Мы в социальных сетях:

О нас | Помощь | Реклама

© 2008-2024 Фотострана

Реклама
Получить
Поделитесь записью с друзьями
Vadim
Vadim
«Гадкие лебеди» – книга (Аркадий и Борис Стругацкие, 1967 г.) и фильм (Россия, Франция; реж. Константин Лопушанский, 2006 г.)

Как книга братьев Стругацких «Гадкие лебеди», написанная в 1967 году, но разрешенная к печати только в 1987 г., так и фильм, поставленный по этой книге режиссером Константином Лопушанским почти через 40 лет, на наш взгляд, заслуживают внимания и внимательного рассмотрения. В этом произведении подняты темы, которые становятся с каждым годом всё актуальнее (возможно, этого бы не было, если бы такие книги вовремя доходили до читателей и, главное, были бы прочитаны (как антоним понятия просмотрены) ими). Не будем пересказывать содержание книги и фильма, сюжет и замысел которого во многом отличаются от главной линии книги. При желании можно прочитать книгу, посмотреть фильм и познакомиться с рецензиями литературных и кинокритиков на эти произведения и их сравнительным анализом (несколько ссылок приведены ниже). В этой статье будет рассмотрено несколько моментов, которые представляются нам особенно интересными и по поводу которых у редакции сайта сложилось определенное мнение.

Ссылка на книгу в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гадкие_лебеди_(повесть)
Ссылка на фильм в Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Гадкие_лебеди_(фильм)
Текст книги: Gadkie_lebedi.rar
Рецензии:
http://prochtenie.ru/index.php/docs/423
http://scepsis.ru/library/id_1017.html

1) Фрагмент из рецензии: «Показать такое фундаментальное изменение общества без принуждения кого-либо и пытались Стругацкие. Видимо, в соответствии со своими идеалами, они задались целью развенчать представление о том, что изменение общества немыслимо без применения насилия. Но эту развенчиваемую истину, по-моему, доказывает вся история человечества».

Мнение редакции. На наш взгляд, Стругацкие хотели показать, что с применением насилия невозможно позитивно изменить общество. Любое применение насилия изменяет общество в рамках негативной системы, то есть происходят номинальные изменения, но суть не меняется и измененное общество остается таким же больным, как и до изменений. Вся история человечества подтверждает тот факт, что каждое изменение в общество вносилось при помощи силы, а что получилось в результате, мы можем наблюдать вокруг. Люди уподобились вирусам, пытаясь покорить природу и создать комфортные условия для своего существования, не смотря ни на что.

В прогнившем обществе, которое описывают Стругацкие, изменения назрели в полной мере. Но что могло бы изменить силовое воздействие – смена власти, новые порядки, построенные на гнилом фундаменте людских пороков? Мокрецы оказываются пришельцами из страшного уродливого будущего, которое наступило в результате дальнейшего разложения описанного общества. Эти посланники будущего вернулись в прошлое, чтобы привнести семена знаний о позитивном развитии, заложить основу, на которой вырастет новое общество людей, здоровых нравственно и физически. Но после выполнения своей задачи по изменению будущего человечества они исчезают вместе с тем вариантом будущего, из которого они пришли.

Фрагмент из рецензии: «Мокрецы – представители будущего человечества, новый генетический вид людей, интеллектуально и морально превосходящие обычных людей».

Если мокрецы являются представителями будущего, вернувшимися в прошлое, чтобы попытаться изменить путь развития и исчезнуть, значит, не так уж все хорошо в их будущем. Возможно, они относятся к малочисленной группе людей будущего, сумевшей выжить и раскрыть в себе скрытые возможности, и специально готовились для выполнения этой миссии.

Фрагмент из рецензии: «В оффлайн-интервью Борис Стругацкий подтвердил, что мокрецы явились из будущего. Но это будущее такое страшное, что они вернулись в прошлое, пытаясь его изменить. Успех операции изменил будущее и уничтожил мокрецов».

Мокрецы обращаются к детям, которые еще не погрязли в болоте, в котором живут их родители, и показывают им возможности построения нового светлого мира, учат думать и созидать мыслью. И в какой-то момент пришельцы из будущего вместе с детьми при помощи только своего сознания, своей чистой мысли вносят позитивные изменения в пространство, которое, расширяясь, выталкивает из города старый прогнивший мир. Люди, погрязшие в болоте повседневности, не желающие учиться думать и менять свою жизнь, уезжают из города. А сам город – язва на теле планеты – исчезает, растворяется в лучах Солнца. Остаются только повзрослевшие дети – созидатели новой жизни.

Можно сказать, что нарисованная авторами картина нереальна. Но они предложили новый путь развития общества – через работу сознания, а не посредством насилия и подавления личности человека. И, пожалуй, это единственный путь изменения в позитивном направлении, позитивного развития человека как личности и общества в целом.

