максим
/
Михаил Эпштейн. ЧТО ТАКОЕ МЕТАРЕАЛИЗМ ? Манифест вывешен и зачитан 5 декабря 1986 г., в Центральном ...

Михаил Эпштейн.
ЧТО ТАКОЕ МЕТАРЕАЛИЗМ ?
Манифест вывешен и зачитан 5 декабря 1986 г., в Центральном выставочном зале /на Кузнецком мосту/, на вечере "Метареализм в поэзии и живописи".
1/. Метареализм - это стилевое направление в отечественной литературе и искусстве, сложившееся в 70-е гг., но приобретшее известность в 80-е гг.
2/. Термин "метареализм" возник в декабре 1982 г., после вечера гиперреалистов в Доме художника.1 Стало ясно, что преодоление типового реализма идет по крайней мере двумя путями. Одни художники закрепляют /и укрупняют/ наружный, иллюзионистский слой реальности, другие - срывают его. Одни гипер - трофируют зримую поверхность вещей, другие обнажают их мета - физическую глубину. Одним свойственна гипербола - преувеличение наличного. Другим - МЕТАБОЛА - смещение в иное, "бросок" в возможное /"метабола" буквально означает "сверхбросок", "переброс", "перемещение", "поворот"/.
3/. Понятие "метареализма" можно прочитать двояко. В философском плане - это мета-физический реализм, т.е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей.
В стилевом плане - это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаболе. Прообраз метаболы в мифологическом искусстве древности - метаморфоза /см. подробнее главу "От метафоры к метаморфозе" в статье М.Эпштейна "Поколение, нашедшее себя", "Вопросы литературы", 1986, Э5, с.64-72/.
4/. Если на синкретической стадии искусства явления превращаются друг в друга /метаморфоза / , а на стадии дифференциации уподобляются друг другу чисто условно /метафора /, то на стадии синтетической они обнаруживают причастность друг другу, т.е. превратимость при сохранении раздельности, интеграцию на основе дифференциации /метабола /.
5/. Следуя за метафорой искусство доходит до ее предела, за которым начинается область современных метабол.
Отличие метареалистов от метафористов - поэтического поколения 60-х гг. /А.Вознесенский, Н.Матвеева, Р.Рождественский и др./: поиск сходств и подобий уступает место проникновению в подлинную взаимопричастность вещей, в ту реальность, которая лишь условно обозначается в метафоре, но пластически раскрывается в метаболе.
Пример метафоры:
Как золотят купола
в строительных легких лесах -
оранжевая гора
стоит в пустынных лесах.
/А.Вознесенский/
Пример метаболы:
В густых металлургических лесах,
где шел процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах.
/А.Еременко/
Метафора четко делит мир на сравниваемое и сравнивающее, на отображаемую действительность и прием отображения. Осенний лес в Дилижане похож на строительные леса вокруг церкви. Метабола - это целостный и подлинный мир, не делимый надвое, но открывающий в себе множество измерений. Природа и завод превращаются друг в друга через лесообразные постройки, которые растут по собственным непостижимым законам - техника имеет свою органику: и вместе они составляют одну реальность, в которой узнаваемо и жутко переплетаются металлургические и древесные черты.
Метабола раскрывается по ту сторону метафоры, как действительность иного, куда метафора отсылает лишь условным намеком. На место сходства становится сопричастность разных миров, равноправных в своей подлинности. Расширяется область п р я м ы х значений - за счет того, что и "переносные", "кажущиеся" - становятся прямыми.
Море, что зажато в клювах птиц , - дождь
Небо, помещенное в звезду, - ночь.
Дерева невыполненный жест - вихрь
/И.Жданов/
Море не похоже на дождь, а небо - на ночь, здесь одно не служит отсылкой к другому, - но одно с т а н о в и т с я другим, составляя части расширяющейся реальности.
Метафора - готовность поверить в чудо , метабола - способность его осязать.
6/. То, что называют "реализмом", - это реализм всего лишь одной из реальностей. Метареализм - это реализм многих реальностей , связанных непрерывностью метаболических смещений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свернутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано - "и горний ангелов полет". Образ-метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.
ЧТО ТАКОЕ МЕТАРЕАЛИЗМ ?
Манифест вывешен и зачитан 5 декабря 1986 г., в Центральном выставочном зале /на Кузнецком мосту/, на вечере "Метареализм в поэзии и живописи".
1/. Метареализм - это стилевое направление в отечественной литературе и искусстве, сложившееся в 70-е гг., но приобретшее известность в 80-е гг.
2/. Термин "метареализм" возник в декабре 1982 г., после вечера гиперреалистов в Доме художника.1 Стало ясно, что преодоление типового реализма идет по крайней мере двумя путями. Одни художники закрепляют /и укрупняют/ наружный, иллюзионистский слой реальности, другие - срывают его. Одни гипер - трофируют зримую поверхность вещей, другие обнажают их мета - физическую глубину. Одним свойственна гипербола - преувеличение наличного. Другим - МЕТАБОЛА - смещение в иное, "бросок" в возможное /"метабола" буквально означает "сверхбросок", "переброс", "перемещение", "поворот"/.
3/. Понятие "метареализма" можно прочитать двояко. В философском плане - это мета-физический реализм, т.е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей.
В стилевом плане - это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаболе. Прообраз метаболы в мифологическом искусстве древности - метаморфоза /см. подробнее главу "От метафоры к метаморфозе" в статье М.Эпштейна "Поколение, нашедшее себя", "Вопросы литературы", 1986, Э5, с.64-72/.
4/. Если на синкретической стадии искусства явления превращаются друг в друга /метаморфоза / , а на стадии дифференциации уподобляются друг другу чисто условно /метафора /, то на стадии синтетической они обнаруживают причастность друг другу, т.е. превратимость при сохранении раздельности, интеграцию на основе дифференциации /метабола /.
5/. Следуя за метафорой искусство доходит до ее предела, за которым начинается область современных метабол.
Отличие метареалистов от метафористов - поэтического поколения 60-х гг. /А.Вознесенский, Н.Матвеева, Р.Рождественский и др./: поиск сходств и подобий уступает место проникновению в подлинную взаимопричастность вещей, в ту реальность, которая лишь условно обозначается в метафоре, но пластически раскрывается в метаболе.
Пример метафоры:
Как золотят купола
в строительных легких лесах -
оранжевая гора
стоит в пустынных лесах.
/А.Вознесенский/
Пример метаболы:
В густых металлургических лесах,
где шел процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах.
/А.Еременко/
Метафора четко делит мир на сравниваемое и сравнивающее, на отображаемую действительность и прием отображения. Осенний лес в Дилижане похож на строительные леса вокруг церкви. Метабола - это целостный и подлинный мир, не делимый надвое, но открывающий в себе множество измерений. Природа и завод превращаются друг в друга через лесообразные постройки, которые растут по собственным непостижимым законам - техника имеет свою органику: и вместе они составляют одну реальность, в которой узнаваемо и жутко переплетаются металлургические и древесные черты.
Метабола раскрывается по ту сторону метафоры, как действительность иного, куда метафора отсылает лишь условным намеком. На место сходства становится сопричастность разных миров, равноправных в своей подлинности. Расширяется область п р я м ы х значений - за счет того, что и "переносные", "кажущиеся" - становятся прямыми.
Море, что зажато в клювах птиц , - дождь
Небо, помещенное в звезду, - ночь.
Дерева невыполненный жест - вихрь
/И.Жданов/
Море не похоже на дождь, а небо - на ночь, здесь одно не служит отсылкой к другому, - но одно с т а н о в и т с я другим, составляя части расширяющейся реальности.
Метафора - готовность поверить в чудо , метабола - способность его осязать.
6/. То, что называют "реализмом", - это реализм всего лишь одной из реальностей. Метареализм - это реализм многих реальностей , связанных непрерывностью метаболических смещений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свернутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано - "и горний ангелов полет". Образ-метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.

