Лора
/
Каковы способы обнаружения манипуляции? 1. Отслеживание изменений ситуации, порожденной технологией ...

Каковы способы обнаружения манипуляции?
1. Отслеживание изменений ситуации, порожденной технологией психологического манипулятивного воздействия.
2. Посредством анализа механизмов манипулятивного воздействия.
Общим признаком наличия манипулятивных попыток являются нарушения баланса тех или иных переменных взаимодействия.
Таковыми могут быть:
1. Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения. Примеры: появились неожиданно слова «должен», «безответственность».
2. Деформации в соотношении выигрыш – плата проявляются в том, что получаемый результат не соответствует вложенным усилиям.
3. Наличие силового давления.
4. Нарушение сбалансированности элементов ситуации – необычность ситуации взаимодействия:
- необычность мишеней воздействия (темы разговора, смена векторов и т.п.);
- необычность компоновки или подачи информации (смещение акцентов значимости на второстепенные детали);
5. Инконгруэнтность в поведении партнера – различные каналы передают противоречивую
информацию.
6. Стремление отправителя воздействия стереотипизировать поведение адресата – те случаи, когда становится заметно, что кому-то хочется, чтобы мы вели себя «в соответствии
с …».
При анализе механизмов манипулятивного воздействия задача обнаружения манипуляции заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды индикаторов:
1. Ненормативно частое появление или подчеркнуто явное проявление психических автоматизмов в поведении адресата воздействия.
2. Регрессия к инфантильным реакциям – плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т.п., особенно если это точно приурочено к определенной ситуации или событиям.
3. Дефицит времени, отпущенного на принятие решения, кем создается этот дефицит.
4. Состояние суженности сознания, которое может проявлятся
5. Неожиданные изменения фоновых состояний: напряжения, агрессия, суетливость и др., возникающие как реакция на ущерб, нанесение которого ощущает (пусть и неосознанно) адресат воздействия. Сигналом об угрозе ущерба или нанесенном ущербе служит эмоциональная реакция жертвы манипуляции – ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций.
Распознание манипуляции в живом общении
В распоряжении адресата манипулятивного воздействия имеются: актуальная межличностная ситуация и опыт предшествующего общения. Распознание угрозы, прочтение ее может происходить в двух формах: эмоциональное восприятие (интегральная оценка) и рациональное распознавание.
Эмоциональная реакция отражает результат проверки некоего события на важность, выяснения потребностной значимости происходящего.
Рациональное распознавание угрозы может строится на знании особенностей текущей ситуации или вовлеченных в нее участников.
Надо ли защищаться от манипуляции?
Существуют несколько случаев, когда нет необходимости защищаться от манипуляции.
1. Технологические ухищрения манипулятора бывают столь искусны и трудоемки, сложны и неясны, что в них нарастает тенденция к саморазрушению. Эффективность таких воздействий в том, что они рассчитаны на сопротивление. Если же такового нет, они просто теряют свою силу. В подобных случаях нет смысла тратиться на их понимание и разрушение, можно просто позволить им произойти – это обойдется дешевле с точки зрения душевных затрат.
2. Существуют игры, в состав которых входит манипуляция. Например, сексуальные игры, где манипуляция и такт (адресат обязан догадаться) взаимно сменяют друг друга. Поэтому для тех, кто предпочитает игры, разрушение манипуляции будет нежелательным. Бывают случаи, когда к манипулятивной суете можно отнестись снисходительно, а к манипулятору великодушно. Иногда в силу понимания мотивов человека, иногда в силу принятия его индивидуальных особенностей, а иногда – просто из нежелания опускаться до манипулятивного уровня. Это состояние отстраненности и возвышенности позволяет человеку сохранить свою самость: небеса нас рассудят…
Защитные действия в условиях манипулятивного воздействия
Исходя из установки на сотрудничество можно, предложить ориентироваться на такие принципы защиты:
1. Не атаковать первым:
а) не быть инициатором очередного раунда борьбы;
б) отказаться от не в меру активной защиты;
в) позволить нападающей стороне как можно полнее раскрыть свои намерения;
г) энергию нападения использовать для разрушения этого же нападения.
2. Разрушить сценарий борьбы, но не наносить ущерба человеку, и этим помочь ему прекратить борьбу против вас:
а) сделать так, чтобы агрессору стало понятно: он своих целей не достигнет;
б) сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно для него же самого;
в) не пользоваться силой без особой на то надобности.
3. Силы направляются на установление добрых отношений.
4. Верить в способность партнера отказаться от борьбы.
