История москвича, перебравшегося в Англию, а потом в Германию
«Лента.ру» публикует рассказ москвича, который переехал из России в Англию, а из Англии — в Германию.
Я учился в Финансовой академии по специальности «Финансы и кредит». После ее окончания семь лет работал в крупной аудиторской фирме, а потом перешел в компанию, занимающуюся производством автомобилей. Она находилась за 200 километров от Москвы. Жена осталась работать в столице, а я приезжал на выходные. Так продолжалось четыре года. За это время у нас родились дети, было трудно поддерживать прежний образ жизни. Я стал активно искать возможность жить вместе. И появился вариант переехать в Англию.
Я не отношу себя к романтикам, и у меня не было никаких завышенных ожиданий от переезда. А поскольку это довольно быстро произошло, я скорее с настороженностью, даже с неким пессимизмом, думал о том, смогу ли там адаптироваться. Я не строил фантазий, поэтому не пришлось ни в чем разочаровываться. Конечно, были и сложные моменты, но по прошествии трех лет это не вспоминается. Вспоминается лишь, что жизнь в Англии напоминает сказку.
Россия — Англия
По сравнению с Россией в Англии все в разы дороже. Любые вещи по качеству не лучше, чем в России, но стоить будут значительно больше. Поначалу это тяжело, постоянно переводишь фунты в рубли. К тому же в связи с кризисом, когда курс стремительно менялся каждый день — по отношению к рублю росли и доллар, и фунт, и евро, — было сложно принять, что парковка может увеличиваться в стоимости до 1000 рублей за несколько часов. Но со временем я перестал думать о том, что раньше была другая жизнь и другие цены, и начал смотреть на зарплату в соответствии с расходами, а не по сравнению с ценами в России.
Но снова о ценах. Если ты идешь в магазин, набираешь небольшую корзинку продуктов, даже не тележку, это будет стоить больше ста фунтов точно. То есть 8-10 тысяч рублей. В России можно было все то же самое купить за две тысячи.
В целом зарплаты в Англии гораздо выше, чем в России, но есть такая особенность: в компаниях нет такой большой разницы в зарплатах между сотрудниками самого низшего звена и самого высшего. Зарплаты высокие, но они в среднем высокие у всех, а не только у руководства.
Медицина в Англии такая, что лучше не болеть, потому что основное лекарство, прописываемое врачами, — выпить парацетамол и немножко подождать. Первое время мы ходили к врачам с детьми. Когда они заболевают, поднимается температура, в России ты сразу же вызываешь скорую, это нормально. Но в Англии можно вызвать врача, только если ты умираешь. Есть даже такая инструкция: «Случаи, когда можно вызвать врача на дом». Это если ты уже не дышишь или истекаешь кровью. Но если у тебя температура, ты не можешь вызвать врача.
Когда же ты приходишь к врачу на прием, первым делом, как я уже говорил, тебе рекомендуют подождать и выпить парацетамол. Если через неделю температура не проходит, ты можешь еще раз записаться на прием, и только после этого, возможно, тебе пропишут антибиотики, но самые простые. Для детей до 18 лет медицина бесплатная, даже парацетамол в аптеке получаешь бесплатно. Но все же лучше не болеть — можешь умереть.
Вот в других европейских странах — например, в Германии — у людей есть частная страховка, и по ней ты можешь получить качественные медицинские услуги. В Англии же нет института страховок, все услуги здесь бесплатны, но получить их не так просто. Большинство проблем доктор решает с помощью рекомендации «надо подождать». Если ты настойчивый, ты эти услуги в итоге получишь, но вместе со счетом. А стоят они безумных денег. Один визит к терапевту, чтобы послушать ребенка, — больше 120 фунтов.
Читать между строк
Англичане в целом очень непрямолинейны. Русские не такие, они прямо говорят то, о чем думают. Англичане так почти никогда не делают, это считается признаком грубости. Поэтому некоторые проблемы тут преподносятся совсем не так, как это сделали бы в России. У нас просто сказали бы: есть такая проблема и есть такие пути решения. В Англии скажут, что и проблемы вообще никакой нет — есть небольшая сложность, но в принципе ничего страшного. И только в конце окажется, что это была какая-то большая проблема, над которой нужно было долго работать.
В Англии актуально такое выражение: read between the lines — «читай между строк». Нужно всегда понимать, что они имеют в виду, когда что-то говорят, а не то, что они говорят. И это проявляется во всех сферах. Если это понять — в принципе жить тут нетрудно. Требовалось немного времени, чтобы адаптировать свой стиль работы, потому что если ты работаешь с англичанами так же, как с россиянами, англичане думают, что ты грубиян. Конечно, это совершенно не так, просто другое воспитание, другая культура. Я старался понять эти особенности и с самого начала не портить взаимоотношения с людьми. Я даже попросил своего руководителя дать мне пару занятий с тренером: мы обсуждали различия в культурных традициях разных стран.