Это ,что касается физики и лирики. Но ведь еще сущесвует множество реальностей тонкого плана., а его осознают немногие. Этой способностью обладают лишь те,кто имеет возможность осознания этих миров.Наши сны ,например,являются путешествием сознания в астральном мире и даже выше.

Не забываем о реальностях , открытых зрению муравья, и реальности открытой блужданию электрона, и реальности, свернутой в математическую формулу, и реальность, про которую сказано - "и горний ангелов полет".

У Жизни бесконечное множество реальностей.
Метабола - это целостный и подлинный мир, не делимый надвое, но открывающий в себе множество измерений.В это же время, все миры имеют право быть ,но принадлежат Единому миру,который и есть их Источник., Источник, питающий и связывающий их воедино.
Метабола - это целостный и подлинный мир, не делимый надвое, но открывающий в себе множество измерений.В это же время, все миры имеют право быть ,но принадлежат Единому миру,который и есть их Источник., Источник, питающий и связывающий их воедино.

Надо сказать,что эти процессы взаимобратны. Так целое может проявляться и через свою меньшую часть ,,потому что каждая малая часть содержит в себе целое.Все эти явления относятся ,как к миру искусства ,так и к проявленному миру людей.
Все Едино в своем многообразии и движется, и разворачивается, и сворачивается по единому замыслу Творца.Он и есть эта связующая Сила.
Все Едино в своем многообразии и движется, и разворачивается, и сворачивается по единому замыслу Творца.Он и есть эта связующая Сила.
Думаю,что по этой причине,так редко случаются натоящие встречи. Ведь для того ,чтобы встретиться, для начала ,хорошо бы иметь одну "реальность" на двоих. А еще к этому,иметь счастье умения, не только слушать,но и с л ы ш а т ь..