2) Фрагмент из рецензии: «Создатели фильма не пошли по пути слепого копирования книги. Сознательно или нет, но им удалось избежать фальши финала. Тезис Стругацких, самими ими неосознанно опровергнутый, был окончательно зачеркнут».

Мнение редакции. Идея создателей фильма «Гадкие лебеди» полностью противоположна замыслу Стругацких. Они показали силовой вариант развития событий, который, несомненно, выглядит более реально в мире, полном жестокости и насилия. И если в романе победила сила созидающего Сознания, то в фильме взяла верх негативная система подавления личности. Возможно, критики осуждают авторский замысел финала и считают единственно возможным финал, искусственно сформированный режиссером, именно потому, что человечество так устало надеяться на позитивный исход изменений, исключающих насилие. Может быть, потому, что попытки действительно позитивных изменений просто не предпринимались на протяжении многих веков истории и все, что называлось «светлым» и «революционным», на самом деле оказывалось в итоге очередным оборотом все в том же замкнутом круге и не выходило на новый виток – не круга, а уже спирали?

Вспомним определение революции из толкового словаря: «Революция – глубокое качественное преобразование в какой-либо области, ведущее к коренному обновлению и усовершенствованию чего-либо». Все больше людей постепенно приходят к пониманию того, что можно бесконечно переставлять в комнате мебель, менять спутников жизни, голосовать за разные партии, утверждать разные социальные правила, призывать следовать какой бы то ни было методике, – но все это будет пустым по своей сути, поверхностным выдергиванием сорняков из полного булыжников и коряг слоя почвы, пока стремящиеся к изменениям люди не начнут действительно менять свою глубинную суть, свое сознание.

При революционных изменениях сознания отпадает необходимость в том, что традиционно (в соответствии со сложившимся стереотипом) имеется в виду под словом «революционный».

Следование любой методике стоит в этом же бессмысленном ряду. Что такое методика? – «Совокупность методов и приемов целесообразного проведения, практического выполнения какой-л. работы» (определение из словаря). Самая позитивная методика может внести позитивный вклад в развитие человека и общества, но только на начальном этапе, который невозможно (без серьезных последствий, которые в общем можно обозначить как заболачивание сознания) искусственно продлевать, бесконечно откладывая момент, когда любая методика, сыграв свою прогрессивную начальную роль, оказывается несостоятельной и остается единственный вариант движения (а не его иллюзии) – каждому делать самостоятельные шаги, опираясь уже не на компоненты методики, а исключительно на внутренние ростки светлого и позитивного.

Интересно, что толковый словарь дает в качестве антонима слова «революция» понятие «эволюция». Возникает такая мысль: если эволюция (процесс постепенного изменения, постепенного развития) идет в позитивном направлении, без уродливых скачков и провалов исторического развития, потребность в революционных изменениях вообще отпадает.

3) Стругацкие изобразили детей не по годам мудрыми, но не лишенными эмоций, способными улыбаться и «светиться изнутри». Слова из повести: «Есть такое выражение: лицо, освещенное изнутри. Именно такое лицо было у Ирмы...» Читая роман, невольно встаешь на сторону детей, ведь они правы в своих высказываниях и отношении к уродливому миру, который их окружает.

Никакого намека на гипнотическое воздействие Ирмы (как представителя детей) на ее отца (как представителя мира взрослых) в повести нет. (Намеренного гипнотического воздействия со стороны Ирмы в паре эпизодов, упомянутых критиками, нет. Банев был в шоке и растерянности, увидев какой стала его дочь. В таком состоянии человек может становиться ведомым.)

Другое отношение к событиям пытаются вызвать у зрителя создатели фильма. Они показывают детей похожими на зомби – черные длинные одежды, монотонная, безэмоциональная речь. Делается это, чтобы усилить образ врага и оправдать жесткие действия военных в финале, придуманном создателями фильма, видимо, таким образом стремившимися представить произведение в более реалистичном, исходя из взглядов современной аудитории, виде.

4) Фрагмент из рецензии: «Но сознание людей и условия их существования так тесно связаны, что изменить первое, не меняя второго, невозможно».

Мнение редакции. К этому хочется добавить: изменение условий существования тем более невозможно без изменения сознания.

5) Фрагмент из рецензии: «Напоследок хочется сказать, чем может быть полезен этот фильм (а также книга. – Прим. редакции.). Он дает понять, что существующее общество нуждается в изменении, оно отвратительно своей несвободой и навязываемыми приятными формами рабства. Он показывает, что само по себе общество никогда не изменится к лучшему».

Мнение редакции. С этим можно согласиться без комментариев.
Рейтинг записи:
5,5 - 1 отзыв
Нравится1
Поделитесь записью с друзьями
Никто еще не оставил комментариев – станьте первым!
Наверх