95 лет со дня рождения легендарного режиссера Эльдара Рязанова
Советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер, поэт, драматург, телеведущий, педагог, продюсер, народный артист СССР
«У него был узкий круг артистов относительно того количества картин, которые он снял. Это говорит о том, что он привыкает, влюбляется. Образуется эдакая команда на все области жизни, если говорить о персонажах. Вот поэтому у них общий язык с Эльдаром.»
«В отличие от очень многих талантливых узурпаторов, он дико любил импровизации во время съемок. Он не держался за каждую запятую в сценарии, тем более, что он сам был сценаристом. Из команды, половина которой была его друзьями, он всегда выуживал импровизацию, потом сам это корректировал. Это очень важная вещь: от этого и воздух свободнее на площадке, и результат совсем другой.»
«Он был трудоголиком. У него огромное количество разнообразных работ. Есть режиссеры, которые уперты в определенную тематику, стилистку. Если же взять его творчество, мы увидим, что это совершенно полюсные произведения. Еще он обожал работу с музыкальным материалом. В тандеме с Андреем Петровым он снял много замечательных картин»,
Александр Ширвиндт
«Он делал время, людей, отношения».
18 ноября 1927 года в Самаре родился гениальный кинорежиссер, сценарист и актер Эльдар Рязанов. К сожалению, этого великого человека нет с нами уже 7 лет, однако он навсегда вошел в историю отечественного кинематографа и покорил сердца зрителей. Вспоминая об Эльдаре Рязанове, крайне трудно понять, какой же из его фильмов самый лучший, ведь он долгие годы радовал и удивлял зрителей своими гениальными работами. В этом обзоре речь пойдет об интересных фактах, которые связаны с его жизнью и творчеством.
Родным городом Эльдара Александровича была Самара. Там проживали его близкие родственники по материнской линии, поэтому мама перед родами и приняла решение переехать поближе к своей родне. Правда вскоре им пришлось уехать на три года в Тегеран, так как родители будущего кинорежиссера работали в советском торговом представительстве в Иране. После этого семья перебралась в Москву.
Вернуться в родную Самару семье Рязановых пришлось в 1941 году, когда полным ходом шла эвакуация из Москвы. По словам Эльдара Александровича, детство и юность у него были счастливые, невзирая на страшное военное время. Он старался вспоминать лишь интересные истории и моменты. Самым ярким событием того времени для него стали гастроли Большого театра. По воспоминаниям Рязанова, он с другими мальчишками записывался в 5 утра в очередь за билетами.
.
Однако режиссер сознавался, что в театре ему нравилось не только искусство. Его привлекало то, что в буфете театра можно было купить пирожные без карточек. Юношу совсем не смущала длинная очередь в буфет, особенно если ему доставались его любимые эклеры. Когда наконец-то отменили карточки на продукты, Эльдар ел не переставая, и вскоре стал сильно прибавлять в весе. Голодное детство сказалось и на его взрослой жизни: Рязанов не делил еду на «вкусное и невкусное», он любил есть все. Главное, чтобы была еда, а все остальное не столь важно.
Хотел стать моряком
И хотя кажется, что Эльдар Рязанов будто бы родился гением режиссерского мастерства, в юности он даже не думал о кинематографе и других творческих профессиях. Будучи школьником, он мечтал стать отважным моряком и отправиться в дальние путешествия. Окончив школу, Рязанов послал запрос в мореходное училище в Одессе. Он даже специально на год раньше сдал выпускные экзамены в школе, но так и не получил долгожданного ответа из мореходки. Тогда, неожиданно даже для себя, 16-летний Эльдар принял решение поступить во ВГИК на режиссерский факультет. И, к счастью для миллионов зрителей, ему это удалось.
