Почему эта картина стала легендарной?
Вы, наверное, хоть раз, да видели эту картину Эндрю Уайета.
Она называется “Мир Кристины” и считается прямо таки культовым произведением американского художника.
У нас - “Грачи прилетели” и “Утро в сосновом лесу”, у жителей Америки - “Мир Кристины”.
Обычно, первое впечатление от картины - девушка, отдыхающая в поле, лежит-полеживает себе. То, что это вовсе не девушка и не отдыхающая - выдадут детали фигурки. Седина в нечесаных, а от того кажущимися на первый взгляд густыми, волосах. Узловатые грязные руки. Неестественно изогнутое тело. То, что сначала кажется юношеским изяществом - болезненная худоба.
Вот смотрите.
Героиню картины зовут Кристина Олсон, она была соседкой Уайета по его летнему дому, в котором он проводил большую часть года, работая и наблюдая за не самой красочной природой штата Мэн.
Художник как-то заглянул к соседям за какой-то ерундой и увидел там Кристину, разговорился с ней и застрял в гостях на полдня. «Девушка с лицом феи» - это он потом про нее напишет. Его еще тогда удивило, что она не встала для того, чтоб поприветствовать гостя, а так и сидела в своем кресле, накрыв ноги пледом. В следующий раз Кристину он увидит не скоро.
Однажды художник выглянул в окно своей мастерской, находившейся на чердаке дома (отсюда такой интересный ракурс - мы смотрим на Кристину и дом с возвышения) и увидел, как Кристина отдыхает в поле. То есть ему показалось, что она отдыхает - вдруг, цепляясь за землю и волоча за собой ноги, Кристина поползла к своей ферме. Первой мыслью Уайета было выскочить из дома и броситься ей на помощь, но он оцепенел и наблюдал как целеустремленно и умело Кристина ползет. Почему ползет - он узнал позже. Олсон страдала то ли от последствий полиомиелита, то ли от прогрессирующего неврологического расстройства и была частично парализована. И еще она отказалась от инвалидного кресла, потому что не хотела лишний раз просить кого-либо о помощи.
Этот образ захватил Уайета и в 1947 году он напишет то, что увидел тогда из окна. Правда, в этот раз позировать ему будет не Кристина, а жена художника.
На момент написания картины Кристине Олсен было 55 лет.
То есть, у нас есть два взгляда на эту картину. Первый - когда мы ничего не знаем о героине и не торопимся разглядывать полотно. Тогда перед нами то ли упавшая, а то ли и присевшая девушка. Второй - когда мы в уже коты ученые и в курсе того, кто изображен на полотне и это накладывает на восприятие определенный отпечаток. И тогда, конечно, велик соблазн все понять как историю преодоления, подвига и всего вот такого. И, конечно, отчасти это так и есть.
Сам Уайет вот что напишет о своей Кристине:
«Она была ограничена в физических возможностях, но духовно — ни в коей мере. Самое трудной задачей для меня было отдать ей должное, изобразив ее необычайную борьбу за жизнь, которую большинство людей сочли бы безнадежной».
Но не так прямолинеен Эндрю Уайет. Художник полунамека, художник, которого однажды так очаровал порыв ветра, качнувшись грязные занавески, что он несколько месяцев ждал того же ветра, чтоб написать этот миг движения. Мне кажется, что героический пафос или воспевание страдания совершенно не свойственны Уайету.
К тому же, есть еще один портрет Кристины, где она сидит сидит почти отвернувшись от зрителя и художник ничем не подчеркивает болезнь своей героини, просто показывает замкнутую, но в чем-то даже величественную и сурово-прекрасную женщину на пороге старого дома.
Героиню картины зовут Кристина Олсон, она была соседкой Уайета по его летнему дому, в котором он проводил большую часть года, работая и наблюдая за не самой красочной природой штата Мэн.
