерима.
Источник - Анжелика Поковба
Следующая запись: ПРО ДЕТОЦЕНТРИЗМ, ИНДИВИДУАЛИЗМ И СУДЬБУ МУЖЧИН
Лучшие публикации