У англичан с давних времен много стереотипов по отношению к русским. Я узнал это гораздо позже, но когда я только приехал в Англию в разгар нестабильной политической ситуации, получилось так: приехал русский парень, к тому же достаточно молодой, руководить англичанами... Им тяжело было это воспринимать. Сработал стереотип: ничего хорошего из этого не выйдет — мол, русские страшные, грубые и злые. Моей целью не было разрушать стереотипы, моей целью было показать, какой я на самом деле. Я надеюсь, что мне это удалось.
Ну и любимый стереотип: русские много пьют. Хотя на самом деле англичане вообще-то пьют гораздо больше. На любой вечеринке и мероприятии каждый пытался заговорить со мной — мол, «ну давай, покажи, как много ты пьешь», а я вообще почти не пью. На это мне говорили, что я softy русский.
Рабочая зона
В Англии даже у директоров, включая нашего гендиректора, нет своего кабинета. Здесь опен-офисы и культура, которая располагает к более открытому общению между сотрудниками разных уровней и подразделений. И это общение действительно происходит. В России нереально представить, что гендиректор разговаривает с сотрудниками низшего уровня, а в Англии это вполне возможно. Плюс в Англии такая особенность: сотрудники очень часто меняют отделы в рамках одной компании, в России же ты чаще всего меняешь должности в рамках отдела. У нас редко случается, что из финансов ты перешел в логистику или маркетинг, в Англии же это нормальное явление. Нетворкинг занимает большую часть жизни сотрудников. Это необходимое взаимодействие, чтобы создать свою сеть знакомств, чтобы в будущем это помогло в плане продвижения по карьерной лестнице.
Люди очень активно друг с другом общаются, на работе большая часть дня посвящена не работе, а обсуждению каких-то вещей: погоды, новостей и так далее. Но это не означает, что в обычной жизни работающие вместе люди будут поддерживать такие же теплые отношения. Большинство из них вообще вне офиса никогда не видятся. Здесь есть четкое разделение между работой и жизнью после работы, и люди, которые внешне выглядят самыми большими друзьями и знают друг друга лет десять, ни разу не встречались после окончания рабочего дня.
Это сильно отличается от России, у нас часто друзья по работе — это друзья и после работы. Да и в целом при всей английской дружелюбности сама возможность за короткое время построить дружеские отношения с людьми практически отсутствует. Как рассказывали мои коллеги англичане, только через три-четыре года жизни рядом с соседями они куда-то идут вместе — выпить пива или еще что. Так что дружелюбность внешняя не всегда приводит к близкому общению. И если тебе коллега может помочь в рабочее время, не факт, что он поможет в свое личное.
Англия — Германия
Время моего контракта в Англии подходило к концу, и я уже искал вариант дальнейшей карьеры. Тогда и появился вариант поехать в Германию. Поскольку штаб-квартира компании находилась именно там, для карьеры важно было поработать в этой стране. И с точки зрения работы в эпицентре событий и с точки зрения языка, поскольку английский — это, конечно, хорошо, но важен и немецкий язык. Так что Германия была хорошим вариантом. В России я работал в производственной компании, в Англии это была компания по продажам автомобилей, важно было получить опыт, связанный с производством. И вот в Германии я работаю в производственной компании.
Дрезден
В Дрездене почти все хорошо говорят на английском, поэтому, даже не зная немецкого, здесь можно достаточно свободно общаться. Но в более мелких городах это сложно, большинство по-английски не говорит вообще. А поскольку Дрезден к тому же относится к той части Германии, где раньше было сильное советское влияние, многие взрослые говорят и на русском. Так что, даже не зная немецкого, в Дрездене можно вполне свободно общаться.
В нашем доме живет парочка очень милых стариков, я как-то помог им переставить велосипед. После этого они стали дарить шоколадки нашим детям и оставлять подарки под дверью. Немцы старшего поколения относятся к нам достаточно тепло. Я думаю, после нашего общего советского прошлого у них остались не самые плохие впечатления, и я никогда не сталкивался с резко негативным отношением.
Чувствуется разница
Пока сложно сравнивать Англию и Германию, поскольку в Англии мы прожили три года и прошли все стадии — от проблем до адаптации. А в Германии мы только полгода и пока на начальном этапе.
Когда я был в Англии, в первые два месяца я проходил межкультурный тренинг, на котором приводились сходства и различия разных стран. Примером как раз были Россия и Германия. По многим показателям выходило, что Германия и Англия очень похожи, а Россия совсем на другом полюсе во всех областях. На самом деле это не так. Мне кажется, что Россия и Германия во многом гораздо более схожи, чем Англия и Германия. Даже менталитет и образ мысли россиян и немцев близки — во многом в силу тесного исторического взаимодействия. В Германии прямолинейность может посоревноваться с русской, а Англия в этом плане очень отличается.
Полный текст статьи здесь:
Следующая запись: Я узнал, что у меня
Лучшие публикации