Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2025 Фотострана

Реклама
Здесь выдают
ставки
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Максим
Максим
«Умное путешествие» завершено. О том, были или нет реализованы его цели, судить последующим поколениям. Но они были благородны и возвышенны, отмечены духом века, в котором довелось жить автору мемуаров. Необычной предстала Италия в «Записках» княгини Екатерины Романовны Дашковой. Но расставаясь с ней, она не знала, что вновь встретится с нею, но уже в Санкт-Петербурге, где по возвращении она становится директором Академии наук. По ее настойчивому желанию и ходатайству перед императрицей Екатериной II архитектором, построившим одно их красивейших зданий Петербурга – здание главного корпуса Академии наук на Васильевском острове в 1784– 1789 гг., будет итальянец Джакомо Кваренги. Хотя роль, сыгранную Дашковой в этом строительстве346, как всю ее бурную жизненную деятельность, нельзя оценить однозначно.

За десятилетие до путешествия княгини Дашковой с семьей английский писатель Лоренс Стерн совершил путешествие во Францию, Италию и Неаполь, на основе которого написал и опубликовал в 1768 г. свое сочинение, известное под именем «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». В этом романе помимо многочисленных любовных похождений дана развернутая «классификация» путешественников всех родов и мастей: праздные путешественники, пытливые, лгущие, гордые, тщеславные и желчные, снедаемые сплином, чувствительные, сентиментальные и простодушные, преступные и невинные, путешественники поневоле… Кем же были по классификации Стерна Екатерина Романовна Дашкова и Павел и Анастасия Дашковы? Дети княгини совершили, очевидно, пытливое и невинное путешествие, которое, на наш взгляд, подпадает еще под одну категорию, которую описал Стерн, – «скитальцев-мучеников». В эту разновидность попадала «обширная армия» «молодых джентльменов, сосланных жестокостью родителей или опекунов и путешествующих под руководством надзирателей, рекомендованных Оксфордом, Эбердином и Глазго»347. Фактически Стерн низлагает самые основы Grand tour. Из-за огромной любви и влияния убеждений их великой матери, приложившей все свои усилия для воспитания идеального молодого поколения, возможно, дети Дашковы не стали праздными и тщеславными, но не позволили себе быть и чувствительными, тем более что «ради их пользы» их «надзиратель» всегда оставался с ними. Впоследствии жизнь подросших детей стала разочарованием для их матери. Для княгини Дашковой у Стерна как будто свой пассаж: «Если читатель мой путешествовал, то, прилежно поразмыслив над сказанным, он и сам может определить свое место и положение в приведенном списке – это будет для него шагом к самопознанию (курсив мой. – И.Т.): ведь, по всей вероятности, он и посейчас сохраняет некоторый привкус и подобие того, чем он напитался на чужбине и оттуда вывез»348.

Путешествие как путь к знанию и воспитанию души было точно сформулировано и хорошо разработано почти в самом начале активной творческой жизни Екатерины Дашковой, а позже «пошагово» осуществлено в Grand Tour ее сына (или ее собственном Большом путешествии?!). К концу ее бренного существования это путешествие могло стать для нее «шагом к самопознанию».

Спустя тридцать – сорок лет после смерти княгини Дашковой Кьеркегор напишет: «В мире духовного различные стадии не похожи на города, встречающиеся во время обычного путешествия, для которых вполне достаточно, чтобы путешественник мог сказать о них прямой речью: например, „мы покинули Пекин и отправились в Кантон, мы прибыли туда 14-го числа сего месяца“. Такой путешественник меняет места пребывания, но не себя самого, и только поэтому он говорит об этом прямо, не изменяя формы высказывания, – в этом проявляется его отношение к путешествию. Но в духовном мире всякое изменение мест означает изменение самого путешественника…».
Рейтинг записи:
5,5 - 5 отзывов
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Максим Максим
Русское искусство. Идея. Образ. Текст.
Максим Максим
Но в духовном мире всякое изменение мест означает изменение самого путешественника…
Людмила. Людмила.
в духовном мире всякое изменение мест означает изменение самого путешественника…».
Людмила. Людмила.
В путешествиях по новым местам существует возможность встретиться со своим далеким прошлым, узнать о себе много нового и вернуться другим человеком. А можно и вовсе ничего не узнать.
Наверх