Правда на втором курсе Рязанова хотели исключить из вуза за неуспеваемость. Как рассказывал Эльдар Александрович, его вызвал декан и сказал, что отчисляет его из института, так как он, пожалуй, еще слишком молод. Но Рязанов не желал мириться с его решением и ответил, что когда его принимали в вуз, он был на два года моложе, так что это могли бы заметить уже тогда. Ответ дерзкого студента удивил декана, и он дал ему второй шанс.
Не думал снимать комедии
По словам Рязанова, он никогда не стремился снимать комедийные картины. После окончания ВГИКа он несколько лет с большим удовольствием работал на Центральной студии документальных фильмов, объездив нашу большую страну во время командировок. Его кинематографическая карьера началась в 1955 году, когда он устроился режиссером в «Мосфильм». В тот же год начинающий режиссер совестно с Сергеем Гуровым выпустил свой первый кинофильм «Весенние голоса», вышедший в прокат СССР под названием «Счастливая юность».
«Где есть юмор — там есть правда», — этими словами Эльдара Рязанова пронизано все его творчество.
Тогда-то молодой режиссер и привлек к себе внимание одного из влиятельнейших режиссеров, начальника киностудии Ивана Пырьева, который в буквальном смысле слова заставил его взяться за съемки музыкально-комедийной картины. Именно Пырьев увидел в Рязанове талант к комедийным кинолентам, поэтому старался подталкивать его работать именно в этом направлении. И не прогадал. Когда на советских экранах в 1956 году вышел первый самостоятельный фильм Рязанова «Карнавальная ночь», режиссер мгновенно стал знаменитым.
Кстати, именно Пырьев посоветовал начинающему режиссеру взять на главную роль Игоря Ильинского и Людмилу Гурченко, которая еще не была известна. «Карнавальная ночь» почти два года была настоящим лидером советского проката. Эту картину просмотрели более 45 млн зрителей. По словам Рязанова, когда вышла «Карнавальная ночь», он думал совсем не о триумфе и хвалебных рецензиях, а мечтал только об одном, чтобы его не выгнали с работы и позволили когда-то снять еще какой-нибудь фильм.
«Мне было не до честолюбия. Передо мной стояла только одна задача — выжить…» - Рязанов после выхода «Карнавальной ночи»
Именно с этой картины карьера режиссера с огромной скоростью устремилась вверх. Через год вышла его лирическая комедия «Девушка без адреса», занявшая второе место в советском прокате. Кстати, несмотря на признание работ режиссера и, соответственно, хороший доход, Рязанов никогда не тратил деньги на особняки, яхты и прочие предметы роскоши. Ему больше доставляло радость дарить подарки близким людям. Например, как-то раз режиссер подарил своей дочери новенькую «Волгу». В те годы иметь такой автомобиль, да еще и для 20-летней девушки, было сродни фантастике. Дочь до сих пор с особым восторгом и трепетом вспоминает тот волшебный день.
Писал стихи и боролся с чиновниками
Не многие знают, что Рязанов был не только гениальным в плане режиссуры, но и великолепным писателем и поэтом. В 1970-1980-е годы он даже выпустил несколько книг, среди которых был и сборник стихов под названием «Ностальгия». Но даже те, кто об этом не знал, знакомы с его стихами, так как они не раз звучали в его кинотворениях. Например, слова известной и любимой многими песни из кинофильма «Служебный роман» - «У природы нет плохой погоды...», написаны самим Эльдаром Александровичем.
А во время работы над картиной «Гусарская баллада» режиссер сам вносил правки и дорабатывал стихотворный сценарий. Кстати, во время съемочного процесса этого фильма чиновники были категорически против утверждения актера Игоря Ильинского на роль Кутузова, так как все привыкли его видеть лишь в комедийных образах. Они боялись, что он мог испортить роль этого великого полководца.
Однако режиссер хотел, чтобы его киноработы выглядели так, как он их задумал, даже когда выбор актеров приходилось отстаивать в кабинетах важных чиновников. Для этого Рязанову иногда приходилось идти на хитрость. В случае с Ильинским, режиссер специально снял зимнюю сцену с Кутузовым ближе к концу весны. В скором времени снег растаял, как и возможность переснять эту сцену с другим актером, так что Госкино пришлось согласиться на Ильинского.