Художник как-то заглянул к соседям за какой-то ерундой и увидел там Кристину, разговорился с ней и застрял в гостях на полдня. «Девушка с лицом феи» - это он потом про нее напишет. Его еще тогда удивило, что она не встала для того, чтоб поприветствовать гостя, а так и сидела в своем кресле, накрыв ноги пледом. В следующий раз Кристину он увидит не скоро.
Однажды художник выглянул в окно своей мастерской, находившейся на чердаке дома (отсюда такой интересный ракурс - мы смотрим на Кристину и дом с возвышения) и увидел, как Кристина отдыхает в поле. То есть ему показалось, что она отдыхает - вдруг, цепляясь за землю и волоча за собой ноги, Кристина поползла к своей ферме. Первой мыслью Уайета было выскочить из дома и броситься ей на помощь, но он оцепенел и наблюдал как целеустремленно и умело Кристина ползет. Почему ползет - он узнал позже. Олсон страдала то ли от последствий полиомиелита, то ли от прогрессирующего неврологического расстройства и была частично парализована. И еще она отказалась от инвалидного кресла, потому что не хотела лишний раз просить кого-либо о помощи.
Этот образ захватил Уайета и в 1947 году он напишет то, что увидел тогда из окна. Правда, в этот раз позировать ему будет не Кристина, а жена художника.
На момент написания картины Кристине Олсен было 55 лет.
То есть, у нас есть два взгляда на эту картину. Первый - когда мы ничего не знаем о героине и не торопимся разглядывать полотно. Тогда перед нами то ли упавшая, а то ли и присевшая девушка. Второй - когда мы в уже коты ученые и в курсе того, кто изображен на полотне и это накладывает на восприятие определенный отпечаток. И тогда, конечно, велик соблазн все понять как историю преодоления, подвига и всего вот такого. И, конечно, отчасти это так и есть.
Сам Уайет вот что напишет о своей Кристине:
«Она была ограничена в физических возможностях, но духовно — ни в коей мере. Самое трудной задачей для меня было отдать ей должное, изобразив ее необычайную борьбу за жизнь, которую большинство людей сочли бы безнадежной».
Но не так прямолинеен Эндрю Уайет. Художник полунамека, художник, которого однажды так очаровал порыв ветра, качнувшись грязные занавески, что он несколько месяцев ждал того же ветра, чтоб написать этот миг движения. Мне кажется, что героический пафос или воспевание страдания совершенно не свойственны Уайету.
К тому же, есть еще один портрет Кристины, где она сидит сидит почти отвернувшись от зрителя и художник ничем не подчеркивает болезнь своей героини, просто показывает замкнутую, но в чем-то даже величественную и сурово-прекрасную женщину на пороге старого дома.
Вот такая гулкая живопись от интроверта к интроверту. Удалось ли кому-нибудь более глубоко передать закрытый мир одного человека, чем Уайету в его “Мире Кристины”? Я пока не встречала.
Он, кстати, писал одно только поле на этой картине примерно пять месяцев, вырисовывая тончайшей сухой кистью и темперой каждую травинку. И по первоначальной задумке Кристины и вовсе не должно было быть на полотне - мы должны были бы как зрители стать ею, посмотреть на мир ее глазами, ну или, как минимум просто почувствовать ее присутствие в этом вот ее мире.
Добавлю еще несколько его удивительных картин.
Для начала, те самые занавески: (фото 6)
Один из огромной серии портретов Хельги, домработницы и, вероятно, любовницы художника:( фото 7)
Вообще, этот прием - присутствие через отсутствие свойственен Уайету.
Например, картина с кустом ежевики будет называться “Сборщик ежевики” и ты глядишь на ежевичный куст так, как если бы этим сборщиком ты и был. Ищешь ягоду, руки мерзнут, ветер гудит, время остановилось.
Вот он, сборщик ежевики:( фото 8)
Спасибо, Анна, за знакомство с картиной и ее художником.
Следующая запись: ДЕНЬ ГОТОВЫХ ФОРМУЛ ДЛЯ НАЧАЛА ОТНОШЕНИЙ
Лучшие публикации