Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Vadim
Vadim
Неприятие, терпимость, толерантность, принятие, конформизм

Также см. «9. Принять себя – что под этим понимать?» в рубрике «МЫСЛЬ ДНЯ».

Мы часто слышим и употребляем такие слова, как терпимость, принятие, толерантность. Что за ними стоит? Обозначают все они примерно одно и то же или обозначаемые ими понятия значительно отличаются по смыслу? От ответов на поставленные вопросы зависит внутренняя линия человека и ее внешние проявления, то есть мысли, чувства, решения, поступки. Попробуем в этом разобраться.

Существует различие между толерантностью и принятием. Относиться толерантно не означает принимать какое-то явление. Не означает, что человек должен отказаться от озвучивания своей точки зрения или отказа от нее в угоду кому-то. Для человека рост может проявляться в том, что все больше вещей, явлений переходит из категории приемлемого – того, что он принимает, делает частью своей жизни, – в категорию того, к чему он относится толерантно. Толерантно не в том плане, что человек высокомерно смотрит на людей, которые принимают то, от чего он отказался или стремится отказаться, а в том плане, что он переоценил, переосмыслил ценность этих явлений для себя и не делает их своей частью, частью своей жизни. Можно спокойно и доброжелательно относиться к определенному выбору других, но не принимать данный выбор для себя. То есть не принимать то, что чужеродно, но спокойно к этому относиться.

Прежде всего подумаем о слове принимать, о том, что оно может значить. Это слово имеет множество значений, и часто люди имеют в виду какое-то «свое» значение, при этом логика из диалога исчезает. Поэтому есть смысл начать с основ.

ПРИНИМАТЬ
У данного слова в толковом словаре 16 основных значений.
К нашей теме относится значение № 11: воспринимать, усваивать что-либо.

ВОСПРИНИМАТЬ и УСВАИВАТЬ – разные понятия. Опять поможет словарь.

ВОСПРИНИМАТЬ
1. Постигать. Понимать, осмысливать, оценивать каким-либо образом.
2. Распознавать, ощущать органами чувств.

А1) Например, человек ощущает температуру своими тактильными рецепторами; кроме того, ощущая кипяток, человек распознает его как кипяток и моментально оценивает как температуру, при которой коже больно и возникает ожог; в результате он избегает контакта с кипятком.

А2) Человек ощущает теплые лучи солнца, распознает их как приятные, оценивает как полезные и в результате стремится периодически находить время для солнечных ванн.

То же самое, по сути, можно сказать не о физическом явлении, а, скажем, о психологическом:

Б1) Человек ощущает, что другой человек постоянно ему лжет, он распознает ложь даже при наличии улыбки у лгуна; затем оценивает данное явление как, например, разрушающее деловые предприятия (если это коллега по работе); в результате человек избегает участия в бизнес-проектах вместе с лгуном (если это, конечно, возможно на данном месте работы; если же невозможно, по крайней мере, учитывает склонность ко лжи и все проверяет сам).

Б2) Человек ощущает другого как честного и трудолюбивого, распознает в нем заинтересованность в общем хорошем результате. Оценивает его как позитивного в общении и полезного в бизнесе. В результате старается вести дела именно с этим человеком в команде.

УСВАИВАТЬ
1. Делать своим, свойственным, присущим себе.
2. Воспринимать, перенимая что-либо от кого-либо.

Здесь смысл совсем другой…

Порой считают, что принимать взгляды другого человека и принимать человека с другими взглядами – это совсем разные вещи. Но, если задуматься, так ли это? Возможно другое понимание и разделение понятий.

1) Принимать взгляды другого человека

Здесь можно и просто необходимо воспринимать эти взгляды
(ВОСПРИНИМАТЬ
1. Постигать. Понимать, осмысливать, оценивать каким-либо образом.
2. Распознавать, ощущать органами чувств.)

и

можно усваивать их (при желании, конечно, если ощущаешь чужие взгляды родственными своим внутренним принципам; в ином случае – НЕ усваивать как чужеродные)
(УСВАИВАТЬ
1. Делать своим, свойственным, присущим себе.
2. Воспринимать, перенимая что-либо от кого-либо.).

