Ко дню рождения А.П.Чехова.
"Мой ласковый и нежный зверь" - красивая экранизация драмы А.П. Чехова о людских пороках, которые стары как мир…
Фильм Эмиля Лотяну "Мой ласковый и нежный зверь", поставленный по мотивам повести Антона Павловича Чехова «Драма на охоте», был невероятно популярным в СССР. Кинолента пользовалась успехом как у молодежи, так и у представителей старшего поколения. Вызывает интерес она и у современного зрителя.
Кинолента вызывает желание ещё раз прочитать повесть Чехова, по мотивам которой он снят. А читая, видишь и Камышева-Янковского, и Карнеева-Лаврова, и Оленьку-Галину Беляеву.
Когда смотришь этот фильм, понимаешь, что это не просто трогательная драма о любви, а целый живущий мир. Чехов - гений, он видел своих современников насквозь, писатель знал, что и сто, и двести лет спустя это произведение будет актуально. Счастья хотят все. Но вот какой ценой?
Фильм сильный и смотрится на одном дыхании. Великолепная игра актеров. Почему сейчас так не снимают?
Но сильнее всего нас привлекает в этом фильме музыка, известный многим волшебный вальс композитора Евгения Доги. Музыка не менее важный персонаж фильма, чем остальные действующие лица. Она настолько завораживающая, что не возможно её слушать без трепета в душе, без замирания сердца и даже без слёз.
Когда на Мосфильме приступили к работе над фильмом "Мой ласковый и нежный зверь", Эмиль Лотяну всё время наставлял Евгения Догу, что это не фильм «Табор уходит в небо» и музыка не должна здесь так сочно звучать, что это фильм о другом мире.
Вся съёмочная группа томилась в ожидании вальса к ключевой драматической ситуации фильма. Уже вот-вот надо снимать сцену свадьбы Оленьки, а музыки всё нет...
Все это время композитор Е.Дога однако не бездельничал. Он пропадал в архивах музея Глинки, искал вальсы времён 80-х годов XIX века, пытался что-нибудь скомпилировать, но найти ничего не мог, ничего не нравилось. Старые записи на металлических дисках ему категорически не нравились: «Такую дребедень я и сам напишу!» - говорил он.
За два дня до съёмок разъярённый Лотяну врывается к композитору и коротко спрашивает: «Где вальс?». Дога стал наигрывать что-то банальное, эскизы одного, другого, третьего. Лотяну свирепеет. А в стороне лежит эскиз, написанный зелёной пастой, так, «для себя», как говорил Дога. Композитор подхватывает ноты, наигрывает первые фразы, не зная, что будет делать дальше, как вдруг Лотяну вскрикнул: «Вот! То что надо!».
В 11 вечера Лотяну ушёл, а Дога остался один на один с идеей придуманного на свою голову вальса, от которой ему было жутковато. К утру следующего дня всё было сдано в работу, а вечером сыграно оркестром кинематографии.
На следующий день, а это было начало лета, в Валуеве под Москвой съёмочная группа, лёжа на траве, десятки раз прослушивала вальс. Никто и не подозревал тогда, какая счастливая судьба сложится у этого вальса. Но популярность его оказалась загадкой и для самого композитора. Ему казалось, что у него есть и более интересная музыка, которая не стала столь популярной. «Почему это так? Ну и пусть. Я тоже могу ошибаться...» - задумчиво говорит Дога.
Эмиль Лотяну позже признавался, что вальс на озере - живой нерв фильма «Мой ласковый и нежный зверь», «тончайшая паутина звуков, сотканная из грёз и былей, порывов и предчувствий...» Музыка без слов написала драму души. Она расширила пространство драмы, протянула куда-то за экранное изображение линию судьбы героев. И происходило так с музыкой Евгения Доги не раз...
Следующая запись: Кончиками пальцев… нежно- нежно
Лучшие публикации