Советский историк и специалист по искусству палеолита Борис Фролов тщательно изучил в 80-х годах схему расположения камней Стоунхенджа и убедительно доказал, что камни точно привязаны к расположению некоторых ярких звезд, планет и созвездий.
Жаль, что в Советском Союзе (да и в самой Англии тоже) был мало известен факт, что современный Стоунхендж, по сути, новодел – только за последнюю сотню лет его основательно и хаотично перестраивали как минимум трижды.
Памятник неолита Стоунхендж находится в плотнонаселенном районе Англии и очень давно привлек внимание местных жителей и туристов. Еще в 17-м веке раздавались голоса насчет необходимости защитить древние камни от вандализма – местные крестьяне верили, что порошок из каменных идолов изгоняет жаб, а туристы просто приходили с молотком, чтобы отколоть себе кусочек на память.
Мегалиты неоднократно валились – из-за зимних замерзаний и оттаиваний почвы, да и просто от сильного ветра, периодически появлялись энтузиасты, которые поднимали упавшие камни, не сильно заботясь, конечно, точно ли они встают на привычные места. Мы привыкли считать Стоунхендж древнейшим из сооружений, но сейчас он выглядит совсем не так, каким его возвели неведомые строители – сколько камней было перетащено, испорчено и просто украдено, никто никогда не считал.
В самом конце 19-го века, очередной молодой сэр, получивший в наследство землю вместе с древними мегалитами, задумал поначалу продать весь комплекс в Америку, но затем решил «восстановить» друидский памятник. Приглашенный в помощь профессор-археолог подсказал, как лучше поднять и укрепить камни цементом, а заодно раскопал окрестности и поднял еще несколько старых камней.
Второй этап «реконструкции» начался сразу после Первой мировой, но самый крупный ремонт совершился в 50-60х годах прошлого века. Информация еще о первом восстановлении Стоунхенджа с бесконтрольным перемещением мегалитов вызвала шумиху и протесты в прессе, поэтому глобальный ремонт древней святыни постарались провести максимально тихо.
Сохранились фото и киносъемка этапов реконструкции, их которой понятно, что масштаб перестроений не только затронул все камни, но и вылился далеко за пределы первоначального их скопления.
По задумке реконструкторов, Стоунхендж должен был стать похож на рисунки, предположительно, 16-17 веков, на которых почти все трилиты (каменные ворота) стоят на своих местах. Правда, происхождение этих рисунков не было бесспорным, и никто не мог поручиться, что они не фантазийные, но зато после такого восстановления памятник должен был стать намного более привлекательным для туристов.
На архивных фотокадрах видно, что разметка для новых камней наносилась прямо в поле, в стороне от первоначального скопления упавших глыб. Много недостающих камней было привезено из других мест, а некоторые – просто отлиты из бетона на месте и покрыты декоративной штукатурной «шубой».
Поэтому, когда восхищенные туристы собираются у Стоунхенджа, чтобы замерить углы прохождения солнечных лучей через трилиты и поспорить, что имели в виду древние строители, это вызывает улыбку у посвященных в новейшую историю памятника неолита.
Еще "более диковатая" история случилась с так называемыми «Эйвберийскими кругами», расположенными в сотне километров от Стоунхенджа. Это комплекс концентрических валов, с расставленными на них многочисленными мегалитами. Туристам рассказывают, что эти камни чуть не на тысячу лет старше самого Стоунхенджа, но умалчивают, что поставлены они были в 30-х годах прошлого века.
Тогда увлеченный археологией «мармеладный миллионер» Александр Кейлер скупил в округе земли, задумав реконструировать еще один неолитический памятник, от которого оставался чуть заметный рельеф и несколько торчащих камней. Много мегалитов было засыпано землей, побито или вовсе встроено в дома жителей ближайшей деревни, Эйвбери.
Кейлер собирался восстановить древнее святилище в первоначальном виде, какой он представлял себе по остаткам старых валов, для этого он снес часть домов, расчистил и обозначил рельеф и расставил собранные в округе камни по гипотетическим линиям.
Получилось очень красиво и загадочно. Только вот гадать по древним камням нет смысла – теперь первоначальный замысел строителей стал еще более эфемерен, чем до реконструкции.
Следующая запись: МРАМОРНЫЕ РУКИ
Лучшие публикации