2) Принимать человека с другими взглядами

Воспринимать другого просто необходимо всегда.
(ВОСПРИНИМАТЬ
1. Постигать. Понимать, осмысливать, оценивать каким-либо образом.
2. Распознавать, ощущать органами чувств.)

А вот усваивать другого в целом совсем необязательно, так же как и его взгляды. Какой смысл перенимать что-то, если это что-то тебе чужеродно?
(УСВАИВАТЬ
1. Делать своим, свойственным, присущим себе.
2. Воспринимать, перенимая что-либо от кого-либо.).

В этом заключается _принципиальное_ различие.

Поэтому принимать человека (человека в целом) с чужеродными взглядами мы можем только в смысле ВОСПРИНИМАТЬ – всегда; а в смысле УСВАИВАТЬ (делать свойственным себе, родным) – только тогда, когда считаем нужным. Когда кто-то говорит «принимать», желательно уточнять, какой из смыслов имеется в виду, иначе оперировать этим понятием бессмысленно.

А вот терпимо относиться к выбору другого, думаем, необходимо всегда. Но здесь нет прямой связи с обязательным «приниманием» его выбора и его самого.

Еще момент. Часто можно услышать, как люди пользуются одним известным существующим штампом, не вдумываясь в его смысл: «Нет плохих людей, есть плохие поступки». Однако все не так однозначно.

Возможно, возразят, что можно не уважать поступок, а не человека. Но если человек, например, постоянно лжет, отделить «личность» от «поступка, то есть лжи» не представляется возможным. Уважение – категория условная. Этим оно отличается от любви.

Каждый может ошибиться, человека практически любого может занести. Например, кто-то грязно выругался. Самому потом стыдно. И человек делает это все реже и реже, работает с собой – возвращается к статусу человека. Другой же, выругавшись, продолжает и продолжает ругаться… При этом он, возможно, продолжает и продолжает пить, постепенно переходит к еще более серьезным вещам… и прочее… В результате человеческого в нем становится все меньше и меньше, человеческое вытесняется животным – тот, кто был изначально человеком, сливается постепенно со своими животными поступками, становится неотделим от них.

Толерантное отношение к разным высказываниям и поступкам – это фундамент всего. Вряд ли кто-то из тех, кто выбрал путь позитивного развития, будет это отрицать. Но это терпимое отношение является только первым шагом, есть потребность идти дальше. Анализ – это второй шаг. Но двух шагов тоже слишком мало. Конечно, никто не обязан что-то где-то говорить, предпринимать. Но рассмотрим в качестве примера такую ситуацию:

Допустим, человек пришел в гости. И там в углу гостиной кто-то оживленно говорит о пользе… ну например, расизма или чего-то подобного, столь же неприглядного. У человека здесь есть такие варианты поведения:
(мы рассматриваем варианты поведения человека, близкого по своему мышлению и картине мира редакционной группе сайта)

1. Если он увидит, что все присутствующие разделяют негативные расистские взгляды и поддерживают говорящего, он поймет, что здесь ему нет смысла встревать со своим мнением. И просто больше не придет в этот дом.

2. Если человек увидит, что есть те, кто не согласен с говорящим, что соотношение людей с разными взглядами не 100 к 1, он обязательно выскажет свое мнение, если будет ощущать в себе достаточный потенциал, если обсуждаемый вопрос был им продуман, осознан, прочувствован. Он никому не будет пафосно навязывать «дружбу народов», просто скажет, что думает иначе, и скажет, почему он так думает. Короче или длиннее – по обстоятельствам.

Свое молчание в данном случае можно расценить как трусость и сделать вывод, что надо работать с этим слабым местом в себе. «Я мог, но не хотел».

3. Если человек увидит, что есть те, кто не согласен с говорящим, что соотношение людей с разными взглядами не 100 к 1, он НЕ выскажет свое мнение, если НЕ будет ощущать в себе достаточный потенциал, если обсуждаемый вопрос НЕ был им продуман, осознан, прочувствован.

В данном случае он признается себе в своей слабости и захочет развить свой потенциал, чтобы стало возможно испытывать к себе уважение. «Я хотел, но не мог».

