
Готы набирались своего опыта на обширных пространствах Центральной
и Восточной Европы. Однако на протяжении нескольких веков
они не играли главной роли, а делали упор на своем стремлении обучаться,
жадные до знаний, стремились воспринять свое существование
в новых условиях. Далее, на Западе, они оказались подвержены мощному
воздействию разнообразных культур, пока наконец не ощутили непреодолимую
притягательную силу той цивилизации, которая подчинила
себе уже многие другие — римско-романской. На Востоке вначале
были уже образующие и формирующие контакты другого, в известной
мере более грубого рода: «сыны степей» вызывали удивление готских
пришельцев своей безудержной динамикой и колдовской силой своих
ритуалов. Они учили готов сопереживать и извлекать преимущества из
своего нового географического окружения. В сотрудничестве готов и
гуннов при свете истории всё же проявляются в последний раз взаимоотношения
доверия между германцами и восточными народами (азиатского
происхождения).
Но, в то время как готы следовали своему естественному стремлению
к постоянному разворачиванию в пространстве, они открыли для себя
наконец самую значительную культуру — греческую и почти одновременно
с этим самую значительную религию — христианство. Из этих
двух источников черпали они, когда готовили себя на дела новые и великие.
И моральные, и военные силы, которые готы IV в. оказались
в состоянии развернуть, находят себе параллели в Риме времени Пунических
войн и в Афинах времени Марафонской битвы. Но что их ограничивало
— так это их положение бездомных кочующих племен.
и Восточной Европы. Однако на протяжении нескольких веков
они не играли главной роли, а делали упор на своем стремлении обучаться,
жадные до знаний, стремились воспринять свое существование
в новых условиях. Далее, на Западе, они оказались подвержены мощному
воздействию разнообразных культур, пока наконец не ощутили непреодолимую
притягательную силу той цивилизации, которая подчинила
себе уже многие другие — римско-романской. На Востоке вначале
были уже образующие и формирующие контакты другого, в известной
мере более грубого рода: «сыны степей» вызывали удивление готских
пришельцев своей безудержной динамикой и колдовской силой своих
ритуалов. Они учили готов сопереживать и извлекать преимущества из
своего нового географического окружения. В сотрудничестве готов и
гуннов при свете истории всё же проявляются в последний раз взаимоотношения
доверия между германцами и восточными народами (азиатского
происхождения).
Но, в то время как готы следовали своему естественному стремлению
к постоянному разворачиванию в пространстве, они открыли для себя
наконец самую значительную культуру — греческую и почти одновременно
с этим самую значительную религию — христианство. Из этих
двух источников черпали они, когда готовили себя на дела новые и великие.
И моральные, и военные силы, которые готы IV в. оказались
в состоянии развернуть, находят себе параллели в Риме времени Пунических
войн и в Афинах времени Марафонской битвы. Но что их ограничивало
— так это их положение бездомных кочующих племен.
Готы: язык и культура/ перев. с нем. А. Д. Сыщикова; науч . ред.
перев. Г. А. Баева, П. В. Шувалов. - СПб. : Филологический факультет
СПбГУ; Нестор-История, 2012.