Петербургская история с неожиданной развязкой: бедный барон полюбил вздорную богачку, а по нему вздыхала юная "Золушка".
Таких сюжетов в туманном городе на Неве случалось немало. Но если бы эта история не состоялась, то Петербург утратил бы частицу своего очарования.
Барон Петр Клодт - человек бедный, но благородный (семья будущего скульптора была родовитая из балтийских немецких аристократов), полюбил юную красавицу Катеньку Мартос - дочь известнейшего скульптора Ивана Петровича Мартоса, ректора Императорской академии художеств и автора памятника Минину и Пожарскому в Москве на Красной площади.
У Клодта не было за душой ни гроша. Из семьи потомственных военных, Петр Карлович окончил военное училище, но ушел с офицерской службы, пожелав стать скульптором.
Он был вольнослушателем Петербургской академии художеств, жил в полуподвале на Выборгской стороне и "лепил лошадок", вызывая смешки коллег.
Одаренность и упорство Клодта принесли неожиданную прибыль:
с начала 1830 годов большим успехом стали пользоваться его статуэтки, изображающие лошадей. Тогда-то он и решил посвататься к Катеньке Мартос, но опоздал.
К поискам жениха для любимой дочки Иван Петрович Мартос подошел ответственно - он искал человека почтенного, с достатком, ведь Катя привыкла жить в роскоши. Позвав Катюшу в свой кабинет, Иван Петрович нервно барабанил пальцами по столу. Катя вбежала к отцу и сконфузилась - в кабинете незнакомый пожилой мужчина в ожидании ее переминался с ноги на ногу.
Отец, отводя глаза в сторону, ласково сказал Кате: "Позволь тебе представить моего давнего друга Василия Алексеевича Глинку,
талантливого архитектора и достойного человека. Он просит твоей руки!"
Девушка ахнула и выбежала из кабинета. В коридоре она столкнулась с двоюродной сестрицей, Улей. Уля была племянницей жены Мартоса, сиротой, и жила в их семье после смерти родителей. Катя в ужасе сказала: "Жених - просто старик. Ему уже пятьдесят!"
Из гостиной появилась Авдотья Афанасьевна, мать Кати и покачала головой укоризненно: "Катюша, жених обещал все движимое и недвижимое на тебя записать, что тут раздумывать!"
Катя покорно опустила голову, вытерла набежавшую слезу, и все вмиг повеселели. Иван Петрович крикнул племяннице Уле: "Шампанского прикажи нести!"
Началась подготовка к свадьбе. С утра Уля носилась по лавкам, покупала банты, ленты, кружева. Потом пришла портниха. Мадам с полным ртом булавок суетилась вокруг Катеньки. Проворную Улю гоняли все, кому не лень: тут отутюжить, здесь накрахмалить...
Свадьба состоялась в конце мая 1830 года - как раз начинались белые ночи. Красавица Катя в подвенечном наряде сияла бриллиантами. Все взгляды были направлены на невесту. И тут Уля увидела, что один молодой человек смотрит на Катю неотрывно и отчаянно... В толпе зашептались: "Это барон Клодт, он в мадемуазель Мартос влюблен!"
Если бы на Улю хоть раз кто-то так посмотрел, то она пошла бы за него, не раздумывая. Наутро после свадьбы Катенька с мужем заехали к родителям попрощаться перед отъездом в свадебное путешествие. Молодая жена недовольно куксилась, Глинка сдержанно молчал.
Отец Кати пригласил зятя к себе в кабинет. Они недолго побеседовали и зять куда-то укатил. Катя уселась с маман пить кофе, а вскоре приехал Глинка. Припав к ручке молодой жены с поцелуем, он преподнес ей сафьяновый футляр. Катя нетерпеливо открыла его и в изумлении всплеснула руками. В футляре было роскошное колье, переливавшееся чистым блеском бриллиантов. Она бросилась на шею к мужу и мир был восстановлен.
Однажды Уля оказалась на Выборгской стороне. Ее внимание привлекло распахнутое окошко полуподвала, на котором красовались раскрашенные фигурки лошадей. Покупатели интересовались: "Почем каурая? А та - пегая?" Барон Клодт прямо из окна торговал своим товаром...
Когда толпа разошлась Уля подошла поближе. Лошадок после распродажи не сильно убавилось. Клодт сидел хмурый: "Хотите, барышня, всех лошадок за гривенник?"
Она вдруг предложила: "Давайте, я вам рубашку починю! Вон на локтях заплатки поставить надо!"
- "Это ерунда! У меня вся жизнь в заплатках...", - ответил скультор.
- "А я вам счастливую заплатку поставлю!"
Он устало махнул рукой: "Хорошо, ставьте! Я вам парочку лошадок отдам!"
Летом 1831 года в Петербурге началась холера и Катенька овдовела. Узнав, что Екатерина Ивановна свободна, барон Клодт отправился в дом Мартосов и стал умолять Катенькину матушку: "Вы одна можете устроить мое счастье! Уговорите мужа отдать за меня Катерину Ивановну! Вы же видите - жизнь быстротечна! А я Катеньку буду на руках носить!"
Авдотья Афанасьевна покачала головой:"В уме ли вы, барон? Разве Катенька вам пара? Она же дочь академика и богата теперь, как королева.
А у вас в кармане гуляет ветер и перспектив никаких. Кто за вас пойдет? Разве бесприданница вроде нашей Ульки Спиридоновой? Вот к ней и сватайтесь. Ее отдадим!"
Барон неожиданно согласился: "Коль отдаете, беру Улю!"
Свадьба состоялась через месяц. Катя на свадьбу идти отказалась, сославшись на траур. Ее сердце грызла обида: после ее отказа барон должен был залечивать сердечные раны, а не свататься к Уле, приживалке в их доме.
После свадьбы Уля переехала к мужу. Вскоре пришло известие, что государь император Николай I заинтересовался работами Клодта. Муж подхватил Улю на руки: "Ты мне удачу принесла!"
Император поручил Клодту изваять шестерку коней для колесницы Славы на Нарвских триумфальных воротах и главное - поручил выдать большой задаток.
За несколько месяцев жизнь молодоженов изменилась - они перебрались в просторную квартиру, наняли слуг, экипаж с возницей. Теперь Уля ездила по городу как истинная баронесса. А Катя в это время в отчем доме заливалась слезами, шипела на отца и кидалась подушками в мать: "Барон меня любил! А вы ему Ульку подсунули. Она у меня в прислугах была, а теперь - баронесса. Говорят, она каждый день новое платье покупает и по Невскому в собственном экипаже разъезжает. А я дома сижу..."
Мать наняла лучшую сваху в городе и та нашла Кате достойного жениха - господина Шнегаса, известного петербургского врача, человека умного и богатого.
В 1832 году Университетскую набережную, напротив Академии Художеств, было решено украсить в греческом стиле двумя скульптурными группами бронзовых коней с их укротителями – братьями-близнецами Диоскурами, героями древнегреческой мифологии.
Выполнить этот заказ поручили скульптору из Санкт-Петербурга Петру Клодту, который и приступил к работе. Однако спустя некоторое время планы поменялись – и на набережной вместо коней легли древние изваяния двух сфинксов XIII века, доставленных из столицы Египта.
В то время над ансамблем Дворцовой площади работал знаменитый скульптор Карл Росси. И он решил украсить пристань между Зимним Дворцом и Адмиралтейством львами и конями Клодта. Но император Николай I такую идею не одобрил, на пристани разместили сторожевых львов с шарами и вазы.
Барон Клодт мечтал изваять коней, укрощенных волей человека.
Петр Клодт стал самостоятельно подыскивать место для их установки, и выбрал Аничков мост. Там их и установили в 1841 году, на одной стороне моста, западной. А на другом берегу временно поставили их копии из гипса, покрашенные под бронзу.
За год Клодт изготовил еще две скульптуры, но до моста они так и не дошли. В качестве подарка от Николая I прусскому королю кони отправились в Берлин, где и были установлены. Потратив еще год, Клодт отлил новые копии бронзовых коней, их установили, но через три года, сняв с постаментов, отправили в Неаполь. Пока копии раздаривались в качестве царских подарков, у скульптора родилась новая идея. Он решил не делать больше копии, а создать две совершенно новые композиции, объединенные с уже установленными единым замыслом.
В 1851 году мост, украшенный конными группами, предстал во всей красе. Все композиции объединены в единую последовательность, отражающую этапы покорения необъезженного коня человеком, и символизирующую борьбу человека с грозными силами природы и торжество над ними. По замыслу Клодта, фигуры на мосту расположены так, что рассмотреть их все одновременно с какой-либо точки невозможно, а рассматривать их следует, постепенно переходя от одной к другой. Но в зависимости от начальной точки, сюжет будет выглядеть по-разному.
По его замыслу, в первой композиции конь не поддается, сопротивляется, во второй и третьей - укротитель понемногу берет верх над конем, а в четвертой - конь и человек уже слились в едином порыве, в одном ликующем движении. Порыв и движение - вот красота жизни!
После "Укрощения коней" не только Петербург, но и Париж, и Берлин, и Рим признали барона Клодта своим почетным академиком.
P.S. По легенде, во время создания композиции коней, Петр Карлович узнал, что его жена была ему неверна. Клодт, решил отомстить любовнику своей жены и увековечить его лицо в паховой области одного из коней.
Став по правой стороне моста спиной к Адмиралтейству, многие туристы стремятся заглянуть под скакуна, который ближе к Аничковому дворцу.
По другой легенде Клодт вылепил гениталии этого коня в виде лица Наполеона. Какова реальность, никто не знает...
В браке у супругов родилось шестеро детей. Клодт пережил жену на восемь лет. С детьми и внуками Петр Карлович жил в последние годы в своем имении на острове Халало. 8 ноября 1859 года одна из внучек попросила его вырезать из бумаги лошадку. Протягивая ребенку фигуру лошадки он внезапно упал и умер. Ему было 62 года.
Следующая запись: А март придёт.. и снег устанет землю кутать.. И мы из «зимнего» проснемся утром.. И все ...
Лучшие публикации