Существует другая точка зрения: «Если в человеке чувствуется стремление к чистоте, истинной любви, пониманию, что такое жизнь, это автоматически родной человек и надо принимать его несмотря на то, что он понимает под "истинной любовью", движением вперед». Например, человек – даже если он помогает неимущим, готов всегда посидеть с соседскими детьми, отбросив свои дела, отдаст с удовольствием и «любовью» последние деньги мошеннику и т. п. – считает себя рабом высших сил по определению. Чистота такого человека, возможно, фальшива. И стремится он не к «истинной» любви, а к рабской. Рабской истинной любви не бывает.

Здесь мы подошли к понятию родной. Разные люди вкладывают в это слово разный смысл.

Мы в слово «родной» вкладываем определенный смысл – у этого слова высокая планка. Ко многим есть теплые чувства (в идеале, пожалуй, они должны быть ко всем), но родной – это совсем другое.
Ощущаешь себя счастливым, когда есть несколько человек, мысли, слова и действия которых принимаешь безусловно, хотя и есть индивидуальные вариации мнений по отдельным вопросам, но с этими людьми четко на одной волне. Это непередаваемое счастье. Эти люди в полном смысле слова родные. И здесь нет смысла избегать «высоких слов».

Человека же, предпочитающего, например, рабскую психологию, можно любить как максимум (как минимум – испытывать к нему теплые чувства), но можно ПРИНИМАТЬ его только в смысле ВОСПРИНИМАТЬ. И такой человек не может ощущаться как родной тем, чья картина мира диаметрально противоположна. Объяснение этому есть и в толковом словаре:

РОДНОЙ
1. Находящийся в кровном родстве по прямой линии.
2. Близкий по духу, привычкам и убеждениям с кем-либо; свой.

Ни один из указанных в словаре смыслов слова «родной» в вышеприведенном примере не подходит

Понятие «принятие» можно в широком смысле определить так.

Принять себя означает расширить диапазон своего восприятия настолько, что станут видны не только те свойства своего характера, которые нравятся (или хотя бы не вызывают раздражения), но и все остальные свои черты, проявления, реакции. Это первый шаг на пути принятия себя.

Второй шаг состоит в том, чтобы честно признать наличие в себе этих самых остальных проявлений и найти в себе силы начать работать над собой в направлении преобразования внутреннего негатива в позитив.

Реальные результаты появляются только в случае полного принятия себя во всех своих проявлениях, раскрытия полной безусловной Любви к себе как к Человеку. Только созидающая энергия Любви может раскрыть внутренний позитивный потенциал и создать основу для раскрытия в себе Человека.

Принятие мира во всех его проявлениях является точкой опоры для движения вперед, основой для дальнейшего развития. Принятие мира есть осознание неких исходных условий, сложившегося состояния пространства со всеми позитивными и негативными моментами. Можно сравнить с условием задачи, которую необходимо решить, и для решения требуется внимательное изучение и анализ, с учетом всех сторон, всех пунктов условия, без включения эмоциональной оценки. И только созидающая энергия Любви может дать силы воспринимать мир во всем его многообразии, при этом оставаясь в позитивном потоке.

Но принимать мир во всем многообразии не означает делать частью своей жизни каждую грань этого мира. Человек делает частью своей жизни те аспекты мира, которые созвучны его внутренним устремлениям, целям и задачам, уровню его развития. В соответствии с этим каждый человек выбирает сферу деятельности, круг общения.

Это внутреннее созвучие является основой определений свой, родной, либо чужой, инородный. В общении между людьми основополагающую роль играет их мироощущение, мировосприятие. Если представления о мире коренным образом различаются, взаимодействие будет поверхностным. Чем больше совпадающих моментов, вне зависимости от общего уровня развития сознания человека, тем теснее, глубже взаимодействие. Именно в этом случае у взаимодействующих людей возникает ощущение родного, своего.

Точные ощущения своих людей, своего дела в жизни и т. п. могут возникнуть только при формировании четких базовых личных представлений о картине мира. Пока этого нет, ощущения своего, родного будут расплывчатыми, порой обманчивыми – потому что нет внутреннего четкого камертона.