Вообще Рязанов достаточно спокойно относился к запретам худсоветов. Он заметил тенденцию, которая повторялась с пугающим постоянством: фильм – критика комиссий – полка – пересмотр решений - выход картины – успех. Так что были моменты, когда он опережал время и снимал фильмы, которые отправлялись на полку, но когда проблема или запретные темы теряли свою актуальность или хотя бы становились менее злободневными, кинокартину выпускали в массы.
Как видно, когда Эльдар Александрович был увлечен любимым занятием, его ничто не могло остановить. Это лишний раз доказывают съемки кинофильма «Забытая мелодия для флейты» (1987), во время которого у режиссера случился микроинсульт и он перестал слышать одним ухом. Проблемы со здоровьем не могли остановить режиссера, поэтому он не бросал работу над фильмом, а совмещал съемочный процесс с лечением в больнице.
Выучил языки ради работы
Съемки комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) требовали общения с актерами на итальянском языке. Конечно, можно было бы просто пригласить переводчика, но режиссер не искал легких путей. Рязанов не мог поручить чужому человеку такое важное задание, ведь объяснить актерскую задачу и донести нужный посыл мог лишь непосредственно сам режиссер. Естественно, его итальянский был далек от идеала, но он понимал речь и мог общаться при помощи словаря.
Режиссер частенько вставлял в свои фильмы истории из жизни
Также дело обстояло и с английским языком. Других он понимал, однако самому ему было трудно изъясняться. Но ради работы он за два месяца заметно улучшил свой разговорный английский, хоть и с ужасным акцентом. Это было нужно для поездки в Ирландию, куда режиссер отправился, чтобы представить там популярный за границей кинофильм «Берегись автомобиля». Как бы не хотел Рязанов воспользоваться услугами переводчика, но тут ему в этом отказали, так как у наших стран на тот момент не было дипломатических отношений.
В 2012 году Эльдару Рязанову присвоили звание «Почетный гражданин Самары»
Имя Эльдара Рязанова - один из синонимов советского кинематографа, оно служит гарантом качества фильма. Все его работы добрые, светлые, немного наивные, но они не надоедают и по сей день. Даже зная наизусть сюжет и многие фразы, зрители вновь и вновь задерживаются у экранов своих телевизоров, просматривая в очередной раз его творения, которые стали давно качественной и нестареющей классикой. Но в создании каждой киноленты вложена душа не только мэтра Эльдара Рязанова, но и его любимых женщин. Режиссер три раза был женат и каждую свою супругу он очень трепетно любил.
Любимые женщины режиссера Эльдара Рязанова, вдохновлявшие его на создание киношедевров
Знаменитый кинорежиссер Эльдар Рязанов был талантлив во всем. Благодаря ему мир увидел удивительные и непревзойденные шедевры отечественного кинематографа, как «Ирония судьбы или с легким паром», «Берегись автомобиля», «Гараж» и многие другие. В создании каждой киноленты вложена душа не только мэтра Эльдара Рязанова, но и его любимых женщин. Мэтр советского кино три раза был женат и каждую свою супругу он очень трепетно любил.
С Зоей Фоминой Эльдар Рязанов учился во ВГИКе. Увидев умную и общительную Зою, Эльдар влюбился сразу. Девушка была старше парня на три года, поэтому не придавала особого значения его ухаживаниям. Однако Рязанов не намерен был сдаваться. Через некоторое время он все же добился своего, и Зоя вышла за него замуж.
Супруги никогда не разлучались. У них даже был совместный дипломный проект. Снятая кинолента получила отличную оценку. По окончанию института супруги вместе пришли работать в Центральную студию документальных фильмов, где Зоя проработала свыше 50 лет.