Психотехники совладания
Совладать с собой в контексте защиты от манипуляции означает не позволить манипулятору достичь своих целей в части, которая приходится на психологические механизмы адресата воздействия. Сделать это можно в трех формах:
1. Не допустить поражения манипулятором внутренних мишеней адресата – таких как побудители активности (потребности, склонности, идеалы),
регуляторы активности (смысловые, целевые и операциональные установки, нормы, самооценка, убеждения, верования),
когнитивные структуры, операциональный состав деятельности (способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, квалификация),
психические состояния (фоновые, функциональные и т.п.).
2. Задержать автоматические реакции на выходе: не позволить проявиться вовне ожидаемому манипулятором чувству или поведению, перенаправив их энергию на анализ ситуации или иную замещающую работу.
3. Привести свой личностный аппарат в такое состояние, при котором внешнее воздействие не способно произвести разрушающий эффект: разотождествить себя со второстепенными субличностями (ролевые позиции, привычки, черты характера и т.п.).
Выработать эффективные стратегии купирования или утилизации внутриличностных противоречий, чтобы не допустить их перевода во внутриличностные конфликты.
Создать гармоничный баланс побуждений.
Достичь глубокого и детального осознания своих индивидуальных особенностей.
Базовые посылки:
1. Высший пилотаж в управлении другими – управление собой.
2. В основе управления психическими состояниями лежит управление образами.
3. Чтобы победить противника, надо уничтожить его как своего противника (но не как человека, личность и пр.). Это может быть сделано в своем представлении:
а) понять, кто перед вами: коварный агрессор или уставший от трудностей беглец;
б) выяснить, каковы человеческие потребности агрессора;
в) заняться изучением его состояния и протекающей внутренней работы.
4. Целое важнее части – в нашем случае «Я» важнее, чем «мое».
5. Центром «Я» может стать любая часть, обладающая достаточной силой для консолидации всех частей в одно целое (командный пункт может быть перенесен в безопасное место).
6. Участник событий и наблюдающий за ними вычерпывают разную информацию.
7. Автоматическую реакцию можно приостановить, «перехватив» на полпути.
Консультантам давно известно, что личностный рост клиента, как правило,
сопровождается повышением его устойчивости к нежелательному или деструктивному воздействию. Личностная сила может нарабатываться в ходе преодоления жизненных затруднений. Грамотная помощь со стороны консультанта будет состоять в том, чтобы способствовать клиенту разрабатывать свои личностные ресурсы в указанных направлениях.
1. Отслеживание изменений ситуации, порожденной технологией психологического манипулятивного воздействия.
2. Посредством анализа механизмов манипулятивного воздействия.
Общим признаком наличия манипулятивных попыток являются нарушения баланса тех или иных переменных взаимодействия.
Таковыми могут быть:
1. Дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые решения. Примеры: появились неожиданно слова «должен», «безответственность».
2. Деформации в соотношении выигрыш – плата проявляются в том, что получаемый результат не соответствует вложенным усилиям.
3. Наличие силового давления.
4. Нарушение сбалансированности элементов ситуации – необычность ситуации взаимодействия:
- необычность мишеней воздействия (темы разговора, смена векторов и т.п.);
- необычность компоновки или подачи информации (смещение акцентов значимости на второстепенные детали);
5. Инконгруэнтность в поведении партнера – различные каналы передают противоречивую
информацию.
6. Стремление отправителя воздействия стереотипизировать поведение адресата – те случаи, когда становится заметно, что кому-то хочется, чтобы мы вели себя «в соответствии
с …».
При анализе механизмов манипулятивного воздействия задача обнаружения манипуляции заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды индикаторов:
1. Ненормативно частое появление или подчеркнуто явное проявление психических автоматизмов в поведении адресата воздействия.
2. Регрессия к инфантильным реакциям – плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т.п., особенно если это точно приурочено к определенной ситуации или событиям.
3. Дефицит времени, отпущенного на принятие решения, кем создается этот дефицит.
4. Состояние суженности сознания, которое может проявлятся
5. Неожиданные изменения фоновых состояний: напряжения, агрессия, суетливость и др., возникающие как реакция на ущерб, нанесение которого ощущает (пусть и неосознанно) адресат воздействия. Сигналом об угрозе ущерба или нанесенном ущербе служит эмоциональная реакция жертвы манипуляции – ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций.
Распознание манипуляции в живом общении
В распоряжении адресата манипулятивного воздействия имеются: актуальная межличностная ситуация и опыт предшествующего общения. Распознание угрозы, прочтение ее может происходить в двух формах: эмоциональное восприятие (интегральная оценка) и рациональное распознавание.
Эмоциональная реакция отражает результат проверки некоего события на важность, выяснения потребностной значимости происходящего.
Рациональное распознавание угрозы может строится на знании особенностей текущей ситуации или вовлеченных в нее участников.
Надо ли защищаться от манипуляции?
Существуют несколько случаев, когда нет необходимости защищаться от манипуляции.
1. Технологические ухищрения манипулятора бывают столь искусны и трудоемки, сложны и неясны, что в них нарастает тенденция к саморазрушению. Эффективность таких воздействий в том, что они рассчитаны на сопротивление. Если же такового нет, они просто теряют свою силу. В подобных случаях нет смысла тратиться на их понимание и разрушение, можно просто позволить им произойти – это обойдется дешевле с точки зрения душевных затрат.
2. Существуют игры, в состав которых входит манипуляция. Например, сексуальные игры, где манипуляция и такт (адресат обязан догадаться) взаимно сменяют друг друга. Поэтому для тех, кто предпочитает игры, разрушение манипуляции будет нежелательным. Бывают случаи, когда к манипулятивной суете можно отнестись снисходительно, а к манипулятору великодушно. Иногда в силу понимания мотивов человека, иногда в силу принятия его индивидуальных особенностей, а иногда – просто из нежелания опускаться до манипулятивного уровня. Это состояние отстраненности и возвышенности позволяет человеку сохранить свою самость: небеса нас рассудят…
Защитные действия в условиях манипулятивного воздействия
Исходя из установки на сотрудничество можно, предложить ориентироваться на такие принципы защиты:
1. Не атаковать первым:
а) не быть инициатором очередного раунда борьбы;
б) отказаться от не в меру активной защиты;
в) позволить нападающей стороне как можно полнее раскрыть свои намерения;
г) энергию нападения использовать для разрушения этого же нападения.
2. Разрушить сценарий борьбы, но не наносить ущерба человеку, и этим помочь ему прекратить борьбу против вас:
а) сделать так, чтобы агрессору стало понятно: он своих целей не достигнет;
б) сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно для него же самого;
в) не пользоваться силой без особой на то надобности.
3. Силы направляются на установление добрых отношений.
4. Верить в способность партнера отказаться от борьбы.
Психотехники совладания
Совладать с собой в контексте защиты от манипуляции означает не позволить манипулятору достичь своих целей в части, которая приходится на психологические механизмы адресата воздействия. Сделать это можно в трех формах:
1. Не допустить поражения манипулятором внутренних мишеней адресата – таких как побудители активности (потребности, склонности, идеалы),
регуляторы активности (смысловые, целевые и операциональные установки, нормы, самооценка, убеждения, верования),
когнитивные структуры, операциональный состав деятельности (способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, квалификация),
психические состояния (фоновые, функциональные и т.п.).
2. Задержать автоматические реакции на выходе: не позволить проявиться вовне ожидаемому манипулятором чувству или поведению, перенаправив их энергию на анализ ситуации или иную замещающую работу.
3. Привести свой личностный аппарат в такое состояние, при котором внешнее воздействие не способно произвести разрушающий эффект: разотождествить себя со второстепенными субличностями (ролевые позиции, привычки, черты характера и т.п.).
Выработать эффективные стратегии купирования или утилизации внутриличностных противоречий, чтобы не допустить их перевода во внутриличностные конфликты.
Создать гармоничный баланс побуждений.
Достичь глубокого и детального осознания своих индивидуальных особенностей.
Базовые посылки:
1. Высший пилотаж в управлении другими – управление собой.
2. В основе управления психическими состояниями лежит управление образами.
3. Чтобы победить противника, надо уничтожить его как своего противника (но не как человека, личность и пр.). Это может быть сделано в своем представлении:
а) понять, кто перед вами: коварный агрессор или уставший от трудностей беглец;
б) выяснить, каковы человеческие потребности агрессора;
в) заняться изучением его состояния и протекающей внутренней работы.
4. Целое важнее части – в нашем случае «Я» важнее, чем «мое».
5. Центром «Я» может стать любая часть, обладающая достаточной силой для консолидации всех частей в одно целое (командный пункт может быть перенесен в безопасное место).
6. Участник событий и наблюдающий за ними вычерпывают разную информацию.
7. Автоматическую реакцию можно приостановить, «перехватив» на полпути.
Консультантам давно известно, что личностный рост клиента, как правило,
сопровождается повышением его устойчивости к нежелательному или деструктивному воздействию. Личностная сила может нарабатываться в ходе преодоления жизненных затруднений. Грамотная помощь со стороны консультанта будет состоять в том, чтобы способствовать клиенту разрабатывать свои личностные ресурсы в указанных направлениях.
Следующая запись: Профилактика «профессионального выгорания» педагога
Лучшие публикации