максим
/
Уместен вопрос: почему К. Чюрлёнис состоялся как художник и, в меньшей степени, как музыкант? Вот ...

Уместен вопрос: почему К. Чюрлёнис состоялся как художник и, в меньшей степени, как музыкант? Вот один из возможных ответов: «Можно с большой долей уверенности предположить, что творческая неудовлетворенность Чюрлёниса, его борение с самим собой, со своей фантазией, начались ещё задолго до того, как он пришёл к живописи. Увидел ли он, что ему тесно в музыке? Или что у него не хватает технических или природных возможностей, чтобы полно выразить себя в звуках? Всё созданное им говорит о том, что его воображение не могло удержаться ни в каких традиционных рамках того или иного рода искусства. Музыка же в его время была ещё сугубо традиционной. Недаром Чюрлёнис, его друг Моравский и остальные члены их товарищеского кружка с восторгом восприняли знакомство с музыкой Рихарда Штрауса - одного из наиболее передовых европейских композиторов того времени, продолжившего и развившего своим творчеством идеи великого реформатора музыки Р. Вагнера. В годы их учения ещё почти не был известен француз Дебюсси, и Равель, родившийся в один год с Чюрлёнисом, только-только начинал. Судя по всему, Чюрленису не довелось тогда услышать музыки молодого Скрябина, во многом близкого ему по своим устремлениям. Из будущих новаторов Стравинский только учился у Римского-Корсакова, а Прокофьев писал детские оперы. Все великие перемены в музыке были ещё впереди. Таким образом, и сами формы музыки, и рутина ещё детского, а потом консерваторского обучения (судя по воспоминаниям современников, М. Чюрлёниса учили живописи более свободно, более творчески, чем музыке – Прим. И.Л. Викентьева) могли стать сковывающими для Чюрлёниса, и он, если и не отдавал себе в этом отчёта, то чувствовал - чувствовал неудовлетворенность. А живописные способности, умение не только слышать, но и видеть мир взглядом художника, сделали обращение к другому роду искусства естественным для него. Потом мы увидим, что предпочтение живописи музыке окажется лишь временным, этапным. Во-первых, и сочинение музыки он никогда не оставлял - она просто не отпускала его, и в дальнейшем к нему приходят удивительные композиторские прозрения, которые ставят его в ряд первых преобразователей музыкального искусства XX столетия. А во-вторых, увидим мы, две струи его неукротимого желания выразить себя наиболее полно сольются в небывалом и неповторимом явлении - в музыкальной живописи Чюрлёниса».
Следующая запись: Максим Максимов - 5 июля 2025 в 14:13
Лучшие публикации