Вскоре у счастливой пары Рязановых родилась дочь Ольга. Однако из-за постоянной занятости родителей, воспитанием девочки занималась бабушка. Зоя никогда не сидела на месте. Даже находясь в декрете, продолжала трудиться: шила платья, работала на даче в Пушкино. Эльдар ценил и уважал свою деятельную жену, которая кроме роли матери и супруги, прекрасно реализовалась на профессиональном поприще, работая над созданием документальных фильмов.
Однако со временем, постепенно в отношениях Зои и Эльдара начиналось отчуждение, возникали конфликты и недопонимание. Сказывался кризис среднего возраста. Пара часто ссорилась и вскоре брак, просуществовавший более 20 лет, распался.
Поговаривают, что первый брак известного режиссера Эльдара Рязанова распался из-за Нины Скуйбиной. Несмотря на то, что Зоя пыталась спасти распадающийся брак, Эльдар все же ушел из семьи, хотя это решение далось ему нелегко. Ведь позади был важный этап в его жизни.
Нина Скуйбина была главным редактором на «Мосфильме». Незадолго до встречи с Рязановым у умер ее муж – режиссер Владимир Скуйбин. Нина была рядом с супругом до последнего, помогая ему постановке картин «На графских развалинах», «Суд». Глядя на ее самоотверженность, Рязанов влюбился в Скуйбину. Несколько лет пара скрывала от всех свой роман, а потом оформили брак.
На момент встречи Эльдара и Нины им было по 40 лет. Этих зрелых и творческих людей охватила безудержная страсть. В то время Эльдар Рязанов снимал фильм «Берегись автомобиля». Его коллеги по съемочной площадке замечали, что режиссер светится от счастья, не замечая ничего вокруг себя. В киноленте зрители могут заметить присутствие лирических ноток.
Режиссер светился от счастья.
На пике всплеска этих невероятно нежных чувств к своей второй супруге родились такие шедевры отечественного кинематографа, как «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Гараж». Скуйбина присутствовала на съемочных площадках и в любую минуту могла погасить вспышки режиссерского гнева. Во время съемок Рязанов мог вспылить, и вот здесь приходила на помощь любящая Нина, которая ласковым словом могла смягчить всплеск эмоций мэтра.
Эльдар и Нина были неразлучны не только во время работы, но и на отдыхе. Но их счастье закончилось трагедией. У Нины Григорьевны обнаружили онкологическое заболевание. Все усилия родных не увенчались успехом. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, где режиссер оставил рядом место и для себя.
На момент ухода из жизни любимой женщины мэтру отечественного кинематографа исполнилось 65 лет. Рязанов принял для себя решение, что больше никогда не женится. Но судьба распорядилась иначе.
Уход из жизни любимой супруги подкосил здоровье Эльдара Рязанова. У него обострились болезни. Родные постоянно находились рядом с мэтром. Однако через год в его жизни внезапно возникла Эмма Абайдулина, которая практически вернула к жизни Эльдара Рязанова.
У Эммы также за спиной было два брака, но пара договорилась не вспоминать о прошлой жизни. Однако Эльдар не убрал с видного места фотографию Нины Скуйбиной в память о счастливых годах своей жизни.
Рязанов был знаком с Эммой Абайдулиной уже давно. Она, работая журналисткой, неоднократно брала интервью у знаменитого режиссера. Однако они даже тогда и не подозревали, что ей суждено было стать соратницей мэтра. Эмма была младше Рязанова на 14 лет, и это придавало силы режиссеру «молодеть» рядом с третьей женой.
Знаменитый кинорежиссер Эльдар Рязанов был талантлив во всем. Благодаря ему мир увидел удивительные и непревзойденные шедевры отечественного кинематографа. Все фильмы люблю и обожаю... Они всегда поднимают настроение... и жажду к жизни.
Следующая запись: Недавно прочитала рассказ о том, как лесник Степан подкармливал голодную волчицу мясом. Она ходила к ...
Лучшие публикации