Если нет своей внутренней опоры, на которой строится представление о мире, человек ищет опору в окружающих людях. Так у человека со слабой внутренней опорой возникает зависимость от людей, имеющих прочную внутреннюю опору и стремящихся к доминированию. В этом случае человек может ощущать своим то, что является таковым для доминирующей сильной личности. У такого человека могут возникать значительные внутренние противоречия, если существует несколько сильных личностей, на которых он ориентируется, и представления о мире у этих личностей существенно различаются.

Есть и ложное понятие «родной» как относящийся к одному роду, родственнику. Сколько людей мучаются и заблуждаются по этому поводу. Эта такая жестокая программа, которая ограничивает и давит на человека всяческими уловками типа чувства вины и др. Сколько людей мучаются из-за таких «родных», которые абсолютно чужие люди во всех смыслах. И как тяжело приходить к тому, что ребенок, мама, брат и т. д. в некоторых случаях – чужие и далекие люди и осознавать это. Человек может всю жизнь страдать от таких вот «родных» людей, выполняя, например, свой долг матери, дочери и т.д. (под долгом здесь имеется в виду не физическая и материальная при необходимости поддержка, а внутренний – моральный, духовный – долг).

Тех, кто избавляется от уз такого «родства», порой называют бессовестными эгоистами. Многие долгое время заблуждаются на этот счет, кидаются из одной крайности в другую (от иллюзии близких отношений там, где их нет, – к демонстративному равнодушию). При развитии в энергиях Алля Аята все больше моментов, невидимых раньше, становятся очевидными.

Бывает и так: воспринимаешь человека, но усваивать его можешь только частично. Например, когда часть времени он на общей с тобой волне, а все остальное время… его просто воспринимаешь, не более. Есть смысл смотреть в динамике: увеличивается или уменьшается продолжительность состояния, когда человек на одной волне. Важнее всего тенденция: к сближению или, наоборот, расхождению.

На каком-то этапе сближение становится стабильным и проходится точка невозврата. Тогда люди становятся безоговорочно родными.

Сложнее сказать, возможно ли все-таки сближение, когда ранее относительно близких людей разнесло буквально на разные слои. Теоретически возможно, но практически… Хотя шанс существует. Это возможно, если обе стороны смогут выйти в общий слой и изменить свое представление о вопросах, вызывавших ранее разногласия. Если будет выбран позитивный общий слой, начнется гармоничное взаимодействие и взаимно обогащающее развитие.

Существуют различные уровни отношения человека к взглядам, образу жизни, поступкам других людей и к миру в целом.

Неприятие – резко негативная эмоциональная реакция, резко негативное оценочное суждение, не допускающее право другого человека на собственное мнение. Это самый низкий уровень восприятия.

Терпимость (определение из Википедии) – социальный, культурный и религиозный термин, применяемый для описания коллективного и индивидуального поведения, заключающегося в непреследовании тех, чей образ мыслей или действий не совпадает с твоим собственным и вызывает твое неодобрение. Терпимость подразумевает способность преследовать (наказывать) и сознательное решение не делать этого. Обычно данный термин применяется к ненасильственному поведению, основанному на достижении консенсуса, и употребляется в связи с проблемами религии, политики и морали
Терпимость означает, что люди терпят человека или социальную группу, чье отличие от окружающего большинства вызывает у них раздражение. (конец определения)
.............
На уровне терпимости человек проявляет снисходительное отношение к недостаткам других. В основе лежит его сознательное решение не преследовать (не наказывать), что предполагает возможность негативной реакции в случае, если сдерживающие факторы не достаточно сильны либо раздражение начинает превышать силу сдерживающих факторов. Тогда человек может легко опуститься до уровня неприятия. По этой причине терпимость можно отнести к разряду негативных эмоциональных реакций.

Толерантность определяется как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Но толерантность подразумевает меньшую эмоциональную вовлеченность, чем терпимость. Это понятие ближе по смыслу к понятию «воспринимать» как к одному из значений слова «принимать». На этом уровне человек допускает право другого человека на собственное мнение.

Толерантность является неким промежуточным звеном между терпимостью и принятием в смысле восприятия как наиболее осознанным уровнем мыслительной деятельности.

Если же имеет место принятие в смысле усваивания, оно может плавно перейти в конформизм как некритическое принятие и следование господствующим мнениям и стереотипам.

Для справки: конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция).
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх