Всесоюзная любовь — тетя Валя Леонтьева.
1 августа день рождения у Валентины Леонтьевой. Ей могло бы исполниться 99 лет… Вспомним про эту удивительную женщину, королеву обаяния и стиля своего времени. Ради любимого дела, главного в ее жизни, она пожертвовала и семейным счастьем, и личным благополучием. Последние годы Валентина Михайловна практически ни с кем не встречалась. Она жила у своей сестры Людмилы в поселке Новоселки Мелекесского района Ульяновской области. Родные говорят, что жила она благодаря письмам ее поклонников, простых людей, зрителей из далекого прошлого, искренне любящих всегда красивую, душевную, обаятельную тетю Валю.
У нее была улыбка доброй феи, творящей чудеса, но всю жизнь она трудилась перед камерой, как Золушка. Миллионы советских телезрителей обожали ведущую телепередач «Спокойной ночи, малыши!», «В гостях у сказки» и «От всей души» за искренность и душевность. И только сын так и не смог простить маме Вале «всехней» любви...
Всеобщая любовь всегда давалась ей легко. Даже тогда, когда высокую и чуть нескладную ленинградскую школьницу Альку влюбленные мальчишки дразнили Олифой. Она обижалась, не догадываясь о подлинной причине их внимания, и часто повторяла: «Вот вырасту и поменяю имя!» Но сначала маленькой девочке Алевтине Торсонс пришлось вместе со всей семьей сменить фамилию, доставшуюся в наследство от шведских предков по папиной линии. Это решение принял отец, опасаясь сталинских репрессий. Так они и стали семьей Леонтьевых.
Жили дружно, весело и в достатке. Внезапно грянувшая Великая Отечественная застигла их в Ленинграде. Воспоминания о блокаде города навсегда останутся для них самыми страшными. Но даже в смертельных тисках голода, холода и постоянных бомбежек Валя и ее старшая сестра Люся будут чувствовать, что их по-настоящему любят. Ради них отец будет сдавать кровь и делить скудный паек так, чтобы семья не заметила, что он почти ничего не ест. В конце концов он совсем ослабеет и умрет, а маме придется взять на себя ответственность за жизнь дочерей. И она пойдет на все.
Будет кормить супом из найденного на чердаке кожаного планшета. Будить пинками, силой вытаскивать из промерзшей постели и умолять двигаться, когда они совсем ослабнут от истощения и холода. И… заставлять девчонок курить сигареты «Звездочка», чтобы у них хоть немного притупилось чувство голода и они согрелись... За время блокады эти хрупкие женщины потеряли еще четверых родственников, но сами уцелели. Возможно, именно те испытания закалили Валин характер настолько, что когда в 1982 году ее мать умерла, она смогла мысленно сказать: «Мама, эту передачу я посвящаю тебе!» – и блестяще отработала в кадре на съемках очередной телепередачи «От всей души»...
Жизнь казалась Валентине Леонтьевой более зыбкой, чем работа. Именно в своей профессии она ощутила твердую почву под ногами – не зря же называла работу «каменным островом». Путь к этому острову оказался сложным.
После эвакуации из Ленинграда семья переехала в деревню Новоселки в Ульяновской области, где Валя и окончила школу. А когда война завершилась, девушка отправилась покорять Москву. В Ленинград решили не возвращаться – некуда было. К тому же мама оказалась востребованным экономистом в Новоселковском кооперативе, а сестра Люся успела тут выйти замуж и родить ребенка. Ну а Валю манила мечта стать актрисой.
В театральное училище она не прошла, впрочем, решила не сдаваться и в тот же год поступила в Московский химико-технологический институт.
Учеба давалась ей легко, но одаренной и артистичной девушке хотелось чего-то большего. И она рискнула оставить институт и поступить в оперно-драматическую студию им. Станиславского при Малом театре. А после окончания учебы поехала работать в Тамбовский областной театр. Там у нее вспыхнул роман с начинающим московским режиссером Юрием Ришаром, приехавшим в Тамбов ставить свой дипломный спектакль. Влюбленные поженились и в Москву вернулись уже вместе.
О тех временах она вспоминала с улыбкой: «У нас с мужем не было даже табуретки. Была маленькая однокомнатная квартира. Мы положили на пол газеты, на них – скатерть, и так отметили новоселье». С работой в московских театрах у Вали не сложилось. Тогда-то она и решила попробовать свои силы в качестве помощника режиссера на телевидении…
Свое первое появление в эфире в 1954 году Валентина Михайловна назвала «страшным четвергом». В далеких 50-х четверг на телевидении был выходным днем. И вдруг молодую сотрудницу вызвали в студию, наспех объяснили задачу и стали готовиться к съемке. Задание оказалось ответственным: нужно было представить одну английскую общественную деятельницу перед ее выступлением на Центральном телевидении. Валя разволновалась так, что выглядела жутко скованной на фоне иностранной гостьи, которая держалась перед камерами свободно и естественно.
Контраст был настолько разительным, что чуть не разрушил карьеру Леонтьевой. Но старшие коллеги отстояли неопытную сотрудницу перед грозным начальством. Через много лет в книге своих воспоминаний «Объяснение в любви» она с подкупающей искренностью напишет: «В жизни мне очень повезло. Хотя говорят, что только дураки могут считать себя счастливыми, я не могу сказать, что я такая уж дура или безумно умна, но, тем не менее, я все-таки счастлива, что сорок с лишним лет назад вытащила этот беспроигрышный лотерейный билетик, на котором было написано «телевидение». В последние годы Валентина Леонтьева часто повторяла, что вышла замуж за телевидение и посвятила ему почти полвека. Хотя во время одной из домашних видеозаписей она честно призналась: «Я не собиралась работать на телевидении и им заболевать! Просто жила напротив телецентра. Тогда я и не знала, что такое эфир и камеры. И вдруг по радио услышала, что на телевидении набирают дикторов. И подумала, что там мне заплатят какие-то деньги. Мы тогда всей семьей голодали – почти как в блокаду. На пробах я не волновалась, знала, что это лишь временная работа, чтобы не помереть с голоду». Но со временем эта работа ради куска хлеба превратилась в настоящий брак по любви!
А вот в реальной семейной жизни все складывалось не так гладко. Ее студенческий брак просуществовал всего четыре года и распался из-за измены мужа. История выглядела почти анекдотически. Однажды Валя на день раньше вернулась из командировки и обнаружила, что муж в буквальном смысле спит с другой женщиной. Спящих будить не стала, обошлась без скандала. Пошла на кухню, поставила раскладушку и... заснула. Наутро сварила всем кофе, а потом собрала вещи и ушла навсегда.
Валентина Михайловна редко рассказывала, как она пережила этот разрыв. Гораздо охотнее вспоминала о том, что в нее влюблялись слету самые талантливые мужчины страны. Булат Окуджава посвящал ей стихи. Аркадий Райкин невероятными усилиями добился, чтобы его театр «Сатирикон» открылся именно в Москве: ведь там работала Валюша. И, к слову, здание это было недалеко от «Останкино».
А однажды жизнь подарила ей удивительную встречу, достойную передачи «От всей души»! Дело было в 1945 году. Проходя по Арбату, Валя увидела, что у одного из немецких военнопленных – совсем мальчишки – совершенно нерабочие руки скрипача. Он с мольбой посмотрел на нее и произнес лишь два слова: «Мадам, хлеба!» Молодая женщина с разрешения охраны принесла ему кастрюльку супа. Щедрая красавица и немец перекинулись парой слов и попрощались. А через несколько лет бывший военнопленный прилетел из Германии вместе со своей мамой, чтобы сделать Вале предложение! Она ему отказала…
Настоящая любовь пришла к ней под маской розыгрыша. Однажды во время ужина в одном из московских ресторанов к блистательной Валентине подошли двое молодых людей. Один представился англичанином, а другой – его переводчиком. Высокий остроумный иностранец, похожий на популярного в то время актера Грегори Пека, произвел на нее сильное впечатление. «Весь вечер я общалась с иностранцем через переводчика, – с улыбкой вспоминала она потом. – А на следующий день зарубежный гость позвонил и на чистом русском языке попросил прощения за розыгрыш. Тогда же Юра сказал, что влюбился...»
