8 сентября. День Рода и Рожаниц.
«Роду-Всеотцу и Родным Богам — вовек слава, а нам — хвала по
делам!»
Праздник всего Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и
домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки-Осенины. В этот день приносят требы Роду Вседержителю (Всебогу) и Роду Небесному (Предкам), а так же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих).
Первое упоминание о Роде и Рожаницах — это «Слово святого Григория, изобретено в толцеях о том, како первое Погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». Предполагается, что «Слово об идолах» было написано в начале XII в. на корабле, плывшем по Эгейскому морю в Константинополь. Русский автор пользовался греческим текстом 39-го слова Григория Богослова «На святые светы
явлений господних», который он сокращенно перевел и дополнил своими
наблюдениями. Для истории русского язычества это произведение очень ценно.
Особый интерес вызывает введенная автором периодизация, этапы развития язычества.
· Славяне первоначально «клали требы упырям и берегиням».
· Под влиянием средиземноморских культов славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам».
· Появляется культ Перуна (возглавившего список других богов).
· По принятии христианства «Перуна отринуша», но «отай» (в тайне) молились как множеству богов, возглавляемому Перуном, так и более древним — Роду и рожаницам.
Эпоха Рода занимает довольно значительный временной промежуток между поклонением упырям и берегиням и поклонением Перуну и его божественному окружению. И в контексте нашей сегодняшней темы, нам интересен именно второй период - культ Рода и Рожаниц.
Дочери Рода. В незапамятные времена они были Небесными Хозяйками Мира, которые являлись людям в образе двух крупнейших созвездий: Большой Медведицы и Малой Медведицы.
Вера народа в эти божества, похоже, была повсеместна, устойчива и неистребима. Упоминания о них встречаются во многих древнеславянских рукописях. К сожалению, в дошедшую до нас письменных памятниках не раскрывается сущность представлений о Роде того времени: вопрос о почитании Рода и Рожаниц — самый темный и запутанный, ведь память о нём в славянах уничтожалась наиболее планомерно.
Но культ этот был очень сильный. Это подтверждает «Слово Исайи пророка» (XII век), смысл которого заключался только в одном - обрушить всю тяжесть библейских проклятий на Рода и его двух Рожаниц. Всем же, кто не внимал «Слову» и продолжал поклоняться, прочились самые разные несчастья и сыпались на их головы проклятья. «Услышав всё, что сказано вам, откажитесь от бессмысленных действий, от служения Сатане, от устройства этих идольских пиров Роду и рожаницам!» - взывал Исайя.
Но, чем больше Исайя ругает исконного русского бога, тем яснее становится, что Род — не невзрачный местный божок, а могущественный повелитель.
Интересно само слово «род». Есть несколько групп слов, содержащих этот корень.
Первая группа - это слова, связанные с понятием родства и рождения: родичи, природа, народ, родина, рождать, родня, родить, урожай.
Вторая группа слов - это слова, связанные с водой: родище (водный источник), родник (криница); и даже цветы, растущих близ воды, - родии (лилии, криницы).
Третья группа слов объединена смысловым стержнем - «огненное», «красное», «пламенеющее», «молниеподобное» родиа - молния; Родiе, родiя - плод граната; родьство - геенна огненная; Родрый, ръдрый, рдяный - красный; Ръдритися, рдеть - краснеть.
Вот и получается, что Род – божество всеобъемлющее. В его власти все три мира - верхний небесный, откуда идёт дождь и летят молнии; средний - мир природы и рождения; и нижний – с его «огненным родством».
И еще один источник, доказывающий, насколько сильным был культ Рода и Рожаниц. В XVI веке в "Уставе преподобного Саввы" находим такой исповедальный вопрос: "Не сблудила ли с бабами богомерзкие блуды, не молилася ли вилам, или Роду и рожаницам, и Перуну, и Хорсу, и Мокоши, пила и ела?"
Возникает вопрос – почему очень часто Род упоминается вместе с Рожаницами – божествами «меньшими по масштабу»? И здесь можно проследить очень интересную параллель, вспомнить античных мойр – богинь судьбы, дочерей Зевса и Фемиды. Именно с ними очень часто сопоставляют Рожаниц. Зевс повелевал миром, а мойры выражали волю
богов, прядя нить жизни или обрывая ее в назначенный срок. Так и Род «вдувает» жизнь в людей. Недаром же до сих пор жива поговорка «Что на роду написано, тому и быть». А Рожаницы могут быть богинями жизни и судьбы человека. Отсюда и появилась одна из версий о том, что Рожаницы – это Доля и Недоля. Ведь в жизни у каждого человека есть как счастливые, так и несчастливые мгновения. Первыми ведает Доля; вторые насылает её мрачная сестра — Недоля. До сих пор говорят,
что неудачник родился под несчастливой звездой, а человек, которому всегда и во всем везет — под счастливой.
