И. Х. об одиночестве:
— Ирина Муцуовна...Что, с вашей точки зрения, самое главное для человека, который хочет реализоваться, достичь своих целей? На что можно опереться и откуда черпать силы?
— Это самое сложное, но и самое простое: нужно опереться на самого себя. Нужно сильно влюбиться в себя, перестать заниматься заниженной самооценкой, понять, какие есть плюсы, какие минусы можно исправить. И откопать свою сокровенную мечту, не такую примитивную типа «яхту — самолет — машину», а что-то творческое. И все — как только вы найдете путь к себе, дойдете до своей мечты, дальше начнете делать. То есть звучит очень просто, но это не просто, зато работает (улыбается).
— А что такое любовь к себе?
— Сегодня только объясняла это на мастер-классе. Вот, например, вы работаете журналисткой. Вы встаете каждый день с ощущением счастья — как хорошо, что вы здесь работаете, как вам нравится, что вы сейчас поедете брать интервью у Хакамады, а потом выйдет суперматериал. И вам так хорошо в этой жизни — и какой кайф вообще! Если вы с этим чувством встаете, то вы себя нашли. Если вы встаете и думаете: «Как мне все это надоело, я не хочу брать это интервью, мне не нравится то, чем я занимаюсь, меня не удовлетворяет ни моя реализация, ни те деньги, которые мне платят. Мне все это так тошно, что я даже не радуюсь вообще хорошей погоде и т. д.» — значит, нужно что-то искать, надо начинать работать. Прислушаться к себе и понять, а чего же вы хотите. И после этого — действовать. Не страдать, а действовать.
— А сознание собственного одиночества — это ключ к самодостаточности и независимости? Понимание того, что ты единолично несешь полную ответственность за свою жизнь?
— Это нормально. Все люди, которые относятся к себе и к жизни не просто, которые находятся в поиске ответов на очень сложные вопросы «что есть я?», «что есть жизнь?», «что есть смерть?», — они, конечно, по большому счету одиноки. То есть их может окружать огромное количество любимых людей, но они редко находят человека, который был бы на их волне. От одиночества не нужно бегать, от него надо ловить кайф. Но при этом не нужно уходить в него, как в башню из слоновой кости, нужно периодически выходить в мир и к нему прислушиваться. Заводить себе друзей, приятелей и не быть перфекционистом — пусть они думают проще и не так интересно, они все равно нужны, чтобы не терять связь с миром. Вот у меня много приятелей, много друзей, но я всех держу на некотором расстоянии, и ближе никто не подходит. А я не подпущу, потому что мой мир — более сложный, и он им не понравится, и мне их впускать в него не нравится.
— То есть одиночество — это изначально прекрасное состояние?
— Это кайф, конечно. И если вы его не боитесь, тогда и не будете одиноки тотально. Вы будете ровно столько в уединении, сколько вам нужно. А когда вам не нужно, вы тут же выйдете в мир и найдете с кем пообщаться, поговорить. Главное — это терпение и толерантность. Потому что, как только люди начинают предъявлять претензии к миру, что «этот человек — скучный», «этот — неинтересный», «а я — самый умный», — все, вот это конец. Нужно смотреть спокойно и брать от человека то, что вам нужно.
От подружки какой-нибудь, пусть даже она не понимает, что вы испытываете, просто сидите, пьете кофе, она говорит какую-то чепуху, и вам хорошо — ну и ладно. Пусть даже человек будет нести чепуху, вы ему задаете нужный вопрос, а он, может быть, даст совершенно перпендикулярный ответ, он — не ваш, но зато он — интересный. Другая точка зрения, есть от чего оттолкнуться и сравнить.
Следующая запись: Вера Полозкова — Надо жить у моря, мама. Что еще тебе рассказать? Надо жить у моря, мама, надо ...
Лучшие публикации