Веселый «англичанин» оказался сотрудником дипломатической миссии СССР в Нью-Йорке Юрием Виноградовым. Вскоре они поженились. Благодаря второму мужу Валентина Леонтьева впервые выехала за границу и побывала в Соединенных Штатах. Они были красивой парой. Прожили вместе почти 28 лет, и все это время их брак считался идеальным. До тех пор, пока Юрий без тени улыбки не сказал, что ему досталась «жена из ящика»… Даже рождение единственного сына Мити не изменило привычек Валентины. Малыша пришлось перевести на искусственное вскармливание – ведь Валя убегала на работу, когда он еще не проснулся, а возвращалась, когда сынишка уже мирно посапывал в кроватке. «Вот так из-за работы едва и сына не потеряла, – с горечью признавалась Валентина Михайловна позже.– Телевидение было для меня домом номер один».
Ее обожали дети всей страны. Еще бы, ведь именно тетя Валя вела передачу «Спокойной ночи, малыши!». И даже взрослые по воскресеньям спешили к голубым экранам, чтобы посмотреть «В гостях у сказки». Но был один ребенок, который убегал от телевизора или требовал его выключить, стоило в этом волшебном зазеркалье появиться... его маме. Когда же родственники и знакомые огорченно спрашивали: «Митенька, что случилось?» – мальчик замыкался в себе и замолкал. Но однажды он с отчаяньем выпалил в ответ: «Я ее не люблю! Она же всехняя мама! А я хочу, чтобы она была моей!»
Дмитрий рос, но с годами ничего не менялось. Мама, которая его любила и баловала при всяком удобном случае, по-прежнему была востребована и популярна. Папа уезжал в долгие командировки, а он оставался один. Однажды, заполняя стандартную анкету, он вписал туда имя отца, а вместо данных матери поставил прочерк. Кажется, этот прочерк закрепился и в его сердце… Чудесная страна, в которой Валентина была то сказочницей, то королевой очередного советского телебала, то доброй волшебницей, от всей души соединяющей разлученных людей, – одного за другим отнимала у нее любимых мужчин. Сын будет избегать ее, а муж в 65 лет уйдет к молоденькой медсестре. Такой оказалась плата за жизнь по ту сторону экрана…
И однажды, когда Валентину Михайловну мягко, но настойчиво «ушли» с любимой работы, она осталась один на один с пропастью, которая выросла за эти годы между ней и сыном. Вся его боль выплеснулась на постаревшую беззащитную мать. И вступиться было некому. Он кричал, что теперь ему уже не нужна ее любовь, но позарез необходимы деньги на спиртное. У нее дрожали руки, едва она слышала голос сына в телефонной трубке. По Москве поползли слухи, что выпивающий сын бьет свою мать… Скромной пенсии едва хватало, чтобы сводить концы с концами. И в 1997 году народная артистка СССР с радостью откликнулась на предложение Первого канала выпустить ретроспективу ее любимой программы «От всей души». Когда встал вопрос о возращении Валентины Михайловны на экран, руководство канала предложило ей сделать пластическую операцию. Она долго не решалась, но потом сама нашла спонсоров и договорилась с одним из лучших хирургов. Результат был потрясающим, но проект так и не запустили. Через несколько лет телеканал «Россия» решил вернуть к жизни программу «В гостях у сказки» и предложил бывшей телезвезде… пройти прослушивание. Сказав с улыбкой: «Я не гордая!», она согласилась. Программу планировали запустить 1 августа – ко дню рождения основательницы, но так и не успели…
Леонтьева ненавидела свою старческую немощность, и после очередного конфликта с сыном родная сестра Людмила увезла ее к себе в Новоселки, где прожила всю жизнь с момента эвакуации. Там на рассвете 20 мая 2007 года и угасла навсегда солнечная улыбка знаменитой телеведущей. Перед смертью Валентина Михайловна звала сына, но не смогла с ним проститься. Похоже, этот взрослый мужчина так и не простил маме детские обиды – он не приехал на ее похороны…
Страна опомнилась и взорвалась соболезнованиями. Каждый канал счел своим долгом сообщить новость о кончине всеми любимой тети Вали в новостях. По горячим следам брали интервью у коллег, друзей и родных. Говорили, что с ней ушла целая эпоха. Слали телеграммы, букеты и венки… Как известно, ушедшим в иное зазеркалье нужна только светлая память
Здесь выдают
ставки
ставки
Следующая запись: И пусть у всех будет
Лучшие публикации