По другой версии, под Рожаницами полагают богинь плодородия Ладу и Лелю. Может быть именно поэтому по завершении сбора урожая проводились рожаничные трапезы?
Культ рожаниц отличался от остальных языческих обрядов прежде всего своей явностью, открытостью, торжественными пирами в честь богинь. Эти трапезы не давали покоя церковным сановникам как самое яркое и неистребимое проявление язычества. Принявшие христианство русские люди ХІ-ХІІ вв. все еще, по свидетельству автора «Слова об
идолах», устраивали трапезы Роду и рожаницам с соблазняющей всенародностью; в противоположность этому «кладение треб» другим языческим богам производилось тайно. Поэтому на 8 сентября, когда проходили рожаничные трапезы, христианство назначило свой праздник - рождество богородицы. До сих пор православная церковь на праздник
рождества богородицы производит «благословение хлебов», что свидетельствует о родстве этого праздника с древнеславянским.
Втоpично Рода и Рожаниц прославляли на pождество Хpистово (после 25 декабpя). Оба пpиypочения к хpистианским пpаздникам объясняются не только вполне понятными пpедставлениями о необходимости благодаpить богов за ypожай и о зимнем солнцестоянии как пеpеломе зимы, но и тем, что в обоих слyчаях в хpистианской мифологии действyют "pожаницы", pожающие богини. В пеpвом слyчае - это Анна, pодившая Маpию, а во втоpом - Маpия, pодившая Иисyса. Хpистианские
пеpсонажи легко сливались с аpхаичными языческими pожаницами, что и позволяло шиpоко пpаздновать дpевнее благодаpственное моление под пpикpытием цеpковных обpядов. И тогда становится понятным, что под рожаницами понимают мать и дочь.
Лада и Леля, богини весенней возpождающейся пpиpоды, богини бpака и pазмножения, вполне соответствyют по сути двyм pожаницам.
Культ Рожаниц как женских божеств, покровительствующих рождению, должен был быть многозначным, в нем объединялись и черты культа общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и представления земледельцев о богинях урожая. Может быть, корни культа рожаниц надо искать в древних верованиях праславян? Параллельное представление о существовании Рожаниц вообще, без определенных имен было свойственно народам отдаленных северных районов, где существовала очень тесная связь культа Рожаниц с мифом о двух полуженщинах-полулосихах. В мировоззрении северных народов круговорот природы сводился к представлению о том, что где-то на небе, возле Солнца, который служил очагом, две Небесные Хозяйки мира рождали для земли (людей и зверей) оленей и других животных на
потребу людям и волкам. Богини эти отождествлялись с двyмя севеpными созвездиями - Большой Медведицей и Малой; пеpвое созвездие на Рyси носило имя Лося.
Это представление о мире ярко выявилось в наpодном изобpазительном искyсстве XVIII - XX вв., сохpанившем многие чеpты глyбокой дpевности.
Символ Рожаницы очень часто использовался в обереговой вышивке, являясь универсальным символом плодородия, несущем в себе женскую сотворяющую энергетику. Поскольку Рожаница в представлении славян - это женщина, рожающая детей, продолжающая Род, то символ ее очень часто встречался на рубахах матери, как родильной, так и той, в которую заворачивали новорожденное дитя, а так же на тех бытовых элементах, которые так или иначе могли «участвовать» в родах. Считалось, что это гарантировало появление
здоровых детей, которые переймут у родителей все лучшее.
Как элемент орнамента вышивки, Рожаница, защищала мать от дурного глаза, порчи и темных сил. В сочетании с солярными символами, он становится значительно сильнее, несет в себе мощное обереговой значение.
Это исключительно женский символ, который несет в себе светлую, добрую энергетику радости, которая сопутствует появление на свет новой жизни, продолжение Рода. В сочетании с солярными символами, он становится значительно сильнее, несет в себе мощное обереговой значение.
В пору двоеверия на Руси 8 вересеня отмечали Рождество Богородицы. Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом. В народе говорили: «Если погода на Малую Пречистую хорошая — осень будет хорошая».
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: Праздник урожая у славян. Знаете Таусень? Видите тихо уходят, теряются в воспоминаниях длинные ...